Словарь основных терминов

Автор:
Опубликовано: 1830 дней назад (16 ноября 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

АЙКИДО – путь гармонизации жизненной энергии
Ай — гармония, объединение, согласие;
Ки — энергия, дыхание, жизненная сила;
До — путь, дорога.

РЭНСИНКАЙ – стиль Айкидо, основанный японским мастером Цутому Чидой, учеником Годзо Сиоды.

ЗАНСИН – особое состояние Ума, которое позволяет энергии течь сквозь технику. При этом человек одновременно ясно осознаёт происходящее снаружи и в его сознании.
Зан – концентрация, завершение, совершенство;
Син – дух, сердце, истина.
Зансин – правильная концентрация, открытое сердце, безупречный дух.

КИ – жизненная энергия. При выполнении техник Ки – это результат соединения таких компонентов, как правильная стойка, центральная линия тела, дыхание, концентрация, ритм, когда достигается состояние совершенного равновесия.

СЭНСЭЙ – наставник, учитель; тот, кто ведет по Пути; буквально «Прежде рожденный» - всегда употребляется при обращении к инструкторам и юданся (обладателям степеней дан чёрного пояса)

О-СЭНСЭЙ – великий учитель. В Айкидо так называют основателя Айкидо - Морихея Уэсибу.

ХАНСИ – большой мастер в боевых искусствах. Ранг Ханси присуждается мастеру очень высокого уровня, освоившему все аспекты Будо, который он изучал, давно ведущему инструкторскую деятельность.

СИХАН – учитель, инструктор от 6 Дана и выше.

СИДОИН – учитель, инструктор до 6 Дана.

СЭМПАЙ – старший ученик (по отношению к младшему).

КОХАЙ – младший ученик для старшего.

УЧИ-ДЭСИ – «внутренние, домашние ученики». Ученики, которые живут в додзё, сутками тренируются и заботятся об учителе.

ДАН – мастерская степень в будо. Соответствует поясу чёрного цвета.

КЮ – ученическая степень в будо. Соответствует определенному цвету пояса.

УКЕ – тот, кто нападает; на ком выполняется техника.

ШИТЭ (тори) – тот, кто выполняет технику.

ДОДЗЁ – зал для тренировок; в переводе с японского «место, где постигают путь».

ХОМБУ ДО-ДЗЁ – штаб-квартира Международной федерации Айкидо; центральный зал Айкидо, расположен в г. Токио (Хомбу – главное здание).

ТАТАМИ – традиционные японские маты из рисовой соломы; напольные тренировочные покрытия.

МОКУСО – медитация.

ТЮСИН-РЁКУ – энергия центральной линии. Сохраняя устойчивую центральную линию независимо от направления движения, мы добиваемся фокусировки силы. Создавая эту сфокусированную силу, мы обеспечиваем устойчивость, концентрацию энергии и силу дыхания.

СЮТЮ-РЁКУ – сфокусированная сила. С помощью сютю-рёку энергия всего тела сводится воедино и может быть направлена в одну точку. Если все туловище движется как одно целое, то его сила становится силой центральной линии, сфокусированной в одной точке.
Весёлый бред про самураев (отвлечения для) | "Ударные" тренировки по ударной технике на природе.
0 # 16 ноября 2012 в 23:28 0
ОСНОВНЫЕ КОМАНДЫ И ФРАЗЫ

ОХАИО ГОДЗАИМАС – доброе утро.

КОННИЧИ ВА – добрый день.

КОМБАН ВА – добрый вечер.

ОНЕГАИ ШИМАС – традиционное приветствие в начале тренировки. «Пожалуйста, будьте моим партнером», «Пожалуйста, давайте начнем заниматься».

ХАДЗИМЭ – начать.

ЯМЭ – закончить.

МАТЭ – ждите.

СЭЙРЭЦУ – построиться

ЁЙ – приготовиться.

МОРОТЭ – поворот на 180 градусов со сменой стойки.

КОТОЙ – поменяйтесь ролями.

ТАНДОКУ-ДОСА – одиночные упражнения.

АТЭ – отойти назад.

СЭЙДЗА ХО – сесть в сэйдза.

СУВАТТЭ – сесть, опуститься вниз.

КИРИЦУ – встать.

ЮКУРИ – медленно.

ХАЯКУ – быстро.

ОСС (осу) – хорошо, понятно. Произносится в знак подтверждения.

ВАКАРИМАС – понял, понятно.

ХАЙ– да, понял.

ИИЭ– нет.

РЭЙ– поклон.

ДО-ДЗЁ-НИ РЭЙ – приветствие залу воинских искусств. Как правило, выражается в поклоне при входе в зал.

