Девушки в боевых искусствах (статья Дианы Черняковой, журнал "Сатори")

Автор:
Опубликовано: 1794 дня назад (23 сентября 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Рискну предложить вниманию уважаемых айкидок завалявшуюся в моих архивах статью из журнала "Сатори". В свое время она меня очень порадовала адекватным и спокойным взглядом на феномен женщин в боевых искусствах (что встречается не так-то часто!). Думаю, девушкам, практикующим айкидо, будет интересен этот материал.
Кимоно | Нужен совет!
0 # 26 сентября 2012 в 06:25 0
Когда Диана почти дошла до своего дома, было около десяти. Шаги за спиной ее сон-сем не встревожили, а когда она все-таки захотела обернутся, оказалось, что уже поздно...
Откровенно говоря, неприятно, когда тебе зажимают рот, а если вдобавок плюхаешься лицом в мокрую глину — это еще неприятнее. Нападавшему было лет девятнадцать и, судя по его суматошным движениям, большого опыта в этом деле у него не было. Навыки самбо сработали скорее инстинктивно: проворот, мостик, толчок — и вот она уже на ногах. Нападавший вскочил почти одновременно, но этого «почти» ей хватило для принятия боевой стойки, впрочем, продолжения - не последовало. Убегающий «агрессор» получил • напоследок маэ-гери в спину и рухнул на землю. Такого великолепного удара у нее не получалось еще ни разу. Спустя некоторое время незадачливый покуситель кое-как встал и понуро побрел прочь...
Больше всего поразило Диану то, что все это произошло в десять часов утра!Конечно, можно было бы драматизировать эту историю, увеличив число нападавших негодяев и расписав круто проведенные приемы. Теуя более, что эффектные комбинации, когда миловидная девушка раскидывает тьму противников, или выходит с голыми руками против амбала с топором, хорошо знакомы нашему видеозрителю в исполнении Анджелы Мао, Синтии Ротрок или Линь Цгоань. Но у нас речь пойдет не о подобных «девушках-тиграх^, а о тех, кто живет рядом.
Что толкает москвичек, харьковчанок, минчанок, жительниц других городов и селений СНГ к занятиям таким, вроде бы, не женским делом? По мнению большинства представителей мужского полз — только дурь. В ответ на вопрос «Как ты относишься к девушке, занимающейся боевыми искусствами?», многие ответили мне известной шуткой что «детям нужно молоко, а не взбитые сливки». Поэтому данная статья базируется в основном на личных впечатлениях автора, а не на материалах каких-либо опросов населения или бесед с-тренерами.
...Ира занимается еще не так давно. В секцию она пришла по рекомендации своей давней подруги, с которой теперь вместе приходит и уходит, они и ещё несколько девушек, которые познакомились здесь, образовали достаточно плотную компанию. Для них тренировки — только часть совместного времяпрепровождения. До начала занятия и после него толпятся, обсуждая что-то свое, совсем не имеющее отношение к боевому искусству. Ира даже не надеется, что изучаемые приемы, достаточно красиво ею исполняемые, действительно помогут ей в критической ситуации. Для нее это скорее модный способ проводить время. Ей очень нравится ходить в кимоно с разными нашивками, щеголять малопонятными терминами, где надо и не надо кричать «ужасным» голосом «Кия!» Но когда мода сменится, она совершенно спокойно начнет заниматься, к примеру, индийскими танцами и сменит кимоно на сари. В конце концов, для нее боевое искусство действительно нечто вроде гимнастических танцев наподобие аэробики, которой она занималась до того, как пришла в эту секцию.
Под гимнастику у нас поначалу маскировали многие направления боевых искусств — к примеру, китайские, когда так хотелось их «реабилитировать» и отделить от каратэ. Еще до того, как вошло в обиход слово «ушу», была известна «гимнастика плавных движений»,фактически являвшаяся вариантом тайцзи-цюань. А затем бум «гим-настизирования» коснулся каратэ, из синтеза которого с аэробикой родилась каратэробика — прекрасное занятие для таких девушек, как Ира.
