СТАТЬИ

Автор:
Опубликовано: 1921 день назад (14 августа 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Действительно ли О’Сенсей является основателем современного айкидо?

Автор этой стать Stanley Pranin
Aikido Journal #109 (Fall/Winter 1996)
Автор перевода Елена Петрова
Прозанимавшись айкидо несколько лет и несколько лет посвятив изучению его истории, я постепенно пришел к мысли, которая находится в противоречии с некоторыми расхожими мнениями и утверждениями многочисленных шиханов, по словам которых они много лет изучали айкидо под руководством Основателя. Я принимал участие в семинарах, которые проводили в США японские учителя, а также несколько раз ездил в Японию, где имел возможность тренироваться у лучших преподавателей. А моя гипотеза заключалась в том, что то айкидо, которое мы сегодня знаем, - это совсем не то айкидо, которое практиковал и преподавал О’Сенсей, а всего лишь одна из многочисленных производных форм, развитых основными учениками, тренировавшимися под руководством Основателя в течение довольно ограниченного периода времени. Это объясняет многочисленные различия в стилях, сравнительно небольшое количество изучаемых техник и отсутствие в современных воинских искусствах составляющей, которая в айкидо Основателя была представлена религией Омото-кё. Я не собираюсь критиковать современные формы воинских искусств – я всего лишь делаю наблюдение, основанное на исторических исследованиях, результаты которых не совпадают с общепринятыми представлениями.
Когда в августе 1977 года я переехал в Японию, лично для себя я решил заниматься айкидо у сенсея Морихиро Сайто в Ивама. В Ивама меня привлекали больше всего упор на жесткость и точность техники, а также включение в тренировочный план работы с айки кен и айки дзё. На это решение повлияло, разумеется, и близость Храма Айкм, а также то обстоятельство, что тренировки в Ивама проходили в личном додзё О’Сенсея.
В то же время необходимо сразу пояснить, что я не считал технику сенсея Сайто продолжением техники Основателя – я просто полагал, что сенсей Сайто является хорошим мастером сам по себе. Я относил тогда сенсея Сайто к той же категории известных учителей, что и Коичи Тохея, Содзи Нисьо, Сейго Ямагучи и других, которые обладали высоким мастерством и, вдохновленные Морихеем Уесиба, развили это мастерство в различных направлениях и создали собственные оригинальные методы преподавания.
Хотя японским языком я тогда владел недостаточно свободно, я хорошо помню, что мне удалось высказать сенсею Сайто свои мысли на эту тему и свои сомнения в том, что его айкидо является, как он утверждает, именно тем айкидо, которое преподавал Основатель. Мои выводы основывались на том, что техника сенсея Сайто отличалась от айкидо Основателя, которое я видел в его фильме. Учитывая то, что я был все-таки его учеником, его изумил мой скепсис и мое несомненное нахальство. Однако он терпеливо объяснил, что причина различий заключается в том, что в фильме представлены техники, предназначенные для демонстраций. Он подчеркнул, что публичные демонстрации техники сильно отличались от того, что О’Cенсей показывал в додзё в Ивама, и настаивал на том, что считает своим долгом точно передавать айкидо Основателя и не имеет никакого намерения создавать «Сайто-рю Айкидо».
Но как он ни пытался меня убедить, я продолжал сомневаться, несмотря на то, что его техническое мастерство всегда меня восхищало. Приблизительно через два года после моего приезда в Японию я брал интервью у Зензабуро Аказава, довоенного ученика Морихея Уесиба периода Кобукан Додзё. Зензабуро Аказава показал мне техническое руководство, опубликованное в 1938 году под названием Будо, которое раньше я никогда не видел. В нем содержалось около 50 техник, которые демонстрировал сам Основатель. Медленно листая страницы руководства, я был ошеломлен тем, что несколько базовых техник, таких, как иккьо, ириминаге и сихонаге, были в точности идентичны техникам, изучаемым мною в Ивама у сенсея Сайто. То, что раньше я считал техниками стиля «Ивама», демонстрировал сам Основатель. Мистер Аказава любезно дал мне на время книгу, и я поспешил к сенсею Сайто.
Прощение) | Юмор
0 # 16 августа 2012 в 01:40 0