ШОМЭН-НИ РЭЙ– приветствие в сторону алтарной части до-дзё.

СЭНСЭЙ-НИ РЭЙ – поклон сэнсею.

СЭМПАЙ-НИ РЭЙ – поклон старшему ученику.

ТО ТЭЙ– поклон мечу.

ОТАГАИ-НИ РЭЙ – поклон друг другу.

ХАНТАЙ – выполнить на другую сторону.

ДОЗО – пожалуйста. Иногда употребляется в контексте: «Пожалуйста, попробуйте повторить то, что я показал».

ГОМЕН НАСАИ, СУМИМАСЭН – извините, прошу прощения.

ДОМО – спасибо.

АРИГАТО – спасибо (с большим уважением).

ДОМО АРИГАТО – большое спасибо (еще уважительнее).

ДОМО АРИГАТО ГОДЗАИМАСТА – большое спасибо (за то, что уже произошло). Традиционно произносится в конце тренировки для выражения благодарности инструктору и занимавшимся.

САЙО НАРА – до свидания.
0 # 22 ноября 2012 в 19:18 0
ОДЕЖДА

ГИ – одежда.

КЭЙКОГИ, ДОГИ (иногда неверно называют кимоно) – традиционная одежда для занятий Будо (японскими боевыми искусствами), состоящая из куртки, штанов, пояса и, по достижении степени Дан, хакама.
Кэйко – тренировка, ги – одежда.
Доги – одежда для занятий Будо.

ДОГИ-НО СИТАГИ – штаны

УВАГИ – верхняя одежда, куртка кэйкоги.

ОБИ – пояс.

ХАКАМА - широкие юбка-штаны самурая, скрывающие движение ног. В Айкидо ношение хакамы разрешается обычно тем, кто получил сёдан и выше.
У хакамы 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и, как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение:

Дзин (доброжелательность)
Ги (честь и справедливость)
Рэй (вежливость и этикет)
Чи (мудрость)
Син (искренность)
Чю (верность, преданность)
Ко (почитание старших или благочестие)

Эти качества были выделены самураями в древности, и, таким образом, ношение хакамы символизирует собой традиции, выношенные самураями.

ДЗОРИ – соломенные сандалии.
0 # 23 ноября 2012 в 00:29 0
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

ТАЙ – тело, корпус, основа.
ДО – туловище.

ДЗЁДАН – верхний уровень (до плеч).

АТАМА – голова.
КУБИ – шея.

ТЮДАН– средний уровень (туловище до пояса).

КАТА – плечо.
КОТЭ – предплечье.
УДЭ – рука от плеча до кисти.
ТЭ-КАТАНА – «рука-меч», несгибаемая рука.
ХИДЗИ – локоть.
ТЭ – кисть.
РЁ-ТЭ – две руки.
КАТАТЭ – запястье, одна рука
КЭН – кулак.
ТЭ-НО-ХИРА – ладонь руки (с пальцами)
ТАЙТО – ребро руки.
ЮБИ – палец.
МУНЭ – грудь.

ГЭДАН – нижний уровень (от пояса и ниже).

КОСИ – поясница, таз.
ХАРА – живот.
СЭЙКА ТАНДЭН (хара, центр) – нижний тандэн. Тандэн – живот, брюшная полость. Одно из названий центров, собирающих воедино физическую и духовную энергию человека.

Точка внизу живота – ниже пука на два пальца. Эта область соответствует центру тяжести человеческого тела. То есть точке, где вес тела достигает своей максимальной концентрации и находится в равновесии.
На энергетическом уровне эта область – место хранения энергии Ки. Именно из него начинается движение Ки и туда эта энергия возвращается.

МАТА (Коси) – бедро, область паха.
КИНТЭКИ – пах.
ХИДЗА – колено.
АШИ – нога, ступня.
0 # 8 декабря 2012 в 03:10 0
НАПРАВЛЕНИЯ

ХИДАРИ – левый, влево.
МИГИ – правый, вправо.
МАЭ – лицевой, передний, вперед, впереди.
УСИРО – задний, назад.
СОТО – вовне, снаружи.
УТИ – внутрь, изнутри. Рубящий удар.
ОМОТЭ – вперед, лицевой. Техника исполнения приемов на вхождение.
УРА – обратный, оборотный, задний
0 # 23 декабря 2012 в 15:53 0
ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЗИЦИИ СИДЯ