...Оля сменила уже несколько секций, проводя в каждой примерно по году. Двигается она неплохо, но на тренировках больше посматривает по сторонам на парней. Умение высоко бить ногами нельзя назвать главной характеристикой юноши ее мечты, однако является непременной чертой ее абой-фрэн-да», и весьма желательной — будущего мужа. Оля считает, что задача мужа — обеспечение и защита семьи, а домашние хозяйственные дела она готова взять на себя. Тем более, что теоретически такой брак обещает ей достаточно спокойную жизнь: муж- Телохранитель, господство в доме и мир в нем, ибо всю отрицательную энергию муж будет выплескивать иа тренировках, которые вряд ли бросит. Пока же она вся в поиске и является душой
0 # 30 сентября 2012 в 16:04 0
компании. Парням Оля нравится не только как весьма привлекательная девушка, но и как человек, с которым интересно общаться, в том числе — на темы, связанные с боевыми искусствами, в которых она «варится» дольше многих из них.
Один из моих приятелей, инструктор боевых искусств, недавно женился на своей ученице. Похоже, что пара получилась удачная. Я знаю еще несколько подобных браков, хотя отношение к ним неоднозначное. Многие считают, что для обоих — это начало конца занятий боевымп искусствами и постепенного погружения в быт. Некоторые полагают, что отношения подобного рода между занимающимися разрушают дух секции, и что «когда человек вступает на татами, понятие «пол» для него должно перестать существовать». В то же время некоторые школы, стремящиеся соблюдать клановые традиции и приближать занимающихся друг к другу, такие браки поощряют и приветствуют. Свадьба двух учеников в них — праздник для всех, а ребенок, рожденный в таком браке, считается будущим учеником школы.
...Арина тоже пришла в секцию в поисках парня, но, в отличие от Оли, ей практически все равно, каким спортом и [де заниматься. Главное, чтобы вокруг было как можно больше ребят. Почему боевые искусства? Ну, во-первых, представителей сильного пола там гораздо больше, чем девушек, значит и конкуренция меньше. Во-вторых, на волейбольной или баскетбольной тренировке особо не пофлиртуешь — народ носится так, что никакой Амур за ним не угонится. А вот единоборства, когда ты один на один с партнером, для этих целей подходят больше. Можно изобразить все что угодно: наивность, беспомощность, усталость, хрупкость. Да мало ли чего! А уж если ненароком пальчик зашиблен, то вообще открывается широкое поле для «творческой» деятельности. К тому же, если твое поведение вызывает некоторое напряжение у окружающих, их можно всегда успокоить. Мол, ты не пристаешь к нему как к мужчине, а ищешь помощи у старшего, у наставника, у более опытного собрата. А что глазки в этот момент успела состроить, так это по привычке.
Для такого «бойца» на тренировке самое страшное — потечет у Эке косметика или нет. Остальное неважно. Смыть перед занятием краску для Арины значит потерять лицо. О технике выполнения упражнений говорить не приходится. Утешает одно. Как только такая Кар-менсита успокаивается, она очень быстро исчезает из додзё. И слава Богу!
...Алла занимается, как сама говорит, исключительно с лечебной целью. Кто-то сказал ей (а может, она вычитала это из книг, посвященных восточным системам оздоровления, до которых большая охотница), что эти занятия помогут сохранить фигуру, избавиться от остеохондроза, долго не стареть. Она несколько старше окружающих и охотно дает советы о том, как лучше психологически подготовиться к тренировке, как при этом правильно питаться. Сюда она пришла после курсов массажа. Параллельно ходит на лекции по биоэнергетике и еще хочет заняться изучением китайской философии, чтобы лучше разобраться в том, почему все эти движения проводятся именно так, а не иначе. Но когда дело доходит до спарринга или до отработки ударов на мешке, она сразу тушуется, -старается стать как можно менее заметной. Такие люди используют боевые искусства только как ступеньку на своем пути, переходя от них к изучению сперва философии, а потом вообще традиций и культуры Востока или к занятиям целительством. Фигуру при этом они, как правило, сохраняют.