Я никогда не забуду, как я звонил в дверь сенсея, чтобы поделиться с ним своим открытием. К моему удивлению, раньше он никогда не видел этой книги и даже не слышал о ней. Он надел очки для чтения и пролистывал руководство, внимательно рассматривая технические подробности. Я почувствовал себя обязанным извиниться перед ним за свои сомнения в том, что он делал все, чтобы сохранить технику Основателя. Сенсей Сайто рассмеялся и с видимым удовлетворением сказал: «Вот видишь, я же говорил тебе». С тех пор (примерно с 1979 года) и до сегодняшнего дня сенсей Сайто всегда брал с собой на семинары копию Будо в качестве доказательства идентичности преподаваемой им техники технике Основателя.
Таким образом, я был вынужден признать, что по крайней мере один инструктор преподает техники айкидо так, как их выполнял Основатель. Но опровергало ли это мою общую теорию о слабом отношении широко распространенных сегодня стилей айкидо к тому, что делал Основатель – и с точки зрения техники, и с точки зрения философии? Рассмотрим следующее соображение. Если вы придете в додзё любого известного учителя, вы увидите, что движения его учеников очень похожи на движения учителя. И это понятно – они были бы плохими учениками, если бы не старались работать так же, как их учитель. Во время большой демонстрации, в которой принимают участие много людей из разных додзё, всегда можно отличить учеников каждого учителя. Почему же тогда существует так много различий среди основных стилей айкидо, если все шиханы учились непосредственно у Основателя?
Кто-то говорит о том, что искусство Основателя сильно изменилось с течением лет, и это объясняет различие в технике его учеников, обучавшихся у него в разные периоды времени. Кто-то полагает, что О’Сенсей разных учеников учил по-разному в зависимости от их способностей и характера. Ни один из этих аргументов никогда не казался мне убедительным. А когда много лет назад я обнаружил старый фильм Асаи Ньюс, снятый в 1935 году, я был поражен тем, насколько «современным» было искусство Основателя даже в начале его рождения. Кроме того, Основатель обычно обучал сразу группу учеников, а не кого-то в отдельности, и это обстоятельство опровергает предположение о том, что он преподавал в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Я уверен, что существует совершенно иное объяснение значительному различию в стилях айкидо. Думаю, они возникли потому, что очень небольшое количество учеников О’Сенсея тренировались у него в течение сколько-нибудь продолжительного периода времени. За исключением Ёчиро Иноуэ - племянника Уесибы, Гозо Сиода – основателя Ёсинкан Айкидо, а также Цутому Юкава, учидеси предвоенных лет учились у него максимум 5-6 лет. Разумеется, этого времени хватало для того, чтобы стать хорошим специалистом, но его было недостаточно для освоения всего арсенала айки будо со всеми его нюансами. Большая часть этих молодых энтузиастов, ставших учидеси, вынуждены были преждевременно завершить свою карьеру в воинских искусствах, потому что поступили на военную службу, и очень немногие из них возобновили тренировки после войны.
То же самое можно сказать о послевоенном периоде. Первыми из послевоенных учеников были такие известные мастера, как Садатери Арикава, Хироси Тада, Сейго Ямагучи, Содзи Нисьо, Нобуёси Тамура, Ясуо Кобаяси, а немного позже – Ёсимицу Ямада, Мицунари Канаи, Казуо Чиба, Сейичи Сугано, Мицуги Саотомэ и многие другие. Особую группу составляют Синегоби Окумура, Коичи Тохей и Кисабуро Осава, недолго занимавшиеся до Второй Мировой войны и получившие степени мастеров после нее. Достаточно много времени непосредственно с О’Сенсеем не провел никто из них. Возможно, это утверждение покажется излишне смелым, однако давайте обратимся к историческим фактам.
0 # 21 августа 2012 в 21:04 0
Перед войной базой Морихею Уесибе служило Кобукан Додзё в Токио, но он часто бывал и в районе Кансаи. Одно время у него даже был свой дом в Осаке. За те годы, когда мне приходилось слушать рассказы старых учеников Основателя, мне стало совершенно ясно, что он очень много разъезжал и не менее одной или двух недель в месяц проводил за пределами Кобукан Додзё. Не следует забывать и о том, что первым учидеси пришлось в конце концов стать инструкторами, потому что росла популярность айкидо и активизировалась деятельность Будо Сеньокай (Общества пропаганды воинских искусств, спонсировавшееся Омото-кё), во главе которого стоял Уесиба. Эти первые инструкторы сами обучались относительно очень недолго и из-за частых отлучек Основателя мало видели его, да и сами нередко находились вдали от основного додзё, занимаясь обучением начинающих.
