Х А К А М А : что это такое , и кто ее носит ? ? ?

Автор:
Опубликовано: 1885 дней назад (27 сентября 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Недавно у нас возник вопрос о том, можно ли одевать хакаму, не достигнув уровня юданся. Мнения были разные, а обсуждения бурные :) Возможно, этот вопрос интересен не только членам нашей школы :)

Предлагаю вашему вниманию перевод статьи с ресурса The Aikido FAQ, посвященную данному вопросу:

"
Что такое хакама, и кто ее носит?

Хакама - это штаны, похожие на юбку, которые носят некоторые айкидоисты (Айкидока). Хакама является частью традиционной верхней одежды самурая. Обычная тренировочная одежда (gi), используемая в Айкидо, так же как и в других боевых искусствах, таких как Дзюдо или Карате, по сути своей является нижним бельем. Использование именно такой одежды - часть традиции (большинства школ) Айкидо.

Изначально хакама предназначалась для того, чтобы защищать наездника от потертостей и т.п., и в этом смысле не сильно отличалась от кожаных краг, которые одевали ковбои поверх штанов. Кожа была не очень доступна в Японии, поэтому вместо нее использовалась плотная одежда. После того как класс самураев был упразднен, и они стали больше походить на пехотинцев, самураи продолжали носить одежду для верховой езды потому, что это их отличало от других и с легкостью обозначало, что они - именно самураи.

Существует несколько варинатов хакамы. Тот вариант, который носят сегодня занимающиеся боевыми искусствами - с "ногами" - называется joba hakama (грубо говоря, это тот вариант, который использовался для верховой езды). Был еще и другой вариант, похожий на юбку "колоколом" или трубу (без "ног"), а так же его очень длинная разновидность, которая одевалась при посещениях Сёгуна или Императора. Длина такой хакамы была что-то около 3.5-4.5 метров, сама хакама сворачивалась много раз и помещалась между ногами и телом. Это вынуждало посетителей во время аудиенции прибегать к shikko("ходьбе на коленках"), и сводило к практически к нулю возможность спрятать оружие (слуги помогали привести в порядок одежду и уложить ее правильным образом) или быстро вскочить, чтобы атаковать.

Считается, что 7 складок на хакаме (5 спереди и 2 сзади) имеют символических характер и означают следующее:

1. Yuki = смелость, отвага, бесстрашие, героизм, мужество
2. Jin = скромность, милосердие, доброжелательность
3. Gi = справедливость, прямота, честность
4. Rei = приличие, вежливость, любезность (также значит поклон\жест подчинения)
5. Makoto = искренность, честность, неподдельность
6. Chugui = преданность, верность, пожертвование
7. Meiyo = честь, доверие, слава; так же репутация, достижения(достоинство), авторитет

Во многих школах только обладатели черных поясов носят хакама, в других их носят все. В некоторых школах женщины начинают носить хакама раньше чем мужчины (в основном это объясняется сохранением достоинства женщины, - ведь изначально gi была нижним бельем).

О-Сенсей был очень настойчив в том, чтобы КАЖДЫЙ носил хакаму, однако нужно понимать, что он был выходцем из того времени\культуры, которое не слишком далеко отстояло от времен, когда хакаму носили просто как часть повседневной обычной одежды.

Вот что рассказывал сенсей Сайто (Saito Sensei) об использовании хакамы в додзё О-Сенсея в старые времена:

"Большинство учеников были слишком бедны, чтобы купить хакаму, но носить ее было обязательно. Если они не могли ее взять у кого-нибудь из своих пожилых родственников, они брали старое одеяло (futon), разрезали его, красили и отдавали швее, чтобы она из него сделала хакаму. Поскольку они были вынуждены использовать некачественную, дешевую краску, очень скоро начинал проступать изначальный рисунок одеяла, а пух, который из него летел, быстро приводил к тому, что материал приходил в негодность."

