СТАТЬИ

Автор:
Опубликовано: 1835 дней назад (14 августа 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?

Автор этой стать Stanley Pranin
Aikido Journal #109 (Fall/Winter 1996)
Автор перевода Елена Петрова
Прозанимавшись айкидо несколько лет и несколько лет посвятив изучению его истории, я постепенно пришел к мысли, которая находится в противоречии с некоторыми расхожими мнениями и утверждениями многочисленных шиханов, по словам которых они много лет изучали айкидо под руководством Основателя. Я принимал участие в семинарах, которые проводили в США японские учителя, а также несколько раз ездил в Японию, где имел возможность тренироваться у лучших преподавателей. А моя гипотеза заключалась в том, что то айкидо, которое мы сегодня знаем, - это совсем не то айкидо, которое практиковал и преподавал О’Сенсей, а всего лишь одна из многочисленных производных форм, развитых основными учениками, тренировавшимися под руководством Основателя в течение довольно ограниченного периода времени. Это объясняет многочисленные различия в стилях, сравнительно небольшое количество изучаемых техник и отсутствие в современных воинских искусствах составляющей, которая в айкидо Основателя была представлена религией Омото-кё. Я не собираюсь критиковать современные формы воинских искусств – я всего лишь делаю наблюдение, основанное на исторических исследованиях, результаты которых не совпадают с общепринятыми представлениями.
Когда в августе 1977 года я переехал в Японию, лично для себя я решил заниматься айкидо у сенсея Морихиро Сайто в Ивама. В Ивама меня привлекали больше всего упор на жесткость и точность техники, а также включение в тренировочный план работы с айки кен и айки дзё. На это решение повлияло, разумеется, и близость Храма Айкм, а также то обстоятельство, что тренировки в Ивама проходили в личном додзё О’Сенсея.
В то же время необходимо сразу пояснить, что я не считал технику сенсея Сайто продолжением техники Основателя – я просто полагал, что сенсей Сайто является хорошим мастером сам по себе. Я относил тогда сенсея Сайто к той же категории известных учителей, что и Коичи Тохея, Содзи Нисьо, Сейго Ямагучи и других, которые обладали высоким мастерством и, вдохновленные Морихеем Уесиба, развили это мастерство в различных направлениях и создали собственные оригинальные методы преподавания.
Хотя японским языком я тогда владел недостаточно свободно, я хорошо помню, что мне удалось высказать сенсею Сайто свои мысли на эту тему и свои сомнения в том, что его айкидо является, как он утверждает, именно тем айкидо, которое преподавал Основатель. Мои выводы основывались на том, что техника сенсея Сайто отличалась от айкидо Основателя, которое я видел в его фильме. Учитывая то, что я был все-таки его учеником, его изумил мой скепсис и мое несомненное нахальство. Однако он терпеливо объяснил, что причина различий заключается в том, что в фильме представлены техники, предназначенные для демонстраций. Он подчеркнул, что публичные демонстрации техники сильно отличались от того, что О’Cенсей показывал в додзё в Ивама, и настаивал на том, что считает своим долгом точно передавать айкидо Основателя и не имеет никакого намерения создавать «Сайто-рю Айкидо».
Но как он ни пытался меня убедить, я продолжал сомневаться, несмотря на то, что его техническое мастерство всегда меня восхищало. Приблизительно через два года после моего приезда в Японию я брал интервью у Зензабуро Аказава, довоенного ученика Морихея Уесиба периода Кобукан Додзё. Зензабуро Аказава показал мне техническое руководство, опубликованное в 1938 году под названием Будо, которое раньше я никогда не видел. В нем содержалось около 50 техник, которые демонстрировал сам Основатель. Медленно листая страницы руководства, я был ошеломлен тем, что несколько базовых техник, таких, как иккьо, ириминаге и сихонаге, были в точности идентичны техникам, изучаемым мною в Ивама у сенсея Сайто. То, что раньше я считал техниками стиля «Ивама», демонстрировал сам Основатель. Мистер Аказава любезно дал мне на время книгу, и я поспешил к сенсею Сайто.
Прощение) | Юмор
0 # 10 декабря 2012 в 12:36 0
как в общем Уэсиба и говорил, это не столько бой,
сколько отношение к бою. И "любовь" тут формулируется приблизительно
так: "У-тю-тю, дурашка! Ну чего ты так стараешься, глупенький? Ну
вот, упал. И еще упал. Ну хорош, полежи, а то совсем убьешься..."
Такое ОТНОШЕНИЕ удары отрицает - это очевидно. Но такое отношение и
никаких добавок не требует - зачем же было отказываться от удара?
Неужто чтобы потом добавлять удар? С точки зрения айки - это
означает расписаться в своем непонимании"айки". Но такое отношение
требует очень хорошей ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ отработки ударов мечом,
большого опыта боя на мечах - до той степени, когда ты действительно
сможешь так относиться к противнику. Но такая любов не есть гут.
Люди бывают разные, и некоторые из них тренируются не меньше тебя. И
некоторые ходить тоже учатся. И научаются. Поэтому благоразумный
человек противника не "любит", а уважает.
Копировать такое отношение к бою, не имея на то солидного основания
в виде мастерства - все равно что пытаться применять в бою
"мастерские фишки" из какой-то показухи. Ногами яблоки разбивать,
доски ломать, сальто крутить и пр. Ну да, на кого-то это может и
подействует, но могут быть просто большие и толстые невоспитанные
дядьки, которые всех этих изысков не оценят, а просто вцепятся в
вас, как тот америкос в шеф-инструктора Айкикай - и привет,
конфузия. И вся красота, конечно, пойдет на нет.
Поэтому люди благоразумные красоту, конечно, ценить умеют - но при
этом понимают, что главное не красота, а умение НАДЕЖНО выполнить
прием, четко контролировать противника. И если уж ты фехтовальщик,
то прежде всего научись правильно фехтовать, а не красиво
выпендриваться без меча. Умело выполненный прием всегда выглядит
красивым - но далеко не всегда наоборот.
Вот когда будет у вас это "и так", тогда будет и подлинное айки.
Оно свидетельствует о мастерстве, как шпагат - о хорошей растяжке.
Показушное же "изображение айки" - то же самое, что и купленный
сертификат: одна видимость. "Айки" нарабатывается так же постепенно,
как и шпагат - поскольку сдуру можно порвать даже хакама - и не
только. Причем начинать работу приходится с чего-то, на шпагат
похожего очень отдаленно. Точно так же и понимание "айки" или
"хапки" приходится начинать с вещей, казалось бы, от них весьма