В период войны и первые годы после нее О’Сенсей находился в Ивама. С начала 1950-х годов он возобновил свои поездки в Токио и район Кансаи. В конце 50-х эти поездки стали более частыми, но никто никогда не знал, где конкретно он будет находиться в тот или иной момент времени. Он делил свое время между Токио, Ивама и любимыми местами в районе Кансаи – Осаке, Камеоке, Аябе, своем родном Танабе и Сингу. Однажды он даже был на Кюсю в Кансю Сунадомари. Я помню, как сенсей Мичио Хикицучи говорил, что после войны О’Сенсей был в Сингу более 60 раз. Поскольку этот период занимает 12 -15 лет, мы видим, что Основатель бывал в Кансаи в среднем 4-5 раз в год.
Внимательный читатель без труда поймет, к чему я клоню. После войны О’Сенсей не преподавал в Токио на регулярной основе. Даже когда он появлялся в зале, большую часть времени, предназначенного для тренировки, он читал лекции на эзотерические темы, которые лежали полностью выше понимания присутствующих учеников. Основными учителями в Хомбу в послевоенные годы были сенсей Коичи Тохей и нынешний Досю Киссемару Уесиба. Им помогали Окумура, Осава, Орикава, Тада, Тамура и следующее поколение учидеси, которых мы упоминали выше.
Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Я говорю о том, что Морихей Уесиба в Хомбу Додзё НЕ БЫЛ главным учителем, ежедневно проводящим тренировки. Он появлялся там через непредсказуемые промежутки времени, и часто обучение сводилось к чисто философским рассуждениям. За техническую часть и распространение айкидо в системе Айкикай отвечали главным образом Коичи Тохей и Киссемару Уесиба. Точно так же, как и до войны, учидеси становились инструкторами в клубах и университетах после относительно непродолжительного периода ученичества. В это время происходила и «инфляция данов», и многим молодым учителям очередной дан присваивали уже через год после получения предыдущего, а иногда через очередные даны попросту «перескакивали». Однако это – тема для другой статьи.
Что все это означает? Это означает, что общепринятое представление о том, что после войны айкидо распространялось под непосредственным руководством Основателя, является ошибочным. Львиная доля заслуги в этом принадлежит не Основателю, а Коичи Тохею и нынешнему Досю. Это означает также, что в послевоенные годы сенсей Морихей Уесиба не был серьезно занят ни преподаванием, ни административной работой. Он слишком надолго от этого оторвался и был всецело погружен в собственные тренировки, духовное развитие, поездки и общественную деятельность. Следует также отметить, что хотя стереотипным образом О’Сенсея является мягкий, добрый пожилой человек, у него были пронзительные глаза и героический характер. Его присутствия в Хомбу Додзё не всегда ожидали из-за его критических высказываний и взрывов темперамента.
Согласно многочисленным непосредственным свидетелям в этом и состоит правда. Ранее я намекал на нее, но лишь недавно почувствовал себя достаточно уверенно для того, чтобы высказать это открыто – из многочисленных источников, близких к Основателю, у меня собралось очень много весомых доказательств.
0 # 23 августа 2012 в 07:25 0
Я не могу сказать, что эти заметки помогут практикующим айкидо в их тренировках или позволят быстрее достичь своих целей, но я искренне надеюсь, что свет правды в этом важном вопросе поможет всем, имеющим отношение к айкидо, глубже понять, на чем основывать свои суждения. Я надеюсь также, что такому важному для айкидо человеку, как Коичи Тохей, чья роль в последние годы принижалась или вообще замалчивалась, в конце концов воздадут должное.
0 # 29 августа 2012 в 22:34 0
Уважая Ваш труд, хочу спросить: может лучше ссылочку кидать? А то печатая такие объемы можно сломать и глаза, и пальцы.
0 # 3 сентября 2012 в 02:37 0
я решил, что эту статью важно разместить!
0 # 4 сентября 2012 в 01:22 0
дааа, хорошая статья... у Стэнли Пранина все статьи (вернее те что я читал) на тему Морихиро Сайто =)))
0 # 5 сентября 2012 в 19:35 0
МЫСЛИ О-СЕНСЕЯ