СЭЙДЗА – поза сидения на коленях («по-японски») – традиционный японский способ сидения на полу. Голени ног лежат на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развёрнуты кверху; бёдра покоятся на внутренних сторонах голеней, ягодицы – на пятках; большие пальцы ног либо соприкасаются друг с другом, либо слегка перекрывают друг друга (большой палец правой ноги над большим пальцем левой). Колени на небольшом расстоянии друг от друга (собственный кулак). Кисти рук, чуть развёрнутые пальцами друг к другу, лежат сверху на бёдрах ладонями вниз (на паховых складках). Локти чуть отодвинуты от корпуса. Спина должна быть естественно прямой.
Позиция сэйдза выражает почтение и уважение.
При правильном сэйдза происходит полное расслабление, позволяющее потоку энергии, текущему с неба в центр Земли, проходить через центр головы в мозг и в хара.

КЭЙДЗА – исходная поза для перемещения на коленях, ноги стоят на пальцах.

ФУДО-НО СИСЭЙ – «прочная» поза.

СИДЗЭН АНДЗА (хидза гумми) – поза со скрещенными ногами (по-турецки)
0 # 24 декабря 2012 в 04:33 0
ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЗИЦИИ СТОЯ

КАМАЭ – базовая стойка, позиция готовности.

ММГИ ХАНМИ КАМАЭ – правосторонняя основная стойка.

ХИДАРИ ХАНМИ КАМАЭ – левосторонняя основная стойка.

АЙ ХАНМИ – одноименная стойка относительно позиции партнера.

ГЬЯКУ ХАНМИ – разноимённая стойка относительно позиции партнера.

МА-АЙ – расстояние, гармоничная дистанция между партнёрами.
0 # 24 февраля 2013 в 23:04 0
СТРАХОВКИ

УКЕМИ – метод защиты тела от повреждений при падениях и бросках; способ восстановления равновесия.

ДЭНН ГУРИ ГАЕСИ – простой кувырок вперед.

ЗЭМПО УКЕМИ – падение (страховка) вперед перекатом.

ЗЭМПО ХИАКУ УКЕМИ – высокая страховка вперед в прыжке.

КОХО УКЕМИ – страховка при падении на спину с ударом двумя руками.

КОХО КАЙТЕН УКЕМИ – страховка при падении на спину с перекатом (кувырком) через плечо назад.

КАТАТЕ КОХУ УКЕМИ – страховка с поворотом на спине
0 # 5 марта 2013 в 21:52 0
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

ЦУГИ АСИ – «приставной, скользящий шаг» без смены положения ног. Перемещение шагом одной ногой вперед и подшагиванием второй. Также осуществляется и приставной шаг назад.

АЮМИ АСИ– «прямой шаг»; выполняется как обыкновенный шаг вперед или назад. Голова должна находиться в одной горизонтальной плоскости.

ИРИМИ – вход; избежание прямого столкновения с силой уке, отклонение от линии приложение его силы и приближение к нему под безопасным углом.

КАЙТЭН – поворот, круговое движение, позволяющее перенаправить силу уке, не сталкиваясь с ней.

ТЭНКАЙ АСИ – «разворачивающий шаг»; разворот тела на задней ноге на 180 градусов влево или вправо.

ТЭНКАН АСИ – вращательное круговое движение, когда атака направлена на шитэ.

ТАЙ САБАКИ – «круговое перемещение»; перемещение тела из позиции камаэ, вынося круговым движением заднюю ногу вперед. Затем повернувшись на ней, развернуть бедра на 180 градусов и встать в противоположное камаэ. Цель – прохождение вокруг предполагаемого направления атаки по круговой траектории.

СИККО ХО – перемещение на коленях, «самурайский шаг». Из исходного положения «сидя на коленях», используя правое колено как точку вращения, поднять левое колено и переместить стопу вперед-вправо. Затем опустить левое колено вниз, подтягивая вперед правую ногу. Продолжается перемещение шагом левой ноги вперед. Пятки должны быть сведены вместе. Вынося бедра вперед, тело должно двигаться как единое целое.

РЭНЗОКУ – непрерывное, циклическое выполнение упражнений.

НИБАН РЭНЗОКУ ДОСА – перемещение тела из позиции камаэ. Поворот на передней ноге на 180 градусов в глубокую стойку, затем поворот на ступнях на 180 градусов, пододвинув заднюю ногу и встав в противоположное камаэ.

ТАЙ НО ХЭНКО РЭНЗОКУ ДОСА – перемещение тела из позиции камаэ. Поворот на передней ноге на 180 градусов с последующим отшагом передней ноги и сменой стойки.
Действия выполняются непрерывно.
0 # 14 марта 2013 в 18:20 0
ЗАХВАТЫ

ДОРИ – захват.