Появление в боевых искусствах многих девушек связано также с тем, что психологи называют андрогенной психологией. Слово это означает проявление мужских черт характера у прекрасной половины человечества.
..Лидия, пожалуй, типичный представитель данной формации. Невысокая, гармонично развитая мальчиковая фигура с короткой стрижкой, озорное курносое лицо. Вся она похожа на подростка-оборванца. Быстрая, порывистая, шумная, непосредственная до курьезов. Ей важны именно сами занятия. Относится она к ним так, как относился бы любой нормальный парень. В отличие от многих своих подруг, Лидии и в голову не придет, что мальчик, который так хорошо бьет ногой, еще и симпатичный, и что с ним можно сходить куда-нибудь.
0 # 1 октября 2012 в 06:57 0
Не задумывается она над тем, как эти занятия влияют на ее фигуру, внешность, отношение к ней окружающих. Ей важно выразить себя как бойца, поэтому спарринг для нее — самое интересное и захватывающее из всего, чем она здесь занимается.
Спросите любого парня, практикующего боевые искусства, о том, что привлекает его в них и вы получите ответ Лиды. Кроме того, у девушек, и у ребят занятия эти, как правило, выразительно снимают агрессивность. Мешок, по которому наносятся удары — это ведь тоже манекен, отчасти выполняющий роль тех, которые мудрые японцы ставят у себя на предприятиях или в фирмах. Размял кулаки о резиновую фигуру своего начальника, и на душе полегчало! Одни снимают так свою агрессивность сознательно, другие, которых большинство, делают то же самое неосознанно. Но есть и иные.
...Жанну среди других девушек выделяет то ожесточение, с которым она занимается, особенно когда отрабатывает удары по мешку. Спарринговать с ней побаиваются даже некоторые ребята. Боевое искусство для нее именно боевое. Жанна часто повторяет: «Я живу в районе, который считается опасным и хочу быть уверена в том, что если кто-нибудь ко мне сунется, он получит как следует». Идеальным средством, конечно, была бы большая собака. Например, бультерьер, но держать ее дома нельзя. К тому же, и купить, и содержать не на что. Газовый баллончик может и хорошая ведь, но его еще надо найти, да и применишь не везде. А если в лифте кто пристанет? Так что надо полагаться на свои силы и сноровку. И то, и другое Жанна нарабатывает очень активно. И в философию не лезет. Для нее главное — «вырубить» противника.
Появление женщин в боевых искусствах, и особенно их участие в соревнованиях, вызвало в свое время большую дискуссию по поводу того, чему женщин учить и как проводить их поединки. Ведь, к примеру, система протекторов рассчитана, в основном, на мужскую конституцию. Понятно, что спарринги партнеров противоположного пола не проводятся. Но в организации боя между девушками тоже пошли по разным направлениям. В дзю-до, например, было принято решение сильно сократить арсенал разрешаемых приемов, из которого, в частности, изъяли многие приемы борьбы в партере и наиболее болезненные броски. Некоторые другие направления ввели дополнительные протекторы и тоже ограничили набор приемов. Но есть и такие варианты, когда женский бой превращают в гладиаторский — типа поединка в жидкой грязи на специально оборудованном ринге, во время которого можно плеваться, кусаться, и за волосы хватать. Эдакое нынешнее экзотическое развлечение Запада. У нас дракой двух женщин мало кого удивишь. Еще одна проблема, связанная с появлением женщин в боевых искусствах, связана с телесным контактом, неизбежно возникающим при работе с партнером противоположного пола. Конечно, для девушек типа Арины такая возможность — находка, но именно боязнь того, что телесный контакт во время спарринга может стать причиной полового возбуждения и непредвиденным образом повлиять на развитие ситуации, заставила спорт уйти от смешанных групп тренирующихся и спаррингов между партнерами противоположного пола. (что-то в нашем зале я этого не наблюдаю, я всегда спарринговалась как с парнями, так и с девченками. Комментарии автора сайта)
Зато во многих книгах по боевым искусствам появились специальные разделы, посвященные самообороне для женщин, а рекламные ролики, пропагандирующие различные школы, обязательно включают в себя красивую победу девушки над нападающим мужчиной. Сейчас, когда, по свидетельству прессы, количество изнасилований резко возросло, появление специальных клубов и секций женской самозащиты закономерно. В них обучают боевым приемам, адекватным женскому телосложению, т. е. не требующим особой физической силы, но обладающим достаточной эффективностью. Большинство
приемов носит оборонительный характер (типа освобождения от захватов) и лишь немногие могут причинить нападающему серьезные травмы. Впрочем, много точечных ударов, вызывающих резкую боль, или рассчитанных на ошеломление противника.