А вот воспоминания сенсея Шигенобу Окумура (Shigenobu Okumura Sensei), журнал "Aikido Today", номер 41:

"В послевоенной Японии многие вещи, включая одежду, было трудно достать. Из-за нехватки мы тренировались без хакам. Мы пытались делать хакамы из
Проблема уке и наге | Ваше мнение о системе ПАН?
0 # 16 октября 2012 в 23:45 0
светозащитных штор, которые использовались при авианалетах, но поскольку эти шторы годами висели на солнце, ткань на коленях быстро истончалась в пыль, когда мы начинали работать в сувариваза. Мы все время штопали эти хакамы. Именно в таких условиях кто-то предложил: "Почему бы не сказать просто ОК на то, чтобы не не носить хакаму, пока не получишь свой первый дан?" Данная идея была выдвинута как временное решение, чтобы избежать излишних трат. То, что лежало за это этой идеей, не имеет ничего общего с тем, чтобы хакама являлась символом получения дана".

А вот выдержка из книги "Принципы Айкидо" сенсея Мицуги Саотоме (Mitsugi Saotome Sensei):

"Когда я был uchi deshu ("внутренний ученик") у О-Сенсея, каждый должен был носить хакаму на тренировках, начиная с самого первого шага на татами. Не было никаких ограничений на то, какую хакаму одевать, так что додзё выглядело весьма живописно. Здесь можно было увидеть хакамы всех видов, расцветок и качества, от хакам для кендо до полосатых хакам, используемых вв японских танцах, и до роскошных шелковых хакам, которые называются sendai-hira. Представляю, какой нагоняй получал начинающий ученик за то, что тот позаимствовал дедушкину драгоценную хакаму, которая использовалась только по особым случаям, и протирает ее на коленках в практике сувариваза.
Я отчетливо помню день, когда я забыл мою хакаму. Я уже было приготовился шагнуть на татами, одетый только в обычную тренировочную одежду (dogi), как меня меня остановил О-Сенсей. "Где твоя хакама?" - спросил он меня грозно. "Что заставляет тебя думать, что учитель тебе что-то расскажет, если на тебе нет ничего кроме нижнего белья? У тебя вообще есть чувство приличия? У тебя явно недостаточное понимание (отношение) и этикет для того, кто занимается боевыми искусствами. Сиди сбоку и смотри на занятия!"
Это был лишь первый из многочисленных нагоняев, которые я получил от О-Сенсея. Тем не менее моя забывчивость напомнила О-Сенсею прочитать после занятия своим ученикам (uchi deshi) лекцию о значении хакамы. Он рассказал нам, что хакама была традиционной одеждой занимающихся kobudo, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас смысл (значение) семи складок на хакаме. "Они символизируют семь добродетелей будо", - сказал О-Сенсей. "Это jin(доброжелательность), gi (честь или справедливость), rei (вежливость или этикет), chi(здравый смысл, разумность), shin (искренность), chu(преданность) и koh(благочестие). Мы находим эти качества в выдающихся самураях прошлого. Хакама напоминает нам о необходимости отражать природу истинного бусидо(bushido). Ее ношение символизирует традиции, которые дошли до нас от поколения к поколению. Айкидо родилось из духа бусидо Японии, и при наших занятиях мы должны стараться отшлифовать семь традиционных качеств".