АЙКИ - это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью.

АЙКИ-ДО - ИСТИHHОЕ БУДО - поскольку слово "гармония" (ай) созвучно слову "любовь" (ай), я решил дать своему уникальному БУДО название АЙКИ-ДО. Слово
АЙКИ - очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности.

Айкидо - это лекарство для больного мира

АЙКИ-ДО - это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия АЙКИ-ДО, и она должна стать твоей миссией.

АЙКИ-ДО - это несопротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает. Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение. Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе?

Без БУДО нация приходит в упадок, потому что БУДО - это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности. Тот, кто стремится изучать АЙКИ-ДО, должен раскрыть свой ум, слушать искренность Бога посредством АЙКИ и практиковать ее. Ты должен понимать АЙКИ, практиковать его и постоянно совершенствоваться.

Божественное - это не только то, что высоко над нами. Оно и на небе, оно и на земле, оно внутри нас

Божественное внутри тебя. Присоединись к Божественному, и ты сможешь воспринимать присутствие богов повсюду, только не пытайся их хватать или цепляться за них

В АЙКИ-ДО мы овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке. Мы идем по жизни с той же притягательностью нашего духа и пытаемся овладеть всей картиной мира. Мы непрерывно молимся, чтобы сражения не произошло. Вот почему мы строго запрещаем поединки в АЙКИ-ДО.

В АЙКИ-ДО нужен такой ум, который хочет служить миру для всех людей во всем мире, а не такой, который хочет быть сильным и тренироваться только для того, чтобы свалить противника.

В железной руде много шлаков, ослабляющих ее свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва, меча. Человеческие существа развиваются в той же последовательности

Взгляни на морские волны. Подходя к берегу, они с шумом вздымаются и падают. Таким должно быть твое дыхание. С каждым вдохом вбирай в свой живот всю Вселенную. Знай, что каждому доступны четыре сокровища: энергия солнца и луны, дыхание небес, дыхание земли и прилив и отлив морских вод

Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание - это нить, связывающая все мироздание воедино

Всегда старайся быть в союзе с небом и землей; тогда будешь видеть мир в истинном свете. Самодовольство исчезнет, и ты сможешь поглощать в себя любое нападение
Вселенская любовь действует во многих формах, каждое ее проявление должно иметь возможность свободно выражаться

Делать ставку лишь на физические аспекты бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена

Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда АЙКИ-ДО принесет плоды в этом мире.

Дух АЙКИ-ДО - это дух любовной атаки и спокойного примирения. С этой целью мы связываем и объединяем потивников силой воли любви. Любовью мы можем очищать других.

Его БУДО - это БУДО разрушения. Это не созидательное БУДО. Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного - не истинное БУДО. Истинное БУДО не знает поражения. "Hепобедимый" означает "никогда не сражающийся". "Победа" для нас - это победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная нам миссия. Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой. Hе смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Hе смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Hе смотри на него самого, иначе твой дух рассеется. Истинное БУДО заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, - это придерживаться этого пути.
0 # 6 сентября 2012 в 01:08 0
Если твой противник атакует, как огонь, парируй, как вода, становясь совершенно жидким и текучим. Вода по своей природе никогда ни обо что не может разбиться

Жизнь - это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связью неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво

Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира

Искусство Мира - это форма молитвы, которая порождает свет и тепло. Забудь о своем маленьком "я", не привязывайся к объектам, и ты будешь излучать свет и тепло. Свет есть мудрость, тепло есть сострадание

Искусство Мира никогда, никого и ни в чем не ограничивает. Оно всеобъемлюще и всеочищающе

Искусство Мира основывается на четырех Великих Добродетелях: Храбрости, Мудрости, Любви и Дружбе, символами которых служат Огонь, Небо, Земля и Вода

Истинная победа- это победа над сами собой

Истинное БУДО - в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной.

Истинное БУДО - это любовная защита всех существ в духе примирения. Примирить означает позволить осуществиться миссии каждого. Быть на Пути означает быть единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее, это уже не Путь.