0 # 3 октября 2012 в 19:14 0
Часто в таких школах обучают самообороне в положениях сидя и лежа, боевому применению сумочки или зонтика. В лучших школах женской самозащиты учат также и умению владеть собой в неожиданных ситуациях, мобилизовывать собственные ресурсы, контролировать свои эмоции и преодолевать психологические барьеры.
...Таня тоже работает с достаточным ожесточением, но это ожесточение не выплескивается на других, а является отражением долгой работы над собой. Ей не так легко все дается, она с усилием овладевает любыми навыками, проявляя завидное упорство. Боевое искусство для нее — способ быть наравне с остальными, способ преодолеть свои комплексы, связанные с невысоким ростом и отсутствием видимой красоты. Наука дается ей тяжело, но она очень старается не выбиваться из строя, не отставать. В секции она — из наиболее дисциплинированных, не пропускает ни единой тренировки. Хотя уровень техники у. нее выше среднего, боевое искусство для нее не средство самобороны. Возможно, выбрала она его потому, что это один из наиболее ярких и выразительных способов работы над собой, преодоления себя. Таня больше других рвется к участию в соревнованиях, выступая в них наравне с ребятами. Каждый успех для нее — доказательство того, что она чего-то стоит. Она часто повторяет, что боевые искусства ей очень помогают в жизни, что бывают моменты, когда ей кажется; «Лишь здесь я чувствую, что живу». Боевые искусства не только снимают у нее агрессивность, но и дают уверенность в себе, как бы осуществляют реабилитацию души.

Есть в психологии такое слово — «сублимация». Оно означает переключение, . трасформзцию одних активных психических движений в другие. Так, несчастная любовь художника превращается в новый порыв вдохновения и приводит к созданию прекрасной картины. А здесь, в зале, если у тебя нет возможности реализовать себя как женщину, как личность, как профессионала (у каждого свое), то твоя нерастраченная энергия не перегорает, не пропадает безвозвратно, а несколько видоизменяется и приносит пользу.
0 # 12 ноября 2012 в 12:58 0
В связи с комплексом неполноценности хочется вспомнить историю Золушки. Жила себе серенькая девочка, но вот случилось что-то — и она уже принцесса, а быть принцессой — значит быть всегда в центре внимания. Не секрет, что есть мною девушек обычных, ничем не примечательных. И вид у них обычный, а речь, и голос. Но им тоже хочется блистать, привлекать внимание. А где его взять, если она и себе-то подчас не нужна? Девушки, я предлагаю вам провести маленький эксперимент. Попробуйте в компании ребят сказать, что вы занимаетесь боевыми искусствами. И на вас тут же посмотрят — с любопытством, поощрением, удивлением, иронией, но уж отнюдь не равнодушно, и посмотрят обязательно.
К тому же, в зале идет общение с новыми людьми, многие из которых прошли через то же самое, а пройдя, стремятся воодушевить других. Вот, к примеру, Синтия Ротрок,— пожалуй, самая известная на текущий момент «девушка-т игр» кинематографа
Америки и Гонконга. В своем интервью американскому журналу «Черный пояс» она говорит, что основное, как ей кажется, в ее работе — это «показать, что может женщина. Обычно думают, что женщинам не под силу в совершенстве овладеть боевым искусством. Мой пример опровергает это утверждение, и я стремлюсь к тому, чтобы любая женщина, увиден меня на экране, задала бы себе вопрос — почему я не могу так же, как она?»