В данный момент большинство школ (dodjo) Айкидо не следуют строгой политики О-Сенсея в отношении хакамы. Ее значение деградировало от символа истинного качества до обозначения статуса юданся(yudansha). Я посетил многие додзё во многих странах. Во многих местах, где только юданся могут носить хакаму, юданся потеряли скромность, сдержанность. Они думают, что хакама - это приз, которым можно красоваться, видимый символ их превосходства. Такое отношение делает церомонию поклона О-Сенсею, которой мы начинаем и заканчиваем каждую тренировку, насмешкой над его памятью и его искусством. Плохо и то, что в некоторых школах требуют, чтобы женщины, обладающие ученическими поясами (и только женщины) носили хакамы, что предположительно оберегает их добродетельность. По мне так это оскорбление и дискриминация женщины-Айкидока. Это также оскорбительно для мужчин айкидоистов, за то, что в них предполагают низменные инстинкты, которым не место на татами Айкидо.
Видеть такое мелочное использование хакамы мне грустно. Она может для кого-то казаться самой обычной вещью, но я очень хорошо помню громадное значение, которое придавал хакаме О-Сенсей. Я не могу отвергать значимость этой детали одежды, и никто не может. Ду
0 # 19 октября 2012 в 13:30 0
.. Думаю, можно обсудить насколько значимы те качества, которые она символизирует. В моем додзё и в школах, которые с ним связаны, я призываю всех учеников носить хакаму, вне зависимости от того, на какой пояс они сдали. (Я не требую этого до того, как они сдадут на пояс, поскольку начинающие в Соединенных Штатах в большинстве своем не имеют японских дедушек, чьи хакамы они могли бы позаимствовать). Я полагаю, что ношение хакамы и знание того, что она символизирует, помогает ученикам узнать о духе О-Сенсея и сохранить его виденье. Если мы допустим, чтобы значение хакамы исчезло, мы точно также можем позволить вещам, составляющих саму суть духа Айкидо, просто исчезнуть.С другой стороны, если мы будем преданны пожеланиям О-Сенсея в отношении одежды для тренировок, может быть наши души будут более преданны мечте, которой он посвятил свою жизнь".
0 # 27 октября 2012 в 03:27 0
Оригинал статьи можно найти здесь: http://www.aikidofaq.com/misc/hakama.html
0 # 29 октября 2012 в 12:46 0
познавательно, на следующей тренеровке подкину темку для розмышления.спасибо, интерестно.
0 # 4 ноября 2012 в 20:30 0
Спасибо. Только-что приехал с семинара, где меня удивило, что большинство учеников носят хакама. Теперь понятно. Особенно впечатлили слова "Они думают, что хакама - это приз, которым можно красоваться, видимый символ их превосходства." Я сам был в плену такого понимания.
0 # 24 декабря 2012 в 00:56 0
Для меня хакама была символом мастерства.... в добавок к всем мнениям слышал, что ученики должны носить белые а мастера черные хакамы. Но переглядывал видео с Осэнсэем, ученики в черных а Морихей в белой хакаме... Сегодня занимаюсь в хакаме, в нашей школе с этим не так строго. Хакаму хоть и цепляю, иногда, но она меня выручает, поделюсь сокровенным :). Дело в том, что занимаюсь очень активно, потею как в бане :), естественно кимоно мокрое и липнет независемо от ткани... и когда выполняю технику в самый ответственный момент штаны липнут к ногам и всего одно движение с понижением центра тяжести и штанов нет... :)) а в хакаме и не видно... сегодня под хакаму одеваю шорты и удобно и приятно :) ...
P.S. сегодня, люди в овновном не видя "сути" любят за "обложку" и прийдя в зал, увидя человека в Хакаме принимают его за мастера. Я не утверждаю, что все, но большенство....
... мое мнение не обязательно правильное, но это мое мнение.
0 # 16 февраля 2013 в 06:02 0
Какая разница в хакаме или без? Главное — техника. Если её нет, то и в хакаме будешь унылым :)
0 # 5 марта 2013 в 21:51 0
По традиции ХАКАМА-неотемлемая часть самурайского "костюма".
И как правило носится она как символ мастерства
0 # 14 апреля 2013 в 00:41 0
Хакама была частью традиционной одежды японского воина до 1868 года и свидетельствовала о его положении в обществе.