далеких.
0 # 11 декабря 2012 в 12:18 0
Но если вы хотите иметь настоящее "айки" а не наскоро сляпанный для
самообмана муляж, то спешить не стоит.
Учитывая эту особенность предмета, для того, чтобы ответить на ваш
весьма практичный вопрос, нужно сперва уточнить: вы хотите взять
нечто уже готовое - или поискать ресурсы в самом айкидо? И та и
другая позиция понятна: один хочет не ломать себе голову, взять
нечто подходящее и более-менее спокойно совместить. Это можно: Сигал
же совместил - и шо, хто-то таки хочет Сигалу сказать против?
Желающих крайне мало, поскольку у него вполне неплохо получается.
Можно даже сказать - количество желающих убывает в процессе
"получания у него".
Тем не менее, возможен и второй путь - кто-то хочет совершенствовать
именно свое айкидо и желал бы, чтобы эти движения каким-то образом
"подняли " все его искусство - то есть, айкидо. Поэтому он не хочет
пришивать себе "сбоку бантик", справедливо опасаясь возможного
конфликта навыков - что часто происходит вплоть до вытеснения одного
другим (зачастую у того же Сигала).
Тут уместно обратиться к комментарию Юрана (рад был видеть!):
описанная им (во всех смыслах)ситуация "совмещения" айкидо с
чем-либо наиболее типична. Но она может возникнуть и не только в том
случае, когда кикер или каратист пытается перекроить айкидо на свой
манер - я видел и ситуацию,в которой айкидок (то есть, дан у него
был именно по айкидо, и он яростно утверждал, что ничем более не
занимался) "поучавствовав" плотно в боях без правил, начал драться
"как там".
Ученикам он ставил прежде всего удары, более похожие на кик-боксинг
и захваты из дзюдо и вольной, а до классики айкидо "руки как-то не
доходили". Причем продолжал считать то, что он делает, именно айкидо
- хотя ни характерных премещений, ни даже уходов с линии атаки у
него более вобще не было видно. А броски, если и были - были
классным дзюдо: хоть в учебник ставь.
Итак - если мы хотим идти вторым путем, то есть СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
свое мастерство, делая движения более эффективными, более
униваерсальными и многоцелевыми, то нужно оценить, какими средствами
изначально располагает само айкидо.
Приемы, которые айкидо считает "фирменными" все базируются на
хорошем хвате кистей (меч) и прежде всего умении вовремя
переместиться и правильно срезать угол. То есть, это именно
фехтовальная манера. Повторюсь - это манера очень опытного
фехтовальщика, четко чувствующего направление удара и дистанцию, и
по причине явного превосходства не жедлающего обнажать меч.
И так, типа, обойдусь. Уэсиба был очень опытным фехтовальщиком,
поэтому мог себе это позволить - но, как уже неоднократно
говорилось, попытки копировать Уэсибу - не самый лучший способ
научиться тому же. На промежуточных этапах подготовки (см приемы
тридцатых годов) он был весьма жесток, драчлив и охотно применял
силу, кою банально качал. То есть, я считаю, что этот этап - как
этап, а не завершение процесса - был не менее важен. "Сибаритство" и
"любов" в виде чистого "айки" возможно с опытом практически в любой
системе - и высшие приемы всех без исключения БИ это подтверждают.
Таким образом, выходит, что если мы хотим дополнить технику айкидо
ударами, не нарушая при этом принципиальную установку на "ай
0 # 16 декабря 2012 в 09:38 0
Таким образом, выходит, что если мы хотим дополнить технику айкидо
ударами, не нарушая при этом принципиальную установку на "айки", то
мы должны отрабатывать прежде всего фехтовальные атаки. Вот, к
примеру,Сигал как поступил? Взял не мудря особо "филиппинскую
палку", которая как-никак фехтовальная техника, только на меньшем
кругу в качестве базы, а вдобавок имеет кучу безоружных раскладок -
вот и вся недолга. Соединение вышло вполне эффективным, как я
полагаю, именно из-за сходства двигательной базы.
Но мы попробуем сами - без постороних привязок. Раз айкидо - школа
фехтовальная, значит и здесь должно сие отыскаться. Или самураи не
рубились короткими вакидзаси и не тыкались ножами? Еще как!
Если смотреть по айкидо, то видно, что палка - это фактически очень
длинный меч, а нож - очень короткий. Чем короче оружие, тем больше
в нем доля рукопашки. Палка, меч, нож - все этоиспользуется
максимально простым способом либо как рычаг, либо чисто тактически -
через перемещение. То есть - после отработки рубки на палках и
мечах, при наличии уверенного чувства удара, жестких наработанных
рук, мы переходим (естественно) на нож, как более короткий вид
оружия, а потом на аналогичные удары кулаком и ладонью - на тех же
принципах, практически
без изменений.
Как справедливо тут заметили, шуто бить не стоит - это опасно, можно
без руки остаться. В ребре ладони очень хрупкие трубчатые кости,
которые лучше для удара не использовать. А вот углом ладони, то есть
сэйрюто - в самый раз. когда вы на улице поскальзываетсь, в гололед
- чем вы по земле бьете, на что опираетсь? На ладонь, на это место.
То есть, эта часть руки естественно обладает наименьшей "боязнью
удара". Кстати, все "разбивальщики" кирпичи колют именно так. Выгода
удара ладонью еще и в том, что при ударе мы можем еще и выполнить
прихват - и продолжить движение в лучших традициях айки (и
фехтования), закручивая оппонента и выводя его из равновесия.
Прихват выполняется как за волосы, так и "за шкуру" (бонус -
дополнительный болевой эффект). Само собой разумеется захват за
одежду или прихват за сустав (плечо, колено,локоть, кисть) после
сбивающего удара. Мне Па Сит такое в своем хапкидо показывал, как
базовый вариант захвата вообще: "ошпаривающий" удар по конечности,
на долю секунды переключающий внимание - это он и использует для
того, чтобы вывести тебя этим захватом из равновесия. Захват в этом
случае не хватается, а захлестывается, словно кнут или мокрое
полотенце. Вполне, кстати фехтовальное движение. И нарабатывается
достаточно быстро.
Как вариант, можно, конечно, для удара по твердой цели или при
каких-либо сомнениях использовать "тэтцуй" - то есть, если придется
кого-то учить, в качестве базового тоже лучше его использовать.
Захват в этом случае можно брать подмышкой или локтевым сгибом (это
отдельная тема).
0 # 18 декабря 2012 в 05:58 0
Поясню, почему я выделил именно маховые удары большого и малого
круга - они не только базируются на тех же фехтовальных движениях,
но они же являются и залогом любого броска. Переводы и отсекания
рук противника, одновременные удары и отбивы (батманы) - все это