МОТИ – удержание.

Захваты, производимые спереди:

АЙ-ХАНМИ КАТАТЭ-МОТИ – захват за запястье одноименной руки уке.

ГЬЯКУ-ХАНМИ КАТАТЭ-МОТИ – захват разноименной руки.

РИОТЭ-МОТИ – захват за два запястья.

КАТАТЭ АЙЯ-МОЧИ – одноименный захват за запястье.

КАТАТЭ РИОТЭ-МОТИ – захват двумя руками одной руки.

ХИДЗИ-МОТИ – захват за рукав в районе локтевого сгиба.

РИО ХИДЗИ-МОТИ – захват рукавов в области локтей.

КАТА-МОТИ – захват за плечо.

МУНЭ-МОТИ – захват за отворот доги на груди.

Захваты, производимые сзади

УСИРО РИОТЭ-МОТИ – атака сзади, захват за две руки.

УСИРО РИО ХИДЗИ МОТИ – атака сзади, захват за оба локтя.

УСИРО РИО КАТА-МОТИ – атака сзади, захват за оба плеча.

УСИРО КАТАТЭ ЭРИ-МОТИ – атака сзади, захват за руку и воротник куртки.

УСИРО ЭРИ-МОТИ – атака сзади, захват за воротник кимоно.
0 # 9 апреля 2013 в 13:20 0
УДАРЫ

АТЕМИ - удар в незащищенную часть тела.

УТИ – рубящий удар ребром ладони.

СЁМЕН УТИ – прямой рубящий удар.

ЁКОМЕН УТИ – боковой рубящий удар.

ЦКИ – удар кулаком.

СЁМЕН ЦКИ – удар кулаком в область грудной клетки.
0 # 16 апреля 2013 в 17:58 0
КИХОН ДОСА – БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ

КИХОН – ки – энергия, хон – основа, фундамент.

ДОСА – действие, движение, упражнение.

ТАЙ-НО-ХЭНКО ИЧИ – базовое движение, которое используется при уходе с линии атаки уке, когда он тянет. Одним плавным движением бедра перемещаются вперед, описывая S-образную траекторию, изменяя направление энергии и лишая уке силы.

ТАЙ-НО-ХЭНКО НИ – базовое движение; способ перенаправления силы в ситуации, когда шитэ толкают. Движение позволяет выполнить поворот тэнкан (поворот, вращение), сохраняя стабильную стойку и выводя уке из равновесия. Опираясь на переднюю ногу, выполняется поворот назад на 95 градусов.

ХИРИКИ – сила локтя. Сила дыхания, проявленная через действие локтями.

ХИРИКИ-НО-ЙОСЭЙ ИЧИ – базовое движение, с помощью которого развивается сила дыхания. При движении вперед поднимаются руки и выполняется рубящее движение вниз при уходе назад. Кисти, стопы и все тело движется вдоль одной линии.

ХИРИКИ-НО-ЙОСЭЙ НИ – базовое движение; применяется при захвате противником опущенной руки. Чтобы поднять руки, нужно использовать силу, создающуюся благодаря переносу веса тела и изменению направления.

СЮМАЦУ ДОСА ИЧИ – комбинированное (БАЗОВОЕ) движение, учит гармонизировать энергию шитэ с энергией партнера. Позволяет перемещаться из одной позиции в другую, сохраняя при этом стабильную стойку. Олицетворяет «рубящий удар мечом» и включает в себя подъем Тэ-катана (Рука-меч) и режущий удар вниз. Выполняется при захвате за обе руки, когда уке тянет.

СЮМАЦУ ДОСА НИ – комбинированное движение, которое учит выполнять непрерывные движения, не останавливая потока своей энергии, чтобы при захвате рук и толчке шитэ мог сделать разворот, изменив направление потока энергии нападающего и выведя его из равновесия.
0 # 3 мая 2013 в 03:15 0
КИХОН ВАДЗА – БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ

ВАДЗА – техника.

СУВАРИ ВАДЗА – приемы, когда оба партнера находятся в стойке на коленях.

ХАНМИ-ХАНДАТИ ВАДЗА – приемы, когда шитэ находится в стойке на коленях, а уке атакует из положения стоя.

ТАТИ ВАДЗА – приемы, когда оба партнера стоят.

УСИРО ВАДЗА – приемы в условиях, когда уке атакует сзади.

НАГЕ – бросок.

СИХО-НАГЕ – бросок на четыре направления.

ОСАЭ ВАДЗА – техника болевых контролей и удержаний.