Истинный воин учится правильно воспринимать процессы во Вселенной и превращать боевые техники в проводники чистоты, добра и красоты

Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей, умываясь мудростью и любовью и помещая себя в сердце Матери Природы

Каждый из нас - миниатюрная Вселенная, живой храм

Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению

Кем не владеет ничто, тот владеет всем

Когда меня спрашивают, почерпнуты ли принципы моего АЙКИ-ДО из религии, я говорю: "Как раз наоборот". Принципы моего истинного БУДО - это то, что освящает все религии и приводит ИХ к завершению. Я спокоен, когда бы и как бы на меня ни нападали. У меня нет привязанности ни к жизни, ни к смерти. Я оставляю все, как есть, Богу. Hе будь привязан к жизни и смерти и оставляй Ему все - не только, когда на тебя нападают, но и в своей повседневной жизни. Истинное БУДО - это труд любви. Это труд дарования жизни всем существам, а не убийства или борьбы друг с другом. Любовь - это божество-защитник всего сущего. Без нее ничто не может существовать. АЙКИ-ДО - это осуществление любви. Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога. Этот мир не в порядке, потому что люди ищут общества друг друга, говоря и делая глупости. Добрые и злые существа - одна семья в этом мире. АЙКИ-ДО отбрасывает любые привязанности; АЙКИ-ДО не называет относительное добрым или злым. АЙКИ-ДО поддерживает рост и развитие всех существ и служит совершенству Вселенной.
Мне достаточно даже стоять спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит себе самим своим намерением ударить. Я един с Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет втянут в меня.

Можно сказать, что АЙКИ-ДО есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего ДЫХАHИЯ. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия АЙКИ-ДО.

Начинай воспитывать свой дух прямо сейчас!

Не взирай на этот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги

Перед Уэсибой из АЙКИ-ДО нет ни времени, ни пространства - только Вселенная как она есть.

Понимай АЙКИ-ДО прежде всего как БУДО, а потом - как путь служения делу создания Мировой Семьи. АЙКИ-ДО - не для одной страны и не для отдельного человека. Это единственная задача - выполнение работы Бога.

Практикуй Искусство Мира искренно, и тогда злые мысли и дела исчезнут сами собой
0 # 9 сентября 2012 в 17:06 0
Практикующие Искусство Мира должны защищать владения Матери Природы, это божественное творение, и сохранять его прекрасным и неувядшим

Прежде всего ты вбираешь в свое сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. "В любви нет противоречия. У любви не врага". Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога. Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной.

Просветленные никогда не перестают работать над собой

Просто бой заканчивается, не успев начаться. Когда кто-либо пытается подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со мной, он уже побежден. У времени нет меры "быстро" или медленно".

Путь Воина заключается в том, чтобы устанавливать гармонию

Секрет айки-до - в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной

Секрет АЙКИ-ДО - в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет АЙКИ-ДО, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: "Я и есть вселенная".

Сердце человека неотделимо от души неба и земли. В своей практике всегда помни о взаимодейсвии неба и земли, воды и огня, Инь и Ян

Силой постоянного упражнения просветляй и тело, и душу

Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как своё

Сосредоточься на Искусстве Мира и не критикуй других учителей и другие традиции

Твой ум должен гармонировать с тем, как работает Вселенная, твое тело должно двигаться в такт движениям Вселенной, тело и ум должны быть связаны воедино в деятельности Вселенной

Те, чьи намерения злы, а мысли противоречивы, обречены на поражение

Техники Искусства Мира ни быстры, ни медленны, они ни внутри, ни снаружи. Они по те сторону времени и пространства

Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо

У истинного будо нет ни противников, ни врагов. Истинное будо - в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной

У Уэсибы из АЙКИ-ДО нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать БУДО означает иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинного БУДО нет ни противников, ни врагов.

Цель тренировок - подтягивать ослабленное, укреплять тело и шлифовать дух

Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник ни атаковал. Это не потому, что моя техника быстрее, чем техника партнера. Дело вообще не в скорости.

Морихей Уесиба



Айки-до можно перевести как Путь Духовной Гармонии. Это искусство растворения в Природе и объединения с Ней
Киссёмару Уесиба



Твой дух есть твой истинный щит.
Неизвестный автор.
0 # 11 сентября 2012 в 23:31 0
Морихей Уесиба о важности учебы.

Наставления к занятиям, которые необходимо понять и строго соблюдать. (Выдержка из книги О-Сенсея – «Будо»).