Когда у Золушки, пришедшей заниматься боевыми искусствами, начинает что-то получаться — она на пути к Принцессе. Но никто из них (как и в случае со снятием агрессивности) не идет в боевые искусства для того, чтобы сознательно избавляться от комплекса неполноценности. Нет, они думают о том, что это модно, экзотично, интересно. К тому же сейчас и телевидение, и радио, и газеты убеждают нас в том, что «добро должно быть с кулаками». Убеждает и этом и сама жизнь.
...Наташа не уступает Тане в старательности, но все, что она делает, носит демонстративный характер. Она из той категории девушек, которых раньше называли бой-бабами, а теперь именуют просто «крутыми». До занятий в секции она успела позаниматься парашютным спортом и туризмом
повышенной сложности. Иногда она сражает своих собеседников наповал репликами типа <<а вот когда я тонула в пинских болотах...» На окружающих ребят она смотрит свысока как на тех, кто с ней вместе нигде не тонул. Если для Тани боевое искусство — это возможность быть наравне со всеми, то для Наташи — способ быть над всеми, демонстрация ее превосходства над мужским полом в таком нежежком деле. Поэтому она тоже любит состязаться, любит быть в первых рядах и рассказывать потом о том, как она там была, со знанием дела вставляя подходящие термины, так что для непосвященного ее рассказ выглядит сущей абракадаброй. А в боевых искусствах она ценит непреходящее ощущение свой силы, «чтобы кровь кипела и мышцы болели». В принципе, это тоже выражение комплекса неполноценности, но не желанием сражаться, а желанием стать мощнее и лучше. Один из моих приятелей в шутку посоветовал о таком типе девушек не писать — уж больно они мужеподобны, но их чаще других можно увидеть на татами, особенно в жестких видах боевых искусств.
0 # 17 ноября 2012 в 16:32 0
...Первое, что я услышала о Ларисе, так это то, что после пяти лет интенсивных и серьезных занятий она «способна разорвать человека пополам, как бумагу». Поэтому была готова к встрече с очередным вариантом Наташи или Жанны. Однако Лариса совершенно не вписывается в этот традиционный образ. Вместо горящих яростью глаз и общего выражения лица, «не обезображенного интеллектом», я увидела действительно одухотворенный взгляд и красоту, порожденную каким-то внутренним светом. Боевым искусством она занимается дольше всех остальных упомянутых мною девушек, и уже плохо помнит, что послужило первым толчком к этим занятиям. Может быть, стремление защититься, может внешняя привлекательность формы, но тот виток, на котором эти занятия были для неё только
модным увлечением, она уже давно прошла. Тренинг помог ей найти свое место в жизни, обрести свой внутренний мир — все это стало для нее Путем, глубоко вошло во всю ее жизнь и привело в конце концов в буддийскую общину, куда привлекли ее совсем не ритуалы или мода. При этом она осталась милой и обаятельной девушкой, общаясь с которой можно затрагивать весьма ши|юкий и разнообразный круг тем и, может быть, даже не догадываться о ее высоких боевых способностях.
Конечно, каждая из упомянутых мной девушек — лицо не только конкретное, но скорее собирательный тип. Тем более, что встречались мне и менее распространенные типажи. Некоторых вдохновляло желание кому-то за что-то отомстить («Вот выучу кун-фу да как набью ему морду...»), или попросту всюду носить кимоно, в котором действительно так удобно. Была одна девушка, которая решила заняться боевыми искусствами, поступив на восточный факультет МГУ, с тем, чтобы лучше понять культуру и философию изучаемой страны. Сознательно я не упоминала названий конкретных видов боевых искусств, поскольку, естественно специфика каждого привлекает людей с определенной мотивацией. Так, на ушу многие смотрят лишь как на красивую и эффективную гимнастику, а на айкидо как на такую же акробатику. Те, кто хочет научиться реально защищать себя, идут, как правило, в каратэ, джиу-джитсу, тхэквондо и другие жесткие школы. Понятно и то, что женщины за тридцать в основном занимаются не боевыми искусствами, а сопутствующими им оздоровительными упражнениями.
