СТАТЬИ

Автор:
Опубликовано: 1746 дней назад (14 августа 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?

Автор этой стать Stanley Pranin
Aikido Journal #109 (Fall/Winter 1996)
Автор перевода Елена Петрова
Прозанимавшись айкидо несколько лет и несколько лет посвятив изучению его истории, я постепенно пришел к мысли, которая находится в противоречии с некоторыми расхожими мнениями и утверждениями многочисленных шиханов, по словам которых они много лет изучали айкидо под руководством Основателя. Я принимал участие в семинарах, которые проводили в США японские учителя, а также несколько раз ездил в Японию, где имел возможность тренироваться у лучших преподавателей. А моя гипотеза заключалась в том, что то айкидо, которое мы сегодня знаем, - это совсем не то айкидо, которое практиковал и преподавал О’Сенсей, а всего лишь одна из многочисленных производных форм, развитых основными учениками, тренировавшимися под руководством Основателя в течение довольно ограниченного периода времени. Это объясняет многочисленные различия в стилях, сравнительно небольшое количество изучаемых техник и отсутствие в современных воинских искусствах составляющей, которая в айкидо Основателя была представлена религией Омото-кё. Я не собираюсь критиковать современные формы воинских искусств – я всего лишь делаю наблюдение, основанное на исторических исследованиях, результаты которых не совпадают с общепринятыми представлениями.
Когда в августе 1977 года я переехал в Японию, лично для себя я решил заниматься айкидо у сенсея Морихиро Сайто в Ивама. В Ивама меня привлекали больше всего упор на жесткость и точность техники, а также включение в тренировочный план работы с айки кен и айки дзё. На это решение повлияло, разумеется, и близость Храма Айкм, а также то обстоятельство, что тренировки в Ивама проходили в личном додзё О’Сенсея.
В то же время необходимо сразу пояснить, что я не считал технику сенсея Сайто продолжением техники Основателя – я просто полагал, что сенсей Сайто является хорошим мастером сам по себе. Я относил тогда сенсея Сайто к той же категории известных учителей, что и Коичи Тохея, Содзи Нисьо, Сейго Ямагучи и других, которые обладали высоким мастерством и, вдохновленные Морихеем Уесиба, развили это мастерство в различных направлениях и создали собственные оригинальные методы преподавания.
Хотя японским языком я тогда владел недостаточно свободно, я хорошо помню, что мне удалось высказать сенсею Сайто свои мысли на эту тему и свои сомнения в том, что его айкидо является, как он утверждает, именно тем айкидо, которое преподавал Основатель. Мои выводы основывались на том, что техника сенсея Сайто отличалась от айкидо Основателя, которое я видел в его фильме. Учитывая то, что я был все-таки его учеником, его изумил мой скепсис и мое несомненное нахальство. Однако он терпеливо объяснил, что причина различий заключается в том, что в фильме представлены техники, предназначенные для демонстраций. Он подчеркнул, что публичные демонстрации техники сильно отличались от того, что О’Cенсей показывал в додзё в Ивама, и настаивал на том, что считает своим долгом точно передавать айкидо Основателя и не имеет никакого намерения создавать «Сайто-рю Айкидо».
Но как он ни пытался меня убедить, я продолжал сомневаться, несмотря на то, что его техническое мастерство всегда меня восхищало. Приблизительно через два года после моего приезда в Японию я брал интервью у Зензабуро Аказава, довоенного ученика Морихея Уесиба периода Кобукан Додзё. Зензабуро Аказава показал мне техническое руководство, опубликованное в 1938 году под названием Будо, которое раньше я никогда не видел. В нем содержалось около 50 техник, которые демонстрировал сам Основатель. Медленно листая страницы руководства, я был ошеломлен тем, что несколько базовых техник, таких, как иккьо, ириминаге и сихонаге, были в точности идентичны техникам, изучаемым мною в Ивама у сенсея Сайто. То, что раньше я считал техниками стиля «Ивама», демонстрировал сам Основатель. Мистер Аказава любезно дал мне на время книгу, и я поспешил к сенсею Сайто.
Прощение) | Юмор
0 # 29 января 2013 в 17:25 0
Да Алексей, не плохие рассуждения об айкидо(на бумаге), а где дело, где практика, было б здорово еслиб эти слова, были подтверждены Вашей практикой айкидо. Куда Вы пропали?
В начале своего пути в айкидо, я мог часами рассказывать, что это такое, а после18- ти летней практики, это стало делать очень сложно, в каждый раз вступая на татами, я чуствую, что мои знания и уровень в акидо близок к нолю, хорошо что хоть не минус еденица))), а ведь людям надо еще что то расказать и показать, и это ощущения ноля не зависимо от того, было у меня время подготовиться к тренировке или нет(((
0 # 31 января 2013 в 05:10 0
Я себя не считаю хоть в какой-то мере компетентным для выдвижения собственных теорий. Как говорил один знакомый, "я еще мал и глуп" :)