1. Изначальная цель будо - убить человека одним ударом. Поэтому вы должны беспрекословно слушаться своего учителя во время занятий и никогда не вступать в соревнования.
2. Изначальное будо - это обучение, посредством которого единица соединяется с целым. Поэтому вы должны заниматься в полном понимании того, что окружает вас. Вы должны сохранять это понимание и постоянно находиться в состоянии готовности.
3. Вы всегда должны заниматься в духе радости.
4. Ваш учитель может вам дать только набросок, намек здесь и там, чтобы направлять вас. И только через постоянную практику вы сможете овладеть возможностью использования этой тайны. Учитесь понимать ваше тело. Hе пытайтесь выучить как можно большее число приемов, но тщательно изучайте их один за другим и сделайте каждый из них своей собственной техникой.
5. Вы должны начинать ежедневные занятия с правильной разминки. Это укрепит тело и предотвратит ненужные травмы. Первые десять минут занятий должны быть менее суровыми, чем последующие. Hет никакой необходимости в травмах, даже для взрослых людей. Помните, что занятия должны доставлять вам удовольствие. Вы должны добиться понимания истинной цели ваших занятий.
6. Изначальное будо - это занятия в духе гармонии. Его цель - создание истинно человеческих существ, которые улучшат мир. Техника - это секретное обучение, показывающее секретный принцип будо. Ее нельзя показывать всем людям без разбора, тем более тем, кто может злоупотребить ею.

Словесные наставления необходимы для того, чтобы провести ученика через истинный путь, в то время как мастерство в искусстве обретается лишь в постоянном самовоспитании "Трактат о тринадцати позициях". Взаимоотношения учителя и ученика на Востоке весьма специфичны и не могут быть охарактеризованы в двух словах. Мы часто будем обращаться к этому вопросу, а сегодня вам предлагаются две иллюстрации на эту тему.
В "Хрониках Шаолиньского монастыря" можно встретить забавную историю, повествующую о смысле занятий ушу. Как-то раз к наставнику Шаолиньского монастыря Чаошую (ХV век), чье имя еще при жизни превратилось в легенду за его блестящее мастерство в боевых искусствах, пришел его бывший ученик, который занимал высокую должность старшего наставника по боевым искусствам в одном из соседних монастырей. Решив тонко намекнуть на свою преданность пути ушу, бывший ученик горделиво отметил: "Я с раннего утра и до заката преподаю ушу монахам, и, как мне кажется, мне неплохо удается донести до них суть этого великого искусства". - "О, да вы счастливый человек! - воскликнул Чаошуй. - Я уже полвека по мере своих скромных сил занимаюсь ушу, но так и не сумел найти слов, чтобы выразить смысл этого. Впрочем, кажется, и я когда-то знал это, да потом все позабыл!".

Чаепитие вдвоем.
В средневековой Японии было принято следующее: ученик перед тем, как получить разрешение на учебу в монастыре, был обязан лично встретиться с Учителем. Согласно существующей традиции, Учитель должен был приготовить чай. Однажды высокоодаренный и достойный юный ученик пришел к Учителю для подобного собеседования. Когда они вместе сели за столик, юноша с воодушевлением стал рассказывать о своих талантах и знаниях. Мастер предложил ему выпить чашку чая. Ученик согласился и... безо всякой паузы продолжал рассказ. Hеожиданно вдохновленный рассказчик вскочил, испуганный, так как чай пролился на стол и попал ему на ноги. "Учитель, чашка так полна, что все переливается через край!" – воскликнул он. Учитель тем временем продолжал разливать чай, проливая на стол и пол. "Ты поступаешь так же, - ответил Учитель. - Пожалуйста, уходи и возвращайся тогда, когда будешь, пуст и почувствуешь больше надобности в моем учении".
"Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира".

Морихеи Уэсиба.
0 # 13 сентября 2012 в 22:58 0
Почему O'Сенсей запрещал соревнования?
(из интервью Коичи Тохея, пер. Е.Петровой)

Морихей Уесиба не разрешал соревнования. Целью настоящего поединка является лишение противника его энергии полностью и окончательно, и если вам не удалось это сделать, вы не можете праздновать победу. С другой стороны, современные состязания подчиняются правилам, которые были установлены из соображений безопасности и для того, чтобы не подвергать риску жизнь соревнующихся, и именно в рамках этих правил определяется поражение или победа.

Такие соревнования в действительности являются спортом, а не поединком в действительном значении этого слова. В дзюдо, например, участники могут несколько раз после броска вставать с мата. Это возможно только потому, что дзюдо – это спорт; в реальной ситуации такие вещи невозможны.

В прошлом поединок означал то, что противники стремились убить или серьезно покалечить друг друга или в крайнем случае лишить друг друга возможности продолжать сопротивление. В противном случае поединок должен был считаться незаконченным и не имел победителя.