реализуется именно благодаря маховым, веерным движениям. Проблема
соединения бросков и ударов, которая для многих очень трудно
разрешима, коренится именно в том, что удары у них выставлены в виде
прямолинейных тычков, а для перехвата рук и броска чаще всего нужны
именно маховые, круговые действия. В итоге требуется сознательно
"переключение" из одного вида двигательной активности в другой - в
то время как для боя нужен легкий, естественный переход от броска к
удару и наоборот выполняемый совершенно одинаково и происходящий в
результате изменения самой боевой ситуации. То, что такого перехода
нет, не дает системе быть по-настоящему единой - и поэтому ведет
либо к ее распаду на две независимые части, либо к вытеснению одного
другим. Пример - каратэ. Отказались от рубящих, сосредоточились на
"цки" - и броски отвалились. Причем настолько незаметно, что многие
каратисты не верят, что они вообще были.
То есть, в айкидо все фактически уже есть - только выполнять это
нужно не так. Не "канонически",не "сверху вниз" - а с реальной
скоростью и дистанцией - и по реальным фехтовальным траекториям. От
"канонического" удара, предназначенного именно для того, чтобы он НЕ
УДАЛСЯ, только дурак не уйдет, в реальности он может быть только
добивающим. Уэсиба же зачем-то всячески превозносил косой "крест
айки", он был у него чуть ли не культовым. Ну и? Айкидоки почему-то
этим крестом не пользуются. И зря - дед-то свое дело все-таки знал.
Сдается мне, что вместо славословий и упрямой защиты догматов
(которые противоречат тому что говорил Уэсиба - хотя бы и в данном
случае) лучше было бы внимательно посмотреть на то, что он оставил,
на собственный арсенал, с большей часть которого современный айкидок
не знаком совершенно. Тупо учат вертикальный удар, изначально бывший
всего-навсего дыхательным упражением (именно так) и ждут откровения
свыше - а между тем, каждый истфех знает, что рубить надо наискось,
по "лежачей" восьмерке, в которой максимально используется инерция
клинка и он не нуждается в остановках. Эта восьмерка и есть "он
самый" - крест айки. То есть, базовая форма нанесения удара ставится
по этой восьмерке, тетцуем или сэйкеном при обратном движении. Удар
сэйкеном при этом практически никогда не будет прямым - это тот же
круг. (Тем, кому по каким-то причинам не хочется смотреть на КОНТЭН,
стоит внимательно посмотреть на какой-нибудь тунбэй или багуа).
То есть, будет либо некий аналог апперкота разной длины, либо
"плюхи", либо боковые удары, которые ну настолько чудно ложатся на
айкидо, что... слов нет. При этом локти выполняют страхующую,
обеспечивающую роль - попутно оттирают удар противника, подфиксируют
его руку в захвате, и еще много мелочей. Попробуйте ради интереса
одно из моих любимых упражнений - выполняйте броски, не пользуясь
кистями рук. Представьте себе, что у вас вместо них этакие култышки.
Или забинтуйте, в конце концов. Боксерские перчатки, хоть они вроде
и напрашиваются, все-таки слишком габаритны - помешают некоторым
0 # 18 декабря 2012 в 22:00 0
помешают некоторым
необходимым "просовываниям". По этой причине не совсем пригодны.
Не потеряйте главное - перемещения. Они - самое важное, то, без чего
никакое "айки" немыслимо. Они же могут обеспечить поистине
чудовищную мощь удара при правильном "ирими". Уход и уклон вместо
парирований, блок (то есть, лишение подвижности) прижиманием телом и
рукой - так у вас же это все уже есть! Псомотрите внимательно, как
Нисио или Саотомэ удар "снимают". Нужно только подумать, как сделать
это короче и резче. Это не так сложно, как кажется - если исходить
из ФЕХТОВАНИЯ, а не из привычного образа айкидо.
Результат будет вполне классическим, который можно видеть в
исполнении самых разных мастеров: "тэнчин-нагэ" в форме апперкота со
встречным входом, "кайтэн-нагэ" в форме удара в затылок, икке в
форме вполне боксерского "кросса" через бьющую руку - с попутным
икке же в качестве логичного завершения. С не менее логичным
попутным ударом коленом "в шаг" навстречу в опускающийся фэйс.
Но это уже не айкидо. Это уже КОНТЭН получится. Ни малейшего
признака любви - но зато огромное уважение к противнику, как к
опасному в любом положении существу. Которое можно обезвредить,
только необратимо поломав.
Далее, по ходу: как мы видим, с руками-то у айкидо рабочего
материала уйма. С ударами ногами сложнее. Говорят, айки-дедушка
перед самой смертью хотел что-то такое разработать, да не успел. На
его месте я бы озаботился этим гораздо раньше: удары ногами ипо
ногам - самая большая слабость айкидо. Без перемещения оно ничто, а
ноги практически оставлены без внимания. Конечно, если у тебя меч,
то ты их этим же мечом и прикроешь от чего угодно (с лоу-киком на
шашку,хе-хе), но вот в рукопашке... То есть, с точки зрения
фехтования все учтено, а о рукопашке как-то забыли. Ну и что же
такое айкидо после этого, как не фехтовальная школа?
Учитывая то, что большинство современных айкидоков мечом
пользоваться не умеют, можно еще и так сказать: современное айкидо -
это узкоспециализированный аспект дзю-дзюцу, посвященный
противодействию попытке обезоруживания. В этом случае сам факт
специализации также снимает и отсутствие ударов, и странное
отсутствие внимания к защите ног. И заодно объясняет, почему
супостат так отчаянно за руку цепляется - еще бы: отпустишь -
зарубят.
А если уж говорить о СИСТЕМЕ, то система должжна учитывать все
варианты. Так что до системы айкидо не доросло - по упущению
О-Сенсея, при всем уважении.
Ну да ничего. Мы уже знаем, где искать - или, во втором случае, ЧТО
искать. Шоссона-то, жаль, сегодня нигде не найти - а то было бы
наиболее правильным прежде всего там поискать. Уверен, что была бы
уйма вполне айкидошных вариантов. Так или иначе, сделайте ставку на
"нижние ноги" - иначе "фирменные" броски пропадать начнут, они при
дальней работе ногой просто не найдут себе места.
То есть, наиболее подходящая по принципу работа ногой действительно
наиболее наглядно представлена в тайцзи, а еще лучше багуа. Но багуа
боевого тоже пока не найти (ждем, ждем книги издательства "Вэнь
У"!), поэтому посмотрим на тайцзи.
А может... да, вполне оправданно будет. Сходите к кадочниковцам.
Поищите тех из них, кто ногами работать умеет. Н
0 # 23 декабря 2012 в 11:41 0
Не пинается, не
бывший дзюдоист (хотя и это тоже польза), а именно управляет ногой
противника. Или хоть "болевой прием" посмотрите - чисто ради
образца. Другого-то все равно больше ничего не найти - а для примера