А что же дальше? Первичная мотивация, приведшая девушку в боевые искусства, рано или поздно ослабевает, и остаются, в принципе, два пути. Первый — заниматься только физическим аспектом боевых искусств. Это дает «вспомненную пользу для здоровья, и возможность квалифицированно отбиться от нападения. Второй путь — совершенствование и тела, и духа; изучение восточной философии, культуры, традиционной медицины...
В этой статье я сделала первую попытку очерить проблему, обозначить ее характерные вехи, так что если у читательниц и читателей возникнет желание дополнить и расширить эту тему, я буду рада их письмам.
Диана ЧЕРНЯКОВА
(СТАТЬЯ ИЗ ЖУРНАЛА "САТОРИ")
0 # 25 ноября 2012 в 14:34 0
Одним из главных условий, чтобы девушка могла себя проявить в боевых мскусствах, это наличие нормального учителя. К сожалению, многие мастера смотрят на женщин как на не до мужчин. И эта проблема прежде всего в голове сенсея. Надо видеть, как мастер общается на тренировке с учениками. Если есть группы рекреации, отдельно для женщин, значит Вам точно не стоит оставаться. Я говорю только про айкидо. Есть много различий между женщинами и мужчинами, их в преподавании нужно учитывать. Но сам учитель должен верить в то, что ученица может стать хорошим мастером. Если этой веры нет, то самому ученику очень сложно развиваться.
0 # 3 декабря 2012 в 06:30 0
Согласен с вами Илья. Для нас европейцев (не восточных людей), в силу нашего менталитета, очень многое в практике айкидо зависит от учителя. Он должен рассмотреть сильные и слабые стороны своих учеников и направить их по нужному пути. Безусловно между мужчинами и женщинами много различий и у каждой из сторон есть свои плюсы. Мужчины физически сильнее и поначалу может показаться, что им легче осваивать техники, так как на начальных уровнях они могут частенько злоупотреблять свое силой. Девушки же физически более слабые, более хрупкие, но у них более развитые бедра в силу специфичности их походки и умения танцевать лучше многих мужчин. Айкидо же, с технической стороны, это мощное движение бедер и коккю. Поэтому для более быстрого развития в айкидо девушкам остается всего лишь привязать к движению своих бедер свои плечи, руки и ноги и наладить их четкое взаимодействие. Мужчинам же придется еще учиться управлять своими бедрами, и сдерживать желания выполнить технику при помощи силы.

Поэтому тут еще может возникнуть вопрос кому легче изучать айкидо, мужчинам или женщинам.

В дополнение выложу несколько ссылок Сенсеев женщин
http://www.riai.se/english/about-riai/ Клуб Риай Швеция Гетеборг. Руководители Пия Моберг 5 дан и Ян Братт 5 дан
http://www.aikido-sanleandro.com Додзё Сан-Леандро США Калифорния. Патриция Хендрикс шихан 7 дан
http://youtu.be/WozG10tRZ4k Семинар Пэт Хендрикс Сенсей 7 дан в клубе Риай Гетеборг
http://youtu.be/eXCZAplK5Io Показательные выступления Пэт Хендрикс Сенсей 7 дан и Кайла Фидер Сенсей 6 дан
0 # 15 декабря 2012 в 13:01 0
Вашими бы устами, товарищи... К сожалению у нас (имею в виду в общем российские БИ):
а) не хотят учить женщин;
б) не умеют учить женщин. В большинстве своем.
И сама тема женщин в боевых искусствах на большинстве форумов вызывает аццкий срач. Чем меня привлекла данная статья - так это тем, что автор спокойно и непредвзято рассматривает весь комплекс причин, приводящих женщин в додзе.
0 # 17 декабря 2012 в 12:31 0
Все меняется постепенно. Айкидо много женщин занимается, пока я не вижу среди них действительно ярких мастеров (кроме Карповой М.), но вижу предпосылки для их появления. В отношении силы женщин, как ни странно, женщинам труднее в айкидо расстаться с силой. Им сложнее расслабиться. Вроде бы они слабее, но так как сил у них меньше, им по настоящему тяжело расстаться с ними, становиться страшно быть полностью открытой. Кроме того женщины, хотя не все, хотят понять технику. Но на определенном этапе понимать уже нечего. Важно чувство. с этим тоже иногда возникают проблемы. Мужчины легче расстаются с мыслями, с анализом. Женщинам сложнее это дается. Хотя у меня есть несколько учениц, для которых это все не проблема. Все очень индивидуально.
0 # 1 января 2013 в 12:39 0
Ярким мастерам среди женщин и не с чего появляться. Мастерство требует изрядной самоотдачи, посвящения тренировкам немалой части своей жизни - женщинам это в разы сложнее осуществить. Да и начинать женщинам в БИ приходится зачастую не то что с нуля, а с минусовой отметки. Мало у кого за плечами есть опыт занятий какими-то видами спорта или опыт контактных игр (про опыт драк, хотя бы на уровне школьной кучи-малы, я вообще не говорю). Поэтому девушкам, пришедшим в айкидо, гораздо труднее дается спокойное принятие чужого вторжения в свое личное пространство. Труднее атаковать, труднее защищаться, просто потому что с детства стоит блок на какие-либо физические воздействия в отношении другого человека.
0 # 2 января 2013 в 16:39 0
По поводу Карповой М., не все, особенно женщины, могут занимать такие высокие посты. И если бы она не была председателем ТК ФААР не было бы у нее 5 дана. =) У нас в России айкидо еще не так сильно развито как на Западе, поэтому и нет пока еще мастеров высокого уровня. На Западе айкидо практикуется уже 40 лет с 1970г., а у нас появилось всего 20 лет назад.
Илья, у нас с вами разные ученицы =), наши девушки наоборот не прилагают никаких сил, даже когда их просишь приложить максимум.
Ирина, повесьте в зале боксерский мешок или грушу и побейте по нему, почувствуйте, что такое настоящий удар, контакт (не помешает, серьезно). Нам пришлось это сделать иначе ученики не понимают, что такое настоящая атака, сложно бить вникуда по воздуху и при этом почувствовать серьезность намерений.
0 # 3 января 2013 в 17:24 0
Виктор, я сейчас не об ударе как таковом, а скорее о тех психологических блоках, которые обыкновенно у девушек сильнее, чем у парней. Околачиванием груши от этого не избавишься, здесь проблема глубже.
0 # 17 января 2013 в 03:19 0
=)
Ну, это уже отдельная тема по психологии. Место имеет данная проблема, хотя в вашей же статье выше говорится, что и в этом отношении девушки бывают разные, впрочем как и парни.
0 # 23 февраля 2013 в 17:20 0
Вы понимаете, сначала Марина Карпова стала мастером айкидо и руководителем большого клуба, а потом предселателем ТК ФААР. Не наоборот. И хотя мне не нравиться Коинобори, их стиль айкидо, я признаю, что Карпова хороший мастер айкидо и организатор. В отношении учениц, не знаю, но люди везде в общем то похожи. Вопрос в мотивации. Я регулярно последние два года езжу во Францию, и меня поражает, как ученики моего сенсея Алена Тендрона занимаются. Из 2 часов тренировки, практически все, когда работают в парах, они практикуют айкидо. Диалогов на татами нет. Есть непрерывная практика. Часто у нас такое на тренировках? Я лично знаю массу мастеров айкидо, которые больше половины тренировочного времени рассказывают о технике. Сами при этом не работая. И это нормально в России. Не стоит удивлятся. что даже за 20 лет у нас нет действительно ярких сенсеев. Думаю, проблема в нас. В нашей практике и подходах. Необходимо просто тупо больше работать.
По поводу удара. Вы наверно замечали, когда начинающего ученика просишь атаковать тебя, он не доводит удар. Это страх. Это не физическая проблема. Это страх нанести неконтролируемый вред. Человек не знает своей силы и находится в плену обмана, что даже легкое касание может повредить. По моему этот страх лечится выработкой личного мужества и приходит вместе с осознанием собственного тела. Кроме того, нужно принять, что когда ты атакуешь, ты раскрываешься, и становишься уязвим. Это очень страшно, стать уязвимым. Но это нужно принять. Это часть боевого искусства, нанести удар и отнять жизнь, либо потерять свою. Это идет вместе, бок о бок. Я конечно немного приукрасил наш тренинг, но старался передать суть.
0 # 28 февраля 2013 в 14:17 0
Про Карпову я имел в виду именно 5 дан, не будь она председателем у нее был бы 4 дан, а может и 3-й, честно, я не очень в курсе ее так сказать айки карьеры, что за что ей присвоили.
По поводу диалогов на татами мы впринципе стараемся свести их к минимуму, и лучше лишний раз продемонстрировать технику, в виду того, что если ученик недорос в своем мастерстве, то информация просто не будет им воспринята. Если у него все же возникают какие-то вопросы, пожалуйста, всегда есть немного времени после тренировки, пока старшие ученики складывают хакамы.
Про удар я не имел ввиду, что ученик должен врезать учителю. На мешке надо наработать ощущение нанесения удара, чтобы при выполнении атаки, даже если удар длится 4, 5, 6 секунд, всегда сохранялось ощущение нанесения удара, чтобы это не выглядело как формальное протягивание руки, чтобы двигалось все тело, а не только одна рука. Иначе зачастую это выглядит как, рука отдельно, тело отдельно, зачем делать какую-то технику, если ма-ай не нарушен. Тоже касается и захватов. Часто захват бывает такой, что ни к чему никого не обязывает, один партнер, например, делает захват руки, а второй свободно может ею двигать. Зачем делать что-то, если тебя даже не атаковали.
0 # 13 марта 2013 в 03:04 0
Виктор, в своей практике, я объясняю, что смысл не в том, чтобы не мочь двигать той рукой которую схватили, а в том, что после хвата может быть атака. Нельзя фиксироваться на той части тела, которую атаковали. Надо видеть целое. Если взять нашу атаку, то как правило хват должен быть крепким, но мягким. Весь смысл в дальнейшем, в последующем действии. Если начать фиксировать внимание на хвате, то ум будет работать только с этим, а надо, чтобы человек видел главное. Хват это только часть.
По поводу атак, я думаю, что практически любое действие на партнера это атака. Она может быть разной, и сильной, и слабой. У нас много ограничений в айкидо. Но нет неправильной атаки. Она просто есть. С ней надо уметь работать. А то с некоторыми бывает так. Ты же меня неправильно хватаешь, атакуешь! Атакуй правильно! Но мы же мастера, нас будут атаковать неизвестно как, и мы должны уметь с этим работать, показывая, как можно сделать технику средствами айкидо.
0 # 7 апреля 2013 в 14:33 0
Безусловно, атака может быть любой, и с ней надо уметь работать. Но удар правильный все же надо ставить.
0 # 24 апреля 2013 в 03:15 0
По поводу неправильно атакуешь или хватаешь как-то не слышал. У нас в Такемусу есть базовые техники с базовыми определенными захватами с давлением в нужном направлении или под определенным углом. Но это касается только базовых техник, чтобы начинающим было от чего оттолкнуться. В дальнейшем на более продвинутом уровне это уже не регламентируется. Поэтому "атакуй правильно", наверно, можно услышать только на самом начальном уровне.
0 # 26 апреля 2013 в 16:56 0
Странно, что в обсуждениях участвуют только сенсей и семпай (я так полагаю) =(