ИККАДЗЁ ОСАЭ – первый контроль. Прием, дающий возможность положить уке на татами посредством выворачивания его локтя.

НИККАДЗЁ ОСАЭ – второй контроль. Ладонь уке нужно повернуть к внешней стороне его локтя, затем сделать рубящее движение вниз, сбивая уке с ног.

САНКАДЗЁ ОСАЭ – третий контроль. Выведение уке из равновесия за счет поднятия его локтя и поворота запястья таким образом, чтобы тыльная сторона ладони переместилась в направлении подмышки. Направлено на вытягивание туловища уке вверх.

ЁНКАДЗЁ ОСАЭ – четвертый контроль. При выполнении техники нужно сфокусировать силу в основании указательного пальца шитэ под суставом, и оказать давление на точку на запястье уке, вызвав сильную боль, из-за чего уке теряет способность сопротивляться. Шитэ использует ситуацию, чтобы вывести уке из равновесия.

СМЭН ИРИМИ-НАГЕ – бросок со входом спереди. Силу уке нужно сначала перенаправить и занять позицию рядом с ним, затем атаковать его тазобедренный сустав, после чего уке подается назад и падает.

СОКУМЭН ИРИМИ-НАГЕ – бросок за счет бокового входа.

КОТЭ-ГАЕСИ – бросок за счет выкручивания кисти наружу. Нужно повернуть запястье уке внутренней стороной наружу, затем, помогая другой рукой и делая глубокое рубящее движение вниз, сделать бросок.

КОКЮ-НАГЕ – бросковая техника с использованием коккю (дыхания) или способ ведения (сопровождения) действий атакующего с помощью ки. Кокю относится к правильному регулированию дыхания и ровному, бесперебойному потоку внутренней силы.

ХИДЗИ-АТЭ КОКЮ-НАГЕ – бросок «дыханием» с ударом по локтю. Бросок проводится, воздействуя на полностью выпрямленный локтевой сустав (внутренняя поверхность локтя шитэ касается внешней поверхности локтя уке).

ТЭНТИ-НАГЕ – босок «небо-земля». Выполняется из положения, когда партнер захватил обе руки шитэ. Шитэ направляет силу рук вверх и вниз, чтобы вывести уке из равновесия.

ХИДЗИ-ДЗИМЕ – замок локтя. Нужно зафиксировать локоть уке между своим локтем и грудью, и, разворачивая бедра круговым движением, надавить на локтевой сустав против сгиба, контролируя таким образом уке.

КОКЮ-ХО – метод управления дыханием в стойке на коленях.

ДЗЮ-ДЗИ ГАРАМИ – бросок скрещиванием рук.

УДЕ ГАРАМИ – бросок рычагом предплечья наружу.

ДЗИЮ ВАДЗА – техника свободной работы с партнёром, выполняется непрерывно и без остановок.
0 # 25 мая 2013 в 07:06 0
РАБОТА С ОРУЖИЕМ

КАТАНА – самурайский изогнутый меч, длиной около 1 м, заточенный с одной стороны.

ЙАЙ-ТО – тренировочный меч, изготовленный из не магнитного металла. Дает ощущение настоящего меча и позволяет хорошо отработать технику. Не используется в реальном бою.

КАШИРА – затыльник рукояти.

КИССАКИ – острие клинка.

ЦУБА– деталь клинкового оружия, которая находится между рукояткой и лезвием и защищает кисть от ударов (гарда).

БОККЕН – деревянный тренировочный меч (копия катаны).
Размер боккена подбирается в соответствии с ростом и длиной рук. Оптимальная длина – от пола до пупка. Длина рукояти составляет три кулака.

ТАНРЭН-БО – очень тяжёлый деревянный брус (квадратного сечения) с рукояткой. Рекомендуется только опытным людям, т.к. требует большой мышечной концентрации и отточенных движений. Изготавливается из твёрдых пород дерева (дуб, бук, белая акация). Общая длина примерно 130 см. Рукоятка примерно 35см.

ТАНТО – деревянный нож - короткий меч

ДЗЁ – короткий деревянный шест. Длина 128 см, диаметр 2,6 см.
Дзё наносятся прямые тычковые удары (цки), рубящие удары сверху вниз (Кесагири), косые рубящие удары по корпусу и ногам противника (ути), также выполняются блокировки от ударов руками и другим оружием.
0 # 31 мая 2013 в 04:37 0
СЧЕТ

ичи - один
ни - два
сан - три
си- четыре
го - пять
року - шесть
сичи - семь
хачи - восемь
кю - девять
дзю - десять
0 # 2 июня 2013 в 20:45 0
вот это работа! Спасибо, Настюш!