Сегодня роль хакамы более символическая - напомнить о традиции, чем тактическая - скрывать движения ног, физическая - почувствовать концентрацию энергии в Центре и эстетическая – продемонстрировать торжественную походку и пластическую красоту движений. После тренировки хакаму тщательно расправляют и складывают.

Сенсей Морихиро Сайто однажды сказал, что О-Сенсей был категоричен относительно того, что все должны носить хакаму. Он говорил, что хакама не имеет отношения к уровню мастерства. Но Основатель предоставил своим ученикам выбор – практиковать в хакаме или без хакамы, чтобы ученики могли купить ее потом. Поэтому на Западе полагают, что ношение хакамы свидетельствовало об уровне мастерства или опытности в Айкидо, хотя скорее это говорило о финансовых возможностях ученика.

Хакама должна прикрывать собой щиколотку, быть как можно длиннее, но не стеснять при этом движений. Хакама может быть разных цветов, О-Сенсей носил хакаму белого или черного цвета, Киссомару Уэсиба (второй дошу) носил серую хакаму.

Сегодня ношение хакамы разрешается в Айкидо Айкикай для девушек с 3-го кю, для юношей с 1-го Дана. Для тех, кто практикует Ивама-рю и Айкидо по направлению Нисио Сёдзи сенсея - с 3-го кю (традицию ввели представители северных стран). В Ёсинкан Айкидо с 1-го Дана, но только, если Вы ведете занятия в своей группе… на семинаре - с позволения старшего инструктора. В Томики-рю с 1-го Дана... на соревнованиях - без нее!

Значение семи складок хакамы

Сенсей Митсуги Саотоме в своей книге «Принципы Айкидо» приводит слова Морихея Уэсиба о том, что семь складок хакамы символизируют 7 добродетелей Будо (пути воина):

Джин (Jin): Доброжелательность, великодушие

Это означает внимательное отношение к другим, без учета происхождения, возраста, пола, общественного мнения или неблагоприятных обстоятельств. Не следует причинять неудобства или ненужные страдания

Ги (Gi): Честь, справедливость

Понимание чести приходит через уважение к себе и к другим. Это значит быть верным своему слову, своим обязательствам и своим идеалам

Рэй (Rei): Вежливость, учтивость

Вежливость - не столько выражение искреннего интереса к другим, сколько социальное поведение, выраженное в поступках и уважительном отношении к другим

Чи (Chi): Мудрость, ум

Мудрость – синоним способности различать положительное и отрицательное, иметь объективное представление о значимости положения дел и событий

Ши (Shin): Искренность

Искренность – обязательное качество для тех, кто занимается боевыми искусствами. Без нее практика боевых искусств становится обманом или самообманом. Самоотдача в боевых искусствах должна быть полной, непрерывной

Чу (Chu): Верность

Добродетель, которая почти исчезла в современном мире, но является фундаментом для боевых искусств. Будока берет на себя обязательства исполнять и с уважением относится к внутренним правилам, установленным в его школе

Ко (Koh): Благочестие, почтительность, почитание старших

Благочестие в нашем случае – это всецелое и искреннее уважение основ боевых искусств - технических, духовных, исторических и философских.
0 # 14 июня 2013 в 20:05 0
Из воспоминаний Мицуги Саотомэ
Взята из его книги "Принципы Айкидо"

Почему в хакама семь складок ?
Они символизируют семь добродетелей будо, - сказал О-Сенсэй.

Это
дзин (доброжелательность)
ги (честь или справедливость)
рэй (вежливость и этикет)
чи (мудрость)
син (искренность)
чю (преданность)
ко (благочестие)

Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо.
Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Айкидо – порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.
Я полагаю, что облачение в хакама и знание её значения помогают ученикам сохранять дух О-Сенсэя и сохранять живым его видение.

Если мы позволим себе упустить важность значения хакама,то, возможно, мы так же позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо.
С другой стороны, если мы верны пожеланиям О-Сенсэя относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно будет более верным мечте, которой он посвятил