Прошу прощения, забыл указать в заметке, что это продолжение предыдущей, т.е. тоже рассуждения Казакова.
0 # 5 февраля 2013 в 09:55 0
Алексей, желал бы увидеть Вас на тренировке, или Вы завязали с айкидо(
0 # 7 февраля 2013 в 18:44 0
Из кникги Тоcиcиро Обаты "Айки-дзюцу самураев":
"...Иногда я посещаю показательные выступления по Айкидо, и мне становится стыдно за некоторых инструкторов. Неужели они действительно ждут, что люди поверят в возможность победы над тремя крепкими вооруженными мечами противниками за счет энергии Ки, или в то, что едва владея основной техникой, можно отбросить противника на шесть метров? Неужели они сами в это верят? Эта профанация меня крайне раздражает, поскольку наносит ущерб памяти Сокаку Такэда и Морихэи Уэсиба. Конечно, Ки - это важно, но столь же важны время реакции, сила и технические навыки. В систему Айкидо входят многие компоненты, и Ки - не самый важный из них...
Мы должны вернуться назад к периоду перед последней войной, когда активно работали Сокаку Такэда и Морихэй Уэсиба, и изучать ту технику, которой учили они оба. Уэсиба до того, как состарился, был известен как очень жестокий учитель, и серьезные травмы были нередки в его "дзигоку" ("дьявольском") додзё. И мы должны всеми силами противостоять вполне понятному желанию копировать ту технику, которую учитель практиковал на склоне лет, теряя свою силу - независимо от того, насколько он был любим и уважаем. Тупо копируя технику своего старого учителя, вы не проявляете уважения, а вредите ему. Если же вы хотите увековечить его память, изучайте технику, которой он владел будучи в расцвете сил.
...Я также решительно против точки зрения многих инструкторов, утверждающих, что сила не должна использоваться в Айкидо - якобы в соответствии с установкой Морихэи Уэсиба. Когда Уэсиба был в расцвете сил, люди боялись его жесткой техники Дайто-рю. Его учитель - Сокаку Такэда - двадцать лет путешествовал по Японии, бросая вызов величайшим мастерам боевых искусств и побеждая их.
Тот, кто избегает жесткой и сильной техники, никогда не достигнет вершин знания Айки, навсегда оставшись в сетях самоудовлетворенного невежества, столь характерного сейчас для изучающих Айкидо.
Если два противника одинакового подготовлены, победит тот, кто сильнее. Если у сильного человека слабая техническая подготовка, то тот, кто слабее, но технически выше, может победить его. Это факты, а не теория. Но когда вам говорят, что Ки выше и силы, и техники - не верьте, это обман. Я хочу, чтобы все поняли истинное Айкидо, я не критик, но тот, кто хотел бы способствовать наилучшему пути развития Искусства...
Четыре века назад было написано следующее:
"Самураев-учителей стратегии (Хэйхо) можно разделить на три отдельные группы.
Хэйхо-ся - это самурай, который долго учился у многих мастеров, а затем добавил результаты собственного анализа, сформировав собственную боевую систему. Это дает возможность быть непобедимым - виртуозом в искусстве войны.
Хэйхо-дзин - это человек, изучавший боевые искусства не столь глубоко, но уловивший ряд важных моментов и отработавший определенную технику, которую может в необходимый момент применять для победы (он чувствует необходимое время действия). Он будет побеждать в отдельных случаях, но не всегда.
Хэйхо-цукаи просто копирует своего учителя, передавая технику
дальше без изменений. В результате техника со временем деградирует".
Я надеюсь, что у вас хватит желания и сил, чтобы стремиться к уровню Хэйхо-ся, чтобы летать с орлами, а не пастись с овцами. Нельзя допускать, чтобы Айкидо утратило практичность и эффективность. Боевое искусство должно развиваться и в мирное время, ибо давно уже сказано: Qui desiderat pacem, praeparet bellum (Кто хочет мира - пусть готовится к войне)""
0 # 8 февраля 2013 в 12:59 0
Если есть желание посмотрите обсуждения в группе Такемусу Айкидо Костомукша.
0 # 10 февраля 2013 в 20:24 0
1. "Уэсиба до того, как состарился, был известен как очень жестокий учитель, и серьезные травмы были нередки в его "дзигоку" ("дьявольском") додзё. И мы должны всеми силами противостоять вполне понятному желанию копировать ту технику, которую учитель практиковал на склоне лет, теряя свою силу - независимо от того, насколько он был любим и уважаем."