Будо по самой своей природе не может включать в себя соревновательные элементы. Если вы вдумаетесь в смысл китайских иероглифов, вы обнаружите, что буквально они означают "способ остановить оружие". Вы складываете свое оружие и в то же самое время заставляете сложить оружие своего противника. Другими словами, не поражение противника является вашей целью – в истинном будо целью является сотворение и совершенствование себя самого. Именно это всегда говорил Сенсей Уесиба.

Взято с сайта: http : / / aikidopskov . ru / news . php
0 # 15 сентября 2012 в 13:46 0
Ну, блин, вы, конечно, мастера.Я когда открываю эту тему, просто на какое-то время выключаюсь из жизни от объемов таких "постов", просто физически не могу объять их взглядом.М.б. и правда кидать ссылку, а к ней делать свой "эмоционально окрашенный" коммент, если заинтересутся народ - сам прочитает.
0 # 18 сентября 2012 в 23:01 0
Согласен с Андреем стоит ли тратить столько времени и сил для того чтоб перепечатать статью.Действительно проще дать ссылку где она находится.Я конечно впечатлён проделанной работой но всё можно сделать проще.
0 # 26 сентября 2012 в 11:09 0
Юра, я с тобой солидарен!
0 # 28 сентября 2012 в 09:17 0
ну дык хто исчо поблагодарит??? =)))
0 # 1 октября 2012 в 09:55 0
еще из изречений Уесибы:

"Взгляните на постоянные циклы солнца, луны и звезд, смену времен года, реку, текущую через долину, или грандиозное течение воды между камней. Вы сможете научиться видеть аналогичные движения в своем собственном теле. Вы сможете получать знания и достигнуть значительного прогресса в истинном понимании, читая древние тексты и изучая множество разнообразных интерпретаций этих трудов учителями прошлого и настоящего...
Знание окружает нас, пребывая в бесконечном множестве форм. Не пренебрегайте и не упускайте их".
0 # 1 октября 2012 в 16:10 0
А вот нашел на страничке Игоря Чабаева интересную группу, а в ней статью занимательного содержания. Выкладываю статью на Ваше обсуждение и от себя добавлю, что мой взгляд на состояние нынешнего айкидо совпадает с мнением автора статьи практически на все 100 %:

Полемика вокруг айкидо

В качестве введения к своему основному тезису изложу несколько взглядов на айкидо в виде воображаемой полемики. Итак, вначале доктрина организаций, официально занимающихся распространением айкидо. Выглядит она примерно так. Айкидо — это современное боевое искусство, созданное Морихеем Уэсибой на основе старинных самурайских воинских систем рукопашного боя и фехтования. Однако целью айкидо является не убийство или борьба, а развитие миролюбия, доброжелательного отношения к людям, совершенствование собственного "я". Поэтому в айкидо нет ни поединков, ни соревнований, а только совместные тренировки по строгому плану. Что вовсе не исключает прикладной ценности приемов айкидо, с помощью которых можно нейтрализовать любое нападение вооруженного или невооруженного противника, не убивая его, а контролируя агрессию и обращая его силу против него.

Это определение звучит как небесная музыка — само совершенство. Действительно, мало того что не калечишься и не перенапрягаешься, так еще и попутно осваиваешь суперсистему боя, по определению превосходящую все остальные. Но тут вступают голоса представителей других видов единоборств, звучащие примерно так. Практика показала, что айкидоисты как бойцы не представляют собой ничего. В поединках с боксерами или каратистами они летают с кулака на ногу и обратно, в поединках с борцами не могут продержаться на ногах и десяти секунд, а на улице преспокойно получают в морду и по всем другим частям тела. Прикладная ценность айкидо — нулевая, приемы его — нереальны и далеки от жизни, а о том, что можно научиться защищаться, толком не нападая и не защищаясь на тренировках, смешно даже говорить. Остается только странный физкультурный балет, пусть даже отличающийся своеобразной красотой.

От этой критики айкидоистам становится неуютно. Не желая, тем не менее, выходить на ринг и доказывать свою правоту ("ведь это противоречит самому духу айкидо"), они приводят в пример выдающихся бойцов, выросших на идеях айкидо. Начиная, разумеется, с самого Морихея Уэсибы и заканчивая, разумеется, самим Стивеном Сигалом.

Но противники не сдаются. Они указывают на то, что