это "русское айкидо" вполне сгодится.
Ваша тактика на ногах - наступ, подлом, вытеснение. Если удар - то
его цель прежде всего сорвать перемещение противника: к ступню, в
колено, в икру - причем, как правило в опорную ногу, особенно в то
время, когда противник хочет пнуть вас, и стоит на одной ноге.
Перемещаясь сами, не давайте свободно перемещаться ему. Наступайте
на ногу. Наступайте на подколенный сгиб. Выталкивайте бедром. Этого
уже будет вполне - при описанной выше работе руками.
Кстати - поработайте ваши классические техники против ноги. То есть,
захват можно брать не только способом "уход с линии пинка - захват
за руку с "пинковой стороны", но и простым захватом за ногу. Ногу
можно перенаправлять не хуже, чем руку, теми же способами, к ней
только привыкнуть надо - а так принципиальных различий нет: делайте
свою же привычную классику. Захват только придется чуть поменять -
не вцепляться "канонически" в ступню, а используя указанный выше
метод, в основном работать "без кистей". Такая работа не только
расширит диапазон ваших возможностей, но и избавит от страха пред
ударами ног.
Кстати - в конце концов, можно по этим ногам просто бить кулаками,
(как многие боксеры, придерживающиея своего "до", и делают), теми же
боковыми или рубящими ударами, по фехтовальным канонам - то есть,
под острым углом к разрубаемому предмету. При хорошей постановке
удара желание пинаться быстро пропадает .
Позаботьтесь о том, чтобы научиться ногами парировать удары ног, не
получая повреждений - или перенаправлять их - тут можно
повнимательнее присмотреться к каратистским подсечкам. Есть очень
много хороших вариантов.
Повторяю - это если мы с вами хотим сохранить "айки", как "до". Для
этой цели наиболее важным будет учиться выполнять все эти действия в
процессе собственного перемещения, "в шаг", не останавливаясь, не
ломая рисунок движения, не концентрируясь на них. Так, мимоходом,
незаметно, скрытно (ах, штаны, штаны! Вот поистине секретное оружие
айкидо!) - и при этом на верхнем уровне контролируя руки
противника(с ударами или без).
Вот такие мои соображения на этот счет.
К тому же хочу добавить следующие соображения, чисто КОНТЭНовские.
Сверхзадачей любой боевой системы при контакте с противником
является выстраивание и сохранение структуры тела, обеспечивающей
бойцу наиболее выгодные условия для вложения силы - и
соотвествненно, наименее выгодные для протиника. То есть, бойцы в
бою прежде всего стараются разрушить структуру противника, или, как
высший пилотаж, "инсталлировать" ее части или всю целиком в свой
замысел. То есть, вот оно, айки - с "ки", как координацией. Первая
задача является главной, вторая - сопутствующей. Если мы собираемся
достичь каких либо успехов в этом направлении, иначе быть не может -
мы постоянно будем попадать в ситуации, когда его стуктура
выстроена, а наша еще нет.
0 # 24 декабря 2012 в 20:31 0
Колупаться, конечно, как-то можно - но именно колупаться, иначе не
скажешь - тут уж не до айки. Единственным залогом успеха в любом
случае является перехват инициативы - именно это и есть "айки", и
ничто другое.
Таким образом, основная задача - разрушить структуру. Боксеры
подразумевают именно это, говоря свою любимую присказку о бросках:
"выруби голову - тело упадет само". Это их способ разрушения
структуры. Тайский или кекусиновский способ - поломать ноги, то
есть, изначально лишить любую структуру обеспечения и твердой опоры.
Дзюдоисты с этой же целью хватают протиника и дергают его туда-сюда
- выводят его из равновесия, а уже потом проводят бросок.
На это стоит обратить внимание - очень многие (я бы сказал, слишком
многие) не видят в этом ничего особенного, не чувствуют этого
разделения, и в результате рвут противника с места, силой. Причем
даже многие спецы тайцзи.
Бросок в таком исполнеии действительно малоэффективен,
затруднителен. И затянут. Пример - исполнение бросков безусловно
талантливым мастером Лян Шоуюем, автором бесстилевой формы
Сяояошуай, посвященной 36 базовым броскам шуайцзяо в кунфу. Человек
занимается кунфу с шести лет - то есть уже более 50 лет - но
преимущественно исполняет ката.В результате присутствует перекос в
сторону движения "соло" - то есть, он держит равновесие, в то время
как при броске противника, тоже имеющего вес, он должен его
целенаправленно НАРУШАТЬ в сторону броска.
Результат - высед в сторону противника, который с точки зрения
любого дзюдоиста или самбиста является несомненной ошибкой,
затруднение и силовая "пролетарская" манера броска без малейшего
присутствия "айки".
При том, заметьте, что форма у него вышла очень хорошая, и сам он
далеко не новичок. При условии правильного выведения, исполняемого в
большинстве случаев именно сознательным нарушением своего
равновесия, противник летит, как перышко - или, по субъективным
ощущениям, скорее переворачивается в воздухе, как доска.
Кстати - совместите одно с другим: дайте носком ботинка по ноге,
подворачиваясь в бросок - результат превзойдет все ожидания (вполне
в духе советов по ногам). Если рассматривать задачу айкидо, именно
как разрушение структуры противника или ее использование в своих
целях, то для этого ВНИМАНИЕ! - вовсе необязательно ждать, пока он
вас ударит или захватит. Ведь так или иначе вам все равно придется
делать "айки", то есть перехватывать инициативу - не так ли? Так
почему же не сделать это сразу? Берите его за руку, за шиворот, с
помощью болевого захвата выводите в движение - и используйте его,
как и привыкли (дзюдо получается, ха-ха).
Или просто прижимайте его к стене, стулу, не давая встать, не давая
выстроить структуру, то есть это движение начать - в этом случае
можно обойтись и без болевых (кокю) - но будет более похоже на того
же Кадочникова или тайцзи.
Но вообще - в рукопашном бою новое очень трудно придумать. Тело-то
одно, механика одна. Поэтому говоря о различиях и школ, чаще всего
приходится говорить именно о различиях ПОДХОДОВ, тех способов,
которым вы пришли к одному и тому же.
С уважением
ЮЮ.
Обсуждение в той же ветке форума: "Ударной техникой какого БИ можно
дополнить Айкидо"
0 # 26 декабря 2012 в 10:48 0
перевод статей из википедии
Ивама-Рю - это неформальное объединение айкидоков, состоявшее из студентов Сайто Морихиро, практиковавших направление айкидо, обычно называемое стиль Ивама. Термины "Ивама-Рю" и "стиль Ивама" часто используются как синонимы. В более узком смысле Ивама-Рю относится только к группе обладателей черных поясов, которым присвоил дан Сайто-сенсей.

Большая часть людей, практикующих айкидо Ивама никогда не относились в непосредственно к Ивама-Рю. Распросраненность АИвама-Рю в некоторых странах гораздо больше, нежели в других. Так, например, в скандинавских странах практически все, практикующие стиль Ивама принадлежат к Ивама-Рю. Существование такого объединения отражено в наличии специальных организаций в некоторых странах, например, в Швеции, где существуют три организации в рамках Федерации Будо, объединяющих айкодков - Ивама-Рю, Ки-айкидо и Айкикай. Несмотря на это, Ивама-Рю никогда официально не заявляла о себе, как об организации, независимой от Айкикай, и, таким образом, о ней можно говорить, как о неформальной социальной сети, связывающей юданша, которым Сайто-сенсей присваивал даны - даны Ивама-Рю - независимо от данов Айкикай Хомбу Додзё

Это частично связано с тем, что в Ивама-Рю придается большее значение и уделяется больше времени работе с оружием (буки-вадза), чем в других направлениях айкидо. Наивысший ранг в Ивама-Рю на настоящее время - седьмой дан, он присвоен Ульфу Эвансу и Паоло Коралини, которые также являются шиханами данного направления айкидо (т.е. имеют право присваивать даны). Другие высшие даны Ивама-Рю - Тони Саржант (6-й дан), Даниэль Тутэн (6-й дан), Дэйвид Александер (6-й дан) и Вольфганг Баумгартнер (6-й дан).

Частично Ивама-Рю (как организация) было создано происхождением японскому учителю айкидо Томита Такедзи (Такеджи?), живущему и преподающему айкидо в Швеции. Томита-сенсей прекратил отношения со своим учителем Сайто Морихиро. После разрыва Томита остался в Айкикай, а те скандинавские айкидоки, которые желали следовать Сайто, присоединились в Ивама-Рю. После смерти Сайто Морихиро в 2002 году некоторые клубы Ивама-Рю объединились в организацию Ивама Син Син Айки Сюренкай ,сформированную Сайто Хитохиро, сыном Морихиро, в то время как другие, в том числе клубы Еванса и Коралини, остались в Федерации Айкикай.

http://en.wikipedia.org/wiki/Iwama_Ryu
0 # 29 декабря 2012 в 22:13 0
Айкидо стиля Ивама [Iwama Style Aikido (, Iwama Sutairu Aikid?)] - название стиля айкидо, которому учил основатель айкидо в Ивама-додзё, месте, где айкидо зародилось. Это название часто используется для определения стиля айкидо, прподаваемого последователями Сайто Морихиро, который был внутренним учеником (учи-деши) Уэсибы Морихэя, основателя айкидо, на протяжении двадцати трех лет. Название происходит от японской деревни Ивама, в которой Уэсиба долгое время жил и преподавал айкидо.

Айкидо стиля Ивама можно увидеть как в крупенйшей организации айкидо - Айкикай - так и вне ее. Основное объединение айкидоков вне Айкикай - Ивама Син Син Айки Сюренкай, возглавляемое сыном Сайто Морихиро, Майто Хирохиро. Другой, более не существующей организацией, айкидо стиля Ивама была Ивама-Рю. Для обозначения додзе и клубов, где преподается это направление айкидо, часто используют термин "Такемусу Айки"

Стиль Ивама объединяет как изучение использования традиционного японскаого оружия (техники с оружием или букивадза), так и техники безоружного боя (тайдзюцу). Последователи Ивама часто заявляют, что их направление наиболее близко к тому айкидо, что преподавал осносватель айкидо Уэсиба-о-сенсей. Среди людей, практикующих другие напраавления айкидо, распространено мнение, что стиль Ивама воспроизводит айкидо Уэсибы периода 1940-ых, 1950-ых годов, не обращая внимания на изменения айкидо, сделанные им позднее. В Ивама такое мнение считается сильно упрощенным взглядом.

http://en.wikipedia.org/wiki/Iwama_aikido
0 # 2 января 2013 в 10:56 0
статьи обновлялись 29 и 13 августа 2008 года, соответственно.
0 # 7 января 2013 в 11:13 0
а че Сайто японцам 6-7 даны не присваивал???
0 # 10 января 2013 в 10:56 0
Немного об этикете и его корнях. Точнее, о поклонах и хлопках в начале и конце тренировки.

Сначала всем известное:

Вход в додзе и на татами сопровождается поклоном в знак уважения к школе и «Шомен» (изображению ОСэнсэя), который иногда называется также «Камидза». Затем - общий поклон «Шомен» и общий поклон татами («Шомен-ни рей», «Отагаи-ни рей»).

После этого - два хлопка (первый создает вибрацию, второй символизирует ее эхо, добиваясь коллективного «мусуби» - единения). После этого, ученики и учитель обмениваются взаимным поклоном в знак уважения («Онегаи симасу» - означает, со стороны Учителя готовность начать занятия, со стороны учеников – готовность внимать Учителю). Завершение занятий сопровождается тем же ритуалом.

Потом несколько менее:

В храмах есть места, где посетители обращаются с какой-нибудь просьбой к божествам (ками). Чтобы привлечь внимание японских божеств нужно сделать следующее. В местах, где обращаются к ками, обычно стоит ящик, куда нужно бросить монетку, после дважды поклониться и дважды хлопнуть в ладони. В заключение нужно ещё раз сделать поклон, во время которого в течение нескольких секунд можно попросить, чтобы исполнилось какое-нибудь заветное желание.
http://castleavia.com/poleznaya_informaciya/opisanie_..

Синтоизм является продолжением древнего анимизма, смешанного с культом предков, поклонением Солнцу и буддизмом.

Название синтоизм происходит от слова "синто" - "путь богов". В основе её лежит поклонение всевозможным ками - сверхъестественным существам. Основные виды ками - это:

* Духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя и т.д.);
* Незаурядные личности, объявленные ками;
* Силы и способности, заключенные в людях и природе (скажем, ками роста или репродукции);
* Духи умерших.
http://www.aikidoka.ru/2007/06/09/sinto.html

Ками — объект поклонения в синтоизме. Что же подразумевают, когда говорят "ками"? Первоначально так называли особо почитаемых духов, обладавших могуществом и властью. Все сущее одушевлено, поэтому потенциально все и всех можно признать ками и почитать как ками. Тем не менее данный термин не мог использоваться применительно к обыкновенным людям и предметам; хоть синтоизм и учит, что людей нужно чтить как ками, в действительности их никогда не называют ками.

С древнейших времен к ками причисляют различные предметы и явления. Ками — это и качества (развитие, продуктивность), и стихийные явления (ветер и гром), и природные объекты (солнце, горы, реки, деревья, скалы). К числу ками относятся некоторые животные и духи предков, например духи предков Императора и других знатных семейств. В определенном смысле все родовые духи это ками. Также почитаются как ками ремесла и мастерство, духи, оберегающие землю и души национальных героев — людей, отличившихся добродетельными деяниями, внесших свою лепту в развитие цивилизации, культуры, улучшение жизни людей или же погибших за свое государство или клан.
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage..

Добавлю только, что "ками" в "камидза" и "ками" в синтоизме - одно и то же слово и у камидза располагался (а в некоторых додзе в Японии и располагается) алтарь, посвященный духам предков, покровителей школы и т.п.
0 # 14 января 2013 в 20:21 0
Ссылка, котороя достойна Вашего внимания:
http://www.aikidojournal.com/article?articleID=697&am..
0 # 15 января 2013 в 01:41 0
Значит, она открывается "через раз"... учтём :)
0 # 16 января 2013 в 12:32 0
Почитал. Интересно. Спасибо за ссылки!!!
0 # 17 января 2013 в 04:36 0
О деградации Японского Фехтования.
На сегодняшний день современное искусство фехтования и вообще владение холодным оружием находится, несмотря на расцвет интереса к нему в довольно плачевном состоянии. В Японии, как мы знаем искусство фехтования в до огнестрельный период достигло высшей своей точки своего развития, что выразилось в уникальном сочетании изощренного технического арсенала, которому обучали во множестве фехтовальных школ, и мощной духовно-философской основе ( дзен фехтовальщика), выводившей фехтование на совершенно иной уровень, безгранично расширяющий возможности воина. Изначально, все же шел технический навык, доведенный за долгие годы войн до совершенства. Стимулом для занятий являлся вопрос о жизни владельца меча или какого-либо другого оружия, принадлежавшего профессиональному воину. После консолидации Японии под властью сегуната и прихода относительно мирной эпохи на первое место вышла духовная составляющая фехтования. В данном аспекте искусство владения оружием являлось лишь путем постижения себя и вселенной, и оружие являлось лишь инструментом познания, равнозначным бумаге в искусстве аригами, цветам в экибане, или чаю в чайной церемонии. Главное это путь – посредством чего ты идешь по нему не имеет значения.

В эпоху Мейдзи при упразднении самурайских привилегий ношения мечей и особого положения в обществе искусство владения мечом принимает новый вид. Большое число бывших самураев за неимением иных средств к существованию открывают школы фехтования, прежде привилегированное закрытое искусство становится общедоступным. Публичность предполагает массовость и в широкое употребление входит использование бамбуковых легких тренировочных мечей- синаев. В целях снижения травматичности и популяризации направления под названием кендо позднее формируются правила, строго ограничивающие возможности применения боккена и ведущие к искажению фехтовального искусства практически до неузнаваемости. Мастера традиционных школ во время бума увлечения фехтованием на синаях предупреждали об опасности ухода от истинного понимания фехтовального искусства. Бамбуковый меч и защитные доспехи начали применятся в некоторых школах фехтования еще в 16-17 веке, но только в качестве тренировки для развития определенных навыков и умений, как составная часть процесса обучения, не более. Выделившись же в отдельную дисциплину оно трансформировалось в систему, где главной целью является набор очков и совершенно игнорируются боевые аспекты поединка.

Позже с целью исправления сложившейся ситуации и попытки приблизится к ощущению реального поединка на свет появляется так называемое свободное фехтование – Чамбара. Также спортивный вид, где вместо боккенов и традиционной защиты кендо используются мягкие снаряды для боя и шлемы. Манера ведения боя и особенности используемого специального оружия также предопредели полную отдаленность Чамбары от полноценного фехтовального искусства и приблизили занимающихся к реальности ведения боя настолько же как и кендо если не хуже.

В иным путем пошло направление под названием Иай-дзютсу (искусство мгновенного обнажения меча и нанесения удара) – исключительно духовным. Изначально, невзирая на все красивые легенды пригодные лишь для любителей исторической литературы и самурайских блокбастеров, созданных для популяризации Японии, иай-дзютсу всего лишь необходимый составляющий элемент арсенала каждого уважающего себя фехтовальщика. Позже же оно превратилось и до сих пор существует в виде набора ритуализированных движений, исполнение которых оттачивает точность движений адепта, вырабатывает культуру владения мечом, формирует его внутренний мир и сознание и прочее. Отдельным образом фехтование отразилось в известной всему мире дисциплине Айкидо. Морихей Уесиба, изучавший Кендзютсу в чистом виде, приспособил элементы фехтования в качестве способа изучения движений, приемов и принципов айкидо. Не секрет, что множество техник боевых искусств строится на технике владения предметом, а именно мечом и копьем.
0 # 20 января 2013 в 23:07 0
А продолжение будет?
Очень всё интересно написано)))
0 # 21 января 2013 в 17:21 0
Не знаю Леха,статья не моя ,а имя автора найти не смог.
0 # 22 января 2013 в 16:20 0
Автор — глава школы Сейшинкан — Казаков Алексей Игоревич (4-й дан Ёcинкан)
http://muzhestvo-aikido.narod.ru/articles/kazakov2.html

Благодаря тому, что Айкидо — очень сбалансированная система она успешно распространяется по миру. Не удивлюсь, если через некоторое время оно станет самым массовым БИ в мире. Но нужно признать тот факт, что Айкидо находится если не в упадке, то в застое уж точно. Одну из причин мы уже рассматривали, это «ученик никогда не может превзойти учителя». Сейчас поговорим еще об одной не менее важной проблеме — самодостаточности и, как следствие, закрытости.

Именно по этой причине, Айкидо осталось на уровне развития того времени, когда было создано. Собственно, только два человека решили шагнуть вперед и дали возможность дальнейшему развитию. Но усилия Г.Сиоды и К. Тохэя вряд ли способны побороть на данный момент инертность огромной массы людей, занимающихся Айкидо. В итоге, пока все остальные БИ двигаются вперед, развиваются, шагая в ногу со временем — Айкидо почивает на лаврах прошлого, используя знания и методы почти 70-летней давности. Это та причина, по которой я соглашусь с критиками Айкидо. Айкидо не работает ни как БИ, ни как философия, вообще никак. И все из нежелания принять в себя достижения современной цивилизации только потому, что якобы лучше М. Уэсибы никого нет, поэтому лучше тренироваться только как он, что бы достичь «его уровня». В то же время, другие «открытые» БИ развиваются, используя все возможности, предоставленные современной наукой. При всех возможностях Айкидо получается, что представитель БИ Айкидо имея тот же ранг, что и представитель спортивного единоборства не имеет против спортсмена никаких шансов. Не только как боец, но и в "гармонии", точнее в ее составляющих, таких как чувство партнера, тайминг, ритм и т.д. А набор скоростных и силовых качеств? Про это лучше вообще промолчать. Конечно, можно сказать, что все это не имеет значения, и Вы будете правы. С одним "но". Если вы эти качества уже натренировали. Вот и получается, что в Айкидо вершин достигают те, кто прошел через дзюдо, каратэ и пр. БИ и спортивные единоборства. А что делать тем, кто ничем до Айкидо не занимался? Кто мешает в Айкидо использовать достижения современного мира? Опустим пока философию. Философия БИ не имеющая основания, превращается в демагогию, а школы без реальной практики, превращаются в клубы по интересам и фитнесс-залы.
0 # 28 января 2013 в 20:17 0
Ну, начнём! Всё начинается со страшного слова «Ки», да собственно в него потом и упирается. Я сейчас не будут называть все определения, которые дают этому слову. Я хочу, чтобы вы подумали о том, что это понятие могло бы являться удовлетворительным объяснением лет сто назад (на территории таких стран, как Япония или Китай, с их особенностями менталитета и вероисповедания), однако не может удовлетворять современным требованиям.

Я очень хорошо могу представить себе буддистского священника, объясняющего крестьянину (который не умеет ни читать, ни писать) о том, что управляет миром, но не могу представить на месте крестьянина студента, оканчивающего факультет атомной физики.

Вспомним, О-Сенсэй Морихей Уэсиба говорил, что он - единое целое со Вселенной, и когда враг его атакует, он сражается со Вселенной. Давайте подумаем об этих словах, и не будем искать в них скрытый смысл. Скажите себе: «Я — часть Вселенной». То есть, если вы являетесь её частью, значит, вы подчиняетесь законам это Вселенной, а законов мироздания пока (к сожалению или к радости), никто не отменял. А раз так, значит и природу Ки можно объяснить и обосновать с помощью физики. Конечно, если сюда добавить знания из биологии, биохимии и других наук, то можно расширить объяснение, но это не научная статья, а лишь повод для размышления.

Понятие «Ки» в боевых искусствах очень хорошо использовать как обобщающее, которое может основываться на таких постулатах, как энергия (потенциальная и кинетическая), закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, центробежная сила, реакция опоры, векторы силы и движения, суммарный вектор (и прочие понятия механики и кинематики). Но не забывайте, что есть ещё множество других наук и их разделов, и все они могут дополнить общую картину.

Вот что об этом пишет Кантё Сенсэй Годзо Сиода:
«В Айкидо мы часто используем слово «Ки» (энергия), но это слово имеет множество значений. «Ки» в том виде, в котором оно предстает во время исполнения техник, - это то, что мы получаем, когда такие компоненты, как правильная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной энергии, тайминг и так далее, складываются вместе, и мы достигаем высшего состояния совершенного равновесия. Можно сказать, что «Ки» — это «владение равновесием».

Значение слова «Ки» во фразе "гармонизировать своё «Ки» относится к восприимчивости по отношению к вашему партнеру и охватывает все элементы, которые вытекают из его состояния, так что, в данном случае, сила, скорость, координация и ритм - все это части понятия Ки. Продолжая тренироваться, Вы станете более восприимчивыми к тому, как оппонент собирается атаковать, в каком направлении он собирается двигаться, где сфокусирует свою силу и куда помещает центр тяжести. Можно сказать, что эта способность "видеть и чувствовать энергию" - это одна из главных целей тренировки.

Углубляясь дальше, мы видим, что «Ки» — это одновременно и сущность Вселенной, и то, что ей управляет. Достичь гармонии со Вселенной — означает быть в равновесии. «Айки», то есть «гармонизация энергии», означает потерю своего собственного эго. Это способ подчинения себя естественному порядку вещей (потоку Вселенной). Если Вы это сделаете, то сможете без труда осознать свою собственную естественную личность в зависимости от ситуации, которая перед Вами возникает, и именно развивая эту гармонию, мы находим понимание Айкидо.

Как видно, Кантё Сенсэй Годзо Сиода был очень практичным человеком, которого мало интересовала мистика, и всё, что с ней было связано. В его определении "Ки" также является обобщающим словом для сразу нескольких понятий.