В послевоенные годы очень много изменилось в миропонимании Уесибы. При этом он был еще в расцветет сил. И если мне не изменяет память, то О'Сэнсэй настоящим айкидо называл именно послевоенный его вариант. И насколько я понимаю гуманизм исполнения техники и является основным отличительным признаком айкидо от айкидзюцу. Поэтому здесь каждый выбирает то, что ему ближе: довоенную жестокость Уесибы, или послевоенную мягкость просветлённого мастера.

2. "...когда вам говорят, что Ки выше и силы, и техники - не верьте, это обман."

Для того чтобы так говорить, нужно самому овладеть Ки в полной мере. А это слова человека, который не знает, что это такое, и поэтому утверждает, что этого нет. Точно так же атеисты утверждают, что Бога нет, потому что его никто не видел. Однако выполнение техники О'Сэнсэем говорит, что на самом деле Ки выше и силы и техники. Но овладеть Ки на уровне основателя дано не каждому, поэтому приходится довольствоваться техникой.
0 # 12 февраля 2013 в 19:37 0
Автор текста знает о чём говорит.
Наберите имя в поисковике, если интересно кто такой.
Насчёт выбора -это правильно сказано, заниматься боевым искусством или рукоблудием выбор каждого.
0 # 15 февраля 2013 в 17:54 0
Показать, что есть рукоблудие, а что боевое искусство может только реальный поединок, а не словесные прения...
0 # 17 февраля 2013 в 23:42 0
"Тот, кто избегает жесткой и сильной техники, никогда не достигнет вершин знания Айки, навсегда оставшись в сетях самоудовлетворенного невежества, столь характерного сейчас для изучающих Айкидо."

Интересно послушать комменарии по этим словам. Лично я с ними полностью согласен, ведь Айкидо это боевое искусство, а не бальные танцы, в которые многие его превращают. Поэтому жесткость должна присутствовать, конечно может это не так красиво, но практично. Ну это моё мнение)))
0 # 18 февраля 2013 в 14:25 0
О Петрозаводск заговорил!!! Два месяца у вас тишина в группе была.
0 # 18 февраля 2013 в 22:11 0
по мне, так это очередная Есинкановская байка... об эффективности только довоенного айкидо)))
0 # 25 февраля 2013 в 00:15 0
У меня нет никакого желания что-либо доказывать и причинять кому-либо вред, поэтому я никого на поединок не вызываю :). Я лишь написал, что является критерием, на основании которого можно понять, чем ты занимаешься. Все остальное - словоблудие. Но если, Алексей, тебе очень хочется доказать мне, что то, чем ты занимаешься реальное боевое искусство, а все остальное - рукоблудие, то ты можешь вызвать меня на поединок. Я приму твой вызов :)

Саша, это слова О'Сэнсэя? Если да, то я возьму их на вооружение. Если нет, то это лишь субъективное мнение того, кто это говорит. Мне интересно, почему люди часто позволяют себе игнорировать слова основателя и прислушиваться к мнению людей даже близко не подошедших к его уровню? Мне кажется, что слова основателя - это то, от чего нужно отталкиваться.

А вообще, самое правильное будет, независимо от того, чем ты занимаешься, относиться уважительно к тому, чем занимаются другие, а не называть это рукоблудием. Причем такое отношение превосходства я наблюдаю только в Петрозаводском клубе Ивама-Рю. Возникает такое ощущение, что только здесь занимаются настоящие крутые мужики.

Сразу прошу прощения, если кого-то мои слова, возможно, обидели. Я не хотел этого.

