Актуальность боевых единоборств в современной боевой подготовке. Реальное айкидо Любомира

Автор:
Опубликовано: 2117 дней назад (2 марта 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Айкидо - целая философия, дававшая в бою преимущество совершенству
духа, а не силы. Совершенство духа для айкидо - это спокойствие от
страха, ненависти, это победа над противником своим духом еще до
начала поединка. Смерть в таком поединке как бы исключается, ибо
айкидока не хочет убить противника, и в то же самое время не боится
собственной смерти. В конечном итоге айкидо показывает
бессмыленность физической силы без духа, и в силу этого айкидо
своей гармоничностью постигает большую красоту движений. Благодаря
подобным своим свойствам айкидо дает куда большой простор для тех,
кто его изучает, предельно расширяя их число, и по возрасту, и по
полу, и по физическим возможностям, и при этом не требует полной и
абсолютной отдачи от всех, требуя от них не столько физического
напряжения, сколько духовного.
Айкидо во многом отличается от других единоборств, в том числе в
том, что не признает нападения и его применение следует лишь после
нападения противника. Тщеславие, гнев, самонадеяность в айкидо лишь
вредят бойцу и само применение приемов следует лишь при крайней
необходимости.
Столь высокие требования к айкидоку привели к тому, что в айкидо
стали достигать успеха люди сильные, прежде всего психически,
обладающие достаточно высоким духовным развитием. Конечно айкидо не
является чем-то совершенно идеальным и уникальные его качества
отнюдь не абсолютны. Эти качества лишь несколько меняют
традиционное искусство единоборств Японии и конечно не могли
избавить айкидо от того, чего сам Уйешиба не хотел - от
формирования нескольких стилей. Все же это произошло и стоит
перечислить школы и учителей, ставших родоначальниками новых
направлений, в общем-то все еще едином искусстве айкидо.
Оригинальное айкидо, развиваемое мастерами Тадаши Абе, Морхиро
Сайто, Хироши Тада, Кошимицу Ямада, Морихеи Уйешиба развивается в
рамках АЙКИКАЙ федерации под руководством сына Морихея Уйешибы -
Кишомару Уйешибы.
Другой мастер Гозо Шиода основал в 1995 г. институт Йошинкан,
руководство которого после смерти учителя взял в свои руки Тсутоми
Чида, и из этого института вышли мастера Коичи Иноуе, Такаши
Кушида, Сиеши Такеда.
Кенджи Томики, занимавшийся у Морихея Уйешибы, ведет секцию айкидо
в институте дзю-до - Кодокане где попытался соединить искусство
айкидо и дзю-до.
Свои стили имеют еще несколько мастеров: Накамура, стиль -
дайто-рью; Мицузуки, стиль йосеикан; Хараи, стиль коридо; Кенью
Шимицу, стиль тендо-рью.
Но этот список стилей был бы неполным если бы я не упомянул школу
реального айкидо и его родоначальника - сербского мастера Любомира
Врачаревича. Я понимаю, что упоминание имени мастера, в России еще
недостаточно известного, вызовет множество вопросов, тем более что
это касается подготовки войсковых формирований, в которой всегда
предпочитались собственные мастера, благо в России и раньше в них
недостатка не было.
У вас в клубе уделяют внимание КИ? | Зачем мы занимаемся айкидо?
0 # 3 мая 2012 в 16:47 0
Тем не менее одна из целей моей статьи - попытаться отметить то у
Любомира Врачаревича, что приближает его стиль ближе и к воинской
подготовке и к российской почве.
Прежде всего следует привести краткую биографию Любомира. Родился
он 6 мая 1947 года в тогдашней Югославии, в г. Вараждин
Социалистической республики Хорватия.
С детства Любомир начал заниматься спортом и успел достигнуть
хороших результатов в дзю-до, плавании и ватерполе, занимая
призовые места на первенствах республик и даже Югославии.
Его решение занятся айкидо в своих двадцать два года было довольно
смелым для тогдашней Югославии где об айкидо было немного известно.
Отчасти его к этому подталкнуло ранение ножом в драке, возникшей на
одной из дискотек в 1968 году, где Любомир и пару его друзей
подерживали порядок. Пожелав достичь совершенства в знании боевых
единоборств, Любомир с несколькими товарищами дзюдистами начал
самостоятельно изучать джиу-джитсу и айкидо. Большим счастьем для
Любомира было то, что уже на первом году его занятий айкидо в
Италию приехал один из великих мастеров айкидо Хироши Тада.
Собрав денег на поездку в Рим, где должен был пятнадцать дней
проходить семинар по айкидо, Любомир, попав к мастеру Тада,
старательно повторял все то, что тот показывал. После этого Любомир
основал первый клуб в Югославии - "Први Врачар" с центром в клубе
боевых единоборств спортивного центра Врачар (Белград). Когда в Рим
опять приехали великие мастера айкидо Хироши Тада и Тошио Немото,
Любомир пригласил этих мастеров в Белград для посещения первого
югославского клуба айкидо.
За три года упорной работы к Любомиру пришла известность и он, став
мастером айкидо в основном в одиночку, разъезжал по многим городам
Югославии, основывая клубы айкидо и подбирая талантливых ребят на
роль своих асистентов. Новые клубы стали возникать в Младеновце,
Вршце, Чачке, Новом Саде, Битолье, Титограде, Неготине, Лебану,
Сомбору, а потом и в других местах, чье число к 1972 г. достигло
двух десятков. Любомир тогда уже получил первым в Югославии диплом
тренера айкидо и с ним уже в 1974 году основал свой первый
иностранный клуб в Венгрии, за которым последовали клубы в Австрии,
Швейцарии, Болгарии, Германии, Греции, Румынии. До 1978 г. Любомир
провел девять всеюгославских и международных семинаров по айкидо.
Наконец, в 1978 г. Любомир предпринял трехмесячное путешествие в
Японию по приглашению мастера Тошио Немото. Здесь Любомир смог
учиться у сына Морихея Уйешибы - Кишомару Уйешибы, носителя черного
пояса - 10 дан, чьими асистентами были Хироши Тада (8 дан), Масуда
(8 дан), Ямагучи (8 дан), Кацуо Чиба (6 дан), Китамура (5 дан),
Тошио Немото (4 дан). У Уйешибы Любомир тренировался по 4-5 часов в
сутки и не раз, выступая тому асистентом, был великим мастером
приглашен на обед, что в Японии считается большой честью.
Не оставил Любомира вниманием и его первый учитель Тошио Немото,
давший ему много ценных советов.
Любомир находясь в Японии решил использовать свое пребывание там с
максимальной полезностью и успел побывать и у многих других великих
мастеров айкидо, в том числе у основателя стиля тэндо-рью Кенью
Шимицу (8 дан) с которым они стали хорошими друзьями. Благодаря
своей настойчивости Любомир посетил даже легендарного мастера
каратэ Гогена Ямагучи (черный пояс - 10 дан).
0 # 27 мая 2012 в 12:34 0
Тем не менее Любомир упорствовал в своем нежедании перенимать все
то, что увидел в Японии и вовсе не из-за стремления к
оригинальности, но и из-за того, что он понял, будучи в будистком
храме, что он, как и всякий европеец, не сможет стать японцем по
духу, не сможет перенять даже за всю свою жизнь японский дух,
формируемый десятками поколений. Любомир хотел остаться тем, кем
родился и поэтому решил создавать свой стиль, идти собственным
путем. Однако создание собственного стиля не стало для Любомира
дорогой к славе и богатству. И поныне Любомир остался человеком
простым в обращении и далеко не богатым, что учитывая его
известность, определенный нонсенс в нынешнем мире, в особенности на
его Родине, где балканский характер смешался с духом нового
капитализма весьма схожего аналитическому духу России.
Создание реального айкидо для Любомира было внутренней
необходимостью, и он пришел к мысли о его создании сам, не имея
подержки в ком либо другом.
Но и для создания реального айкидо должно было пройти время. В 1989
году когда Любомир со своими ассистентами основывает союз айкидо
Югославии, для этого было еще не время, и Любомир имея много
хороших наработок, предпочитал не торопиться, изучал опыт других и
привлекал к тренировкам в своих клубах известных мастеров, один из
которых Кэнью Шимицу (8 дан) десять лет ежегодно посещал Югославию
по приглашению Любомира. В это время следуют еще десятки
всеюгославских и международных семинаров по айкидо, один из которых
он вел по просьбе европейской будо академии, чьим тренером являлся.
Любомир тогда уже был тренером высшего разряда не только по айкидо,
где получил 5-й дан, подтвержденный мастером Кэнью Шимицу, но и по
джиу-джитсу и дзю-до и стал главным тренером сборной Югославии по
айкидо. Любомир опять посетил Японию, где вместе со своим
асистентом Братиславом Стайичем начал учиться в центре мировой
федерации айкидо - Йошинкан, где главным учителем был Гозо Шиода.
Гозо Шиода тогда был болен и вместо него тренировки вел его первый
асистент Тсутами Джида, с которым и тренировался сам Любомир.
Техника Любомира тогда привлекла большое внимание японских
мастеров, ибо он в ней использовал много своих оригинальных
разработок, а не копировал японские.
В Йошинкане Любомир успел все таки увидеться с тяжело больным
мастером Гозо Шиода, которому до смерти оставался год, и тот лично
подписав диплом Любомира, принял его в члены своей федерации.
Но не только Йошинкан посетил Любомир, буквально через два дня
после его возвращения в Белград, к нему из Токио обратился его
товарищ Бода Миялкович, известный в Японии сербский мастер боевых
единоборств, многократный чемпион по дзю-до Югославии и Р. Сербии,
также и Белградского университета, и пригласил его посетить
императорскую палату в Токио. Там Любомир общался с главным
инструктором императорской охраны и смог обменятся с ним и с его
подчиненными опытом боевых единоборств.
И вот лишь после внимательного изучения чужого опыта, и оценки
опыта собственного, Любомир в 1993 г. официально оформил свой стиль
реального айкидо, принятый со стороны мастера Гозо Шиоды, в мировой
федерации реального айкидо.
0 # 4 июня 2012 в 06:13 0
Сейчас эта школа достигла мировой известности. Через нее прошло 120
тысяч учеников, дав 180 мастеров, а сам Любомир Врачаревич стал
мастером 8-го дана и провел больше ста семинаров по айкидо. Ныне в
мире более чем двадцати трех странах: Югославии, Российской
Федерации, Румынии, Венгрии, Македонии, Германии, Украине,
Белоруссии, Канаде, Казахстане, Киргизии, Иордании, Палестине,
Южной Африканской республике, Ливии, Гвинеи, Азербейджане, Грузии,
Италии, США и Объединенных Арабских Эмиратов имеется 180 клубов,
что далеко не малая цифра, и число клубов и стран постоянно растет.
Для реального айкидо готовят тренеров на факультете физкультуры
университета в Новом Саде, где Любомир Врачаревич является
профессором. Вышло 12 книг по реальному айкидо под редакцией
мастера, а именно: "Лепши пол - йачи пол" (Красивый (аналог слабый)
пол - сильный пол на сербском; "Самоодбрана од ножа" (Самооборона
от ножа) на сербском; "Айкидо" - четыре издания на сербском;
"Одбрана од ножа" (Оборона от ножа) на сербском и арабском; "Айкидо
от начинающего до мастера" на сербском и русском; "Одбраните се без
страху" (Защитите себя без страха) на словенском; "Реальное айкидо"
- книга с текстами на русском, сербском и английском; "Специална
одбрана" (Специальная оборона) на арабском и "Айкидо" на
украинском, и наконец "Обучавао сам телохранитеяе (од Мугабеа и
Гадафийа до царске палате у Токиу)" (Я обучал телохранителей (от
Мугабэ и Каддафи до императорской палаты в Токио), вышедшей на
сербском и чье издание готовится на русском.
Уже краткое ознакомление с реальным айкидо дает понимание его
значительного отличия от японского оригинала. И дело даже не в том,
что религиозное влияние буддизма из реального айкидо Любомир
устранил. Стремясь приблизить айкидо к современной жизни, Любомир
изучал не только законы жизни, анатомии и психологии, но и опыт
накопленный при подготовке военослужащих и работников
правоохранительных органов и смог создать эффективную систему
самообороны, дающую знания борьбы с вооруженным противником, с
несколькими противниками и учащую бойца контролировать противника
психически и физически, правильно строить тактику боя и эффективно
обезвредить его, по возможности не причиняя ему вреда.
Большое внимание в реальном айкидо уделяется психологической
подготовке бойца, дающее ему решительность, концентрацию,
координацию, уверенность в себе и готовность преодолевать
собственные страхи.
В реальном айкидо развиваются и те глубинные принципы, что
закладывались в джиу-джитсу и айкидо многими мастерами. В реальном
айкидо нет прямолинейных движений, но боец использует принцип
среды, формируемой множеством кругов проходящих через тело
человека. Движения айкидоки в реальном айкидо гармоничны, и не он
навязывает противнику свою энергию, но использует энергию
противника. Большое внимание уделяется и синхронизации движений,
дающей возможность бойцу действовать практически автоматически.
Развивается в реальном айкидо и скорость движений. Айкидока должен
уметь держать себя в руках, будучи сосредоточенным и в то же время
внутренне спокойным, не давая своему гневу вырываться наружу в
суетливых и бессмысленных движениях. Он должен выдерживать
спокойствие духа не только на тренировке, но и в обыденной жизни,
всегда стараясь избежать контакта и высшую свою победу видеть в ее
достижении без борьбы. Даже действительного противника он должен
воспринимать, как человека скорее ошибающегося и стараться нанести
ему как можно меньше повреждений.
0 # 13 июня 2012 в 18:05 0
В то же время сама тренировка айкидо отнюдь не легка. Конечно она в
какой-то мере увлекательна и вырабатывает у айкидок автоматизм. Сам
тренер держится определенной меры, дабы повторения дали обратный
эффект. Но айкидока должен быть готов вытерпеть и различные
удушения, болевые приемы, неудачные падения и удары. Чем дальше
хочет идти айкидока, тем сильнее препятствия перед ним. В реальном
айкидо эти препятствия не столько во множестве приемов (две-три
сотни, хотя у самого Уйешибы их было 2664), сколько в умении их
комбинировать. Все приемы могут практически переходить из одного в
другой, выполняясь в непрерывном движении при соблюдении правил
тактики.
Сила, выносливость, гибкость, плавность, быстрота при этом очень
важны и они вырабатываются у тренирующегося в течении всей
тренировки, причем особое внимание уделяется рукам, которые
занимают главное место как благодаря большому количеству рычагов и
удушающих, выполняемых ими, так и броскам и ударам (атеми-ваза),
причем последние наносятся в основном основанием ладони, и в
реальном айкидо получили очень большое распространение.
Если ко всему этому приложить уже упоминавшееся свойство айкидо,
открывавшее дорогу всем возрастам почти с любой подготовкой, то
видится сколь много реальное айкидо может дать воинской подготовке.
Ведь очевидно, что в ней придется проводить сжатую подготовку людей
с весьма различными психофизическими возможностями и при этом по
возможности избегая серьезных повреждений. Реальное айкидо
обеспечивает такую возможность, ибо дает каждому нагрузку по силе.
Вполне возможно, что многим обучаемым больше будет по душе какой-то
иной вид единоборств, но реальное айкидо не помешает, и вредных
навыков у них невыработает. Уже одно то внимание какое придается в
реальном айкидо силе суставов послужит подпорьем в военной службе,
где это качество довольно необходимо, а что касается умений вести
бой с вооруженным противником или с несколькими противниками то
полезность их беспорна. То, что и автоматическое оружие не спасает
бойцов на войне от плена, особенно при нахождении в потенциально
неприятельской среде факт очевидный и знание реального айкидо
только прибавит уважения военнослущим часто действующих в довольно
нецивилизованных местах. К тому же и умение относительно безбольно
обезвреживать любые неприятельские элементы, в том числе и
гражданских лиц, включая слабый пол и стариков умеющих линчевать
солдат, даст военнослужащему определенную культуру при наличии
которой он не будет уж с таким пылом увлекаться применением
кулаков, входя в раж от вида крови.
Но особое значение реальное айкидо имеет при охране тех или иных
важных персон, когда в толпе следует не только быстро обнаружить
нападающего, но так же быстро его обезвредить.
Так что реальное айкидо - вещь нужная при военной подготовке - это
не просто теоретические рассуждения.
0 # 28 августа 2012 в 17:45 0
Любомир Врачаревич свое реальное айкидо создавал одновременно с
деятельностью по подготовке различных, в основном специальных,
формирований югославской народной армии и югославской милиции,
которую он вел еще семидесятых годов. Так, что реальное айкидо во
многом и возникло благодаря опыту, который Любомир получил при
обучении современных воинов. Уровня же требований в старой
Югославии к собственным вооруженным силам недоценивать не надо и,
что ЮНА, что милиция - имели подготовку на вполне мировом уровне, а
то, что это не спасло саму Югославию - такая же вина их подготовки,
как и то, что подготовка советской армии виновна в развале СССР.
Любомир обучал не только в вооруженных силах Югославии, но и в
нескольких иностранных государствах. После шестилетнего опыта
обучения различных формирований Югославии, в конце работы с группой
телохранителей югославских послов получил еще одну группу, на этот
раз иностранную. Это были телохранители Роберта Мугабе, президента
только что созданного государства Зимбабве, с которым Югославия
сразу установила хорошие взаимоотношения. Таким образом Любомир
смог первым обучить телохранителей первого президента одного из
наиразвитых африканских государств, и за два года обучение у него
прошли не только они, но и вся тамошняя госбезопасность.
Но гораздо более значительным был объем работ, который Любомир
провел в Ливии с 1982 по 1985 гг. обучая не только телохранителей
президента Муамара Каддафи, человека имеющего большие основания
опасаться за свою жизнь, не только тамошние спецслужбы, но и многие
формирования специального назначения. Конечно к арабам можно
относится как угодно, и общее военное искусство ливийской армии
может вызывать споры, хотя это не мешало ей воевать и с Францией, и
с Америкой, и еще со многими государствами, но то, что к
специальным формированиям в Ливии предъявляют высокие требования,
сомнений быть не должно. Не знаю о всей ливийской армии, но ее
специальные формирования появлялись во многих странах Африки и,
возможно, мира, и уровень психофизической подготовки у них без
сомнения высок. Любомир готовил эти спецформирования по обширной
програме, и уже то что они обучались бою под водой говорит о том,
что это не было обычным единоборством.
Думаю, что не особо большой тайной будет и участие Любомира в
обучении различных формирований в Республике Сербской, поэтому к
опыту человека, обучавшего силовые структуры в четырех
государствах, следует отнестись внимательно.
Только то, что столь большого успеха Любомир достиг своим трудом,
заслуживает уважения.
0 # 24 февраля 2013 в 21:02 0
Еще большие внимание и уважение стоит проявить к Любомиру
Врачаревичу, учитывая его труд по распространению реального айкидо
сначала в бывшем СССР, а ныне в Российской Федерации, Украине,
Казахстане, Киргизии и в ряде других постсоветских республик.
Первый визит на наши просторы Любомир сделал в ноябре 1989 г.
вместе со своим асистентом Братиславом Стайичем (3 дан), когда ими
в Свердловске был проведен семинар по айкидо. После еще четырех
семинаров в этом же городе, проведенных в 1989 г., в которых также
приняли участие жена Любомира - Вера (4 дан), его дочь Анна (2 дан)
и асистент Йовица Миркович (1 дан), в Свердловске с помощью
тамошних клубов каратэ "Киокушинкай" (председатель Степанов С.В.),
ушу "Ясимовый цветок" (пред. Плетнев В.Н.), областного
спорткомитета (пред. Кузнецов А.И.), МЖК "Комсомольский" (президент
Королев Е.М.), физкультурно- оздоровительного комплекса (директор
Кузьмин Л.А.) и многих других организаций и людей был организован
первый центр реального айкидо. Первыми тренерами тогда стали
Галицкий, Калинин, Лаптев, Шавкунов и на этом дело не остановилось,
с января по октябрь 1990 г. Любомир посетил Киев, Алма-Ату, Москву,
Ленинград, проводя семинары, расширяя число стороников реального
айкидо. Ныне в одной только России число клубов реального айкидо
достигло сорока, а немало их и по другим республикам бывшего СССР.
Еще одно признание своей деятельности Любомир Врачаревич получил 15
мая 1998 г. когда его и основателя русского стиля рукопашного боя
Кадочникова А.А. избрали действительными членами Академии Наук о
Земле (г. Москва) - по отделению боевых искусств с присвоением
звания академика, чьими членами являются также Цыпурский И.Я.,
чемпион Европы по дзюдо, и неоднократный чемпион страны по самбо,
основоположник стиля киокушинкай в каратэ Танюшкин А.И. и президент
Евро-Азиатского комитета Степанов С.В., известный тренер по боксу
Белярский М.В., бельгийский мастер каратэ (стиль вадорью - 5 дан)
Андрэ де Рейк, вице-президент Федерации контактного каратэ Мозгов
Г.К., президент международной ассоциации национальных организаций
контактного каратэ Моисеев С.Е. и другие известные мастера.
Не обошли вниманием реальное айкидо и министерства внутрених дел
России и Казахстана, и Любомир стал преподавателем академии МВД
обеих стран.
В России Любомир Врачаревич был награжден почетной грамотой МВД
России от генерал - лейтенанта Фетисова М.Г. и знаком "За отличную
службу в МВД".
Так что думается, что Любомир своей деятельностью заслужил внимание
со стороны хотя-бы российских вооруженных сил и пора бы поднять
изучение реального айкидо, как впрочем и ряда других единоборств
вроде того же "русского стиля" на куда более серьезную ступень на
общегосударственном уровне.
В России, конечно, есть много мастеров, но пренебрегать творчеством
человека, создавшего что-то свое, причем являющегося славянином, не
стоит. Не надо изучать российские копии неверных копий японских
мастеров, если есть возможность принять настоящее творчество
реального айкидо. Больших проблем в усвоении реального айкидо не
будет, оно без особых сложностей дополнит в России джиу-джитсу,
дзю-до, самбо, кунг-фу и некоторые иные единоборства, уже имеющие
опыт применения в вооруженных силах, конечно в весьма малых
масштабах. Реальное айкидо вполне может привиться на российской
почве, и это уже можно считать вполне доказанным.