Ребята, давайте жить дружно :)
0 # 25 февраля 2013 в 22:42 0
Раз уж речь зашла о жесткости, то считаю нужным обсудить, кто что под этим понимает.
Мне кажется, что жесткость часто путают с напряженностью. По-моему, критерием правильности исполнения техник айкидо является легкость, практически полная расслабленность их выполнения. Если для выполнения техники приходится тужиться, то явно где-то есть ошибки. А что касается жесткости, то под этим я понимаю максимальное приближение скорости и амплитуды исполнения техники к реальным скоростям и амплитудам. И приближение это должно быть постепенным. Иначе будут травмы. Хотя часто можно услышать восхищенные отзывы о том, что довоенная школа Уесибы была "дьявольсокй" и на тренировках часто были травмы. Неужели и правда кто-то считает, что это хорошо? Сам лично оказывался в ситуации, когда партнер с огромным удовольствием, выполняя технику, доводит тебя умышленно практически до травмы, совершенно не думая о том, что я же ему сам позволяю делать технику, благодаря чему он учится. Но ему почему-то кажется, что от того, что он сделал своему партнеру больно, он стал круче.
Напряженное выполнение техник, расчет на физическую силу, по-моему, никогда не даст возможности полноценно освоить айкидо, так как это требует наличия большой физической силы. А если Господь не наградил тебя ей, то тогда получается в айкидо тебе нечего делать? А как же Анечка? Ведь как ни старайся, а она не сможет сравниться по физической силе ни с кем из ближайшего окружения...
А балетом будет только одно, когда тот, кто выполняет технику, тщательно объясняет укэ, как он должен двигаться, чтобы техника получилась. Но не нужно думать, что этого нет только в Ивама-Рю. Кстати и в Ивама-Рю это тоже встречается. Как-то будучи на тренировке у Давыдова в Питере, я тоже получил замечание от своего партнера при выполнении техники коккю-хо ки но нагарэ, что я не правильно двигаюсь, когда он меня ведет...
0 # 27 февраля 2013 в 09:58 0
" По-моему, критерием правильности исполнения техник айкидо является легкость, практически полная расслабленность их выполнения"
Это имеет смысл на первых этапах разучивания техники. Когда же ты более менее усвоил технику расслабленные действия будут лишь топтанием на месте. Далее техника должна включать в себя чёткость выполнения, этого можно добиться при концентрации, убирании лишних движений, сокращении амплитуд. "Воткнуть голову в пол по кратчайшей траектории" слова Олега Борисовича, если кто не знает. Концентрация выполнения и есть жёсткость на мой взгляд. Это можно делать даже на небольших скоростях. При правильном исполнении травмы не скажу, что исключены, но сведены к минимуму. Если конечно не задаваться такой целью))))
Так вот пример с Аней ну не скажу, что удачен, поскольку на семинарах Ульфа Эвенаса такие же девушки швыряли меня как лепесток сакуры на ветру))) С большими дядьками им было конечно чуть-чуть посложнее, но опять же на моих глазах всё у них получалась, без дураков и без поддавков. Сомневаюсь, что они ходят в качалку и проводят у макивар часы и дни.
Так вот, вернёмся к статье.
Автор предлагает не слепо копировать технику, а включить творческий процесс в изучение. Сразу объясню, чтобы не возникало вопросов что есть в моём понимании "творческий процесс". Комбинирование разных стилей и техник, по возможности сочитая с главной линией партии, то есть не изменяя базовой техники. Имеется ввиду не только айкидо, но и ударная техника, борцовская техника. Всё это находится на усмотрении инструктора. По этому поводу и ругается дяденька, что мол довели айкидо. Такэда и Уесиба ведь были же не узкозаточенными специалистами, кто же запрещает нам комбинировать техники. Не забываяя разумеется про кихон.
Это лично моё мнение, Мысли для кого-то может крамольные. Но извините, чтобы научится плавать нужно плавать.
Это каждый решает сам для себя, что он хочет от той или иной системы.
По поводу рукоблудия, это не только моё мнение, так думают и в Санкт-Петербурге и в Гётеборге. Приводя более красочные эпитеты.Я с ними согласен, люди называют вещи своими именами. Кому интересно спорьте с ними хоть до посинения.
Целью всего вышесказанного не является переубедить кого-то, ибо знаю это бесполезно, всего лишь мысли вслух.
0 # 1 марта 2013 в 02:59 0
Тема статьи перешла в полемику))
И по моемому корни полемики, в последней показухе))
Может не вуалируя свои мысли, вам парни пообсуждать именно её, по чесному и без обид)
Я пока воздержусь, показуху я смотрел очень внимательно, и могу весьма тщательно её осветить, но думаю мое "предвзятое" мнение будет воспринято, не всеми, адекватно.
По этому высказывать свое мнение. мне стоит только про своих.
В общем очень порадовали, но ошибки есть, главное определилось, с кем, и с чем, и под каким соусом работать).
Общее мнение о показательных, кто, что умеет, то и показал)
0 # 2 марта 2013 в 12:56 0
А вот кстати очень даже интересно было бы услышать "разбор" последней показухи именно с твоей точки зрения ( и конечно же не только про "своих", т.к. я вроде несмотря на свою "смену ориентации" тоже не чужой ), :))).
0 # 5 марта 2013 в 05:24 0
Андрей, чтоб ни кого особенно не обижать скажу не все, что думаю, только косательно вас с Алексеем и что особенно возмутило)
По поводу оружия и вас: вы делали лучше всех (не известно откуда это))),
но ханми у вас уже стало исчезать, прикольно было когда вас представили, как старших учеников Василия, поздравляю вас с новым статусом и соответственно пагонами)), тайджицу то же слегка отличалось, от общей группы, но я думаю что это пройдет, вас обучат класной технике в скором времени, и вы не будете отличаться своей" корявой техникой" Ивама рю", да простит меня за сии слова Сайто Сенсей)))
Что вызвало недоумение и как бы помягче, (помягче не получается, промолчу), это ваше комплексное выступление с дзе, на мой взгляд подобное ковыряние не для показательных выступлений, кто это придумал, пипец!
Вася и Валера тайджицу делали для показухи нормально, хотел написать хорошо, но пропадающяя стойка и отсутствие бедер... сдержали мое желание, но это же не Ивама рю, прошу прощение получилось со своим уставом и в чужой монастырь... не сдержался я гад), думаю на этом стоит ограничить выражение моего собственного мнения, а то не нароком. кто нить и обидится)
Прошу прощение за все высказаное выше, с уважением и любовью, чисто по старой дружбе)))....и по вашей просьбе...
0 # 7 марта 2013 в 19:10 0
Слава, ты ошибаешься. Причиной полемики являются не показательные выступления, а различия принципов выполнения техники. И, думаю, не верно будет утверждать, что если кто-то делает не так, как я, то это не правильно. Это все равно, что каратист скажет тэквондисту, что он двигается не правильно, так как двигаться нужно по ниточке, а тэквондист делает волнообразные движения центром тяжести. Это просто разные принципы, и каждый из них имеет свои объяснения.
Я очень благодарен тебе, Слава, за все, чему ты меня научил. Но скажу честно, и в моих словах нет никакого желания причинить кому-либо боль. Дело в том, что последние полтора года при всем желании научиться я чувствовал, что обучение остановилось. Наверное, в отличие от многих, я несколько туповат, и не могу самостоятельно увидеть свои ошибки, а они явно есть, так как техники-то не получаются. Но так получалось (и причины этого, возможно, уважительные), что на тренировках чаще всего не было того инструктора, который бы мог оказать необходимую помощь. То есть у меня возникло ощущение потерянного времени. Отсюда возникает естественное желание учиться там, где учат. А что касается понятий "правильная техника" или "не правильная", то здесь могу сказать, что техника айкикай тоже работает. А что касается того, что ты видел на показательных, то по этому нельзя судить о технике, ведь ты видел не мастеров, а учеников (которыми являются и инструктора тоже), и у каждого есть свои ошибки, как у всех учеников. Но просто у своих учеников ошибки меньше замечаются, чем у чужих. И еще, мне кажется неправильным воспитывать в учениках пренебрежительное отношение к тому, чем занимаются другие. Ведь в словах "айкикай - это рукоблудие" видятся чаще всего только слова Олега Борисовича, а не личный опыт того, кто это говорит. А посмотрев на ошибки учеников, нельзя делать выводы технике в целом. Но даже если и есть личный опыт, и этот опыт говорит, что такая техника мне не подходит, то говорить, что все другое, грубо говоря,"отстой", мне кажется, не правильно. Правильнее сказать: "Эта техника не для меня".
Еще раз, Слава, благодарю тебя за все, чему ты меня научил. Думаю, что у нас еще будет возможность пообщаться в Клайпеде.
0 # 11 марта 2013 в 04:18 0
Дискуссия зашла в тупик.
Каждая из сторон останется при своём в любом случае, посему далее разговаривать смысла не имеет.
Предлагаю на этом плавно завершить дискуссию, дабы не спровоцировать очередной конфликт.
Если имеете что-то сказать по этому поводу, оставьте при себе.
На этом поставим жирную точку до следующей статьи.
Надеюсь в следующий раз не дойдет до рукоприкладства и полёта табуреток.
Всем желаю успехов на выбранном поприще.
0 # 13 марта 2013 в 07:46 0
"Надеюсь в следующий раз не дойдет до рукоприкладства и полёта табуреток."
Ну ты Леха скажешь тоже)))) кто-нибудь со стороны почитает эти обсуждения и подумает, что лучше вообще не писать)))))))) чтобы табуреткой не прилетело.
На самом деле конфликта тут и нет, каждый написал своё мнение. Ведь сколько людей столько и мнений. И как уже выше написал Алексей "Ребята, давайте жить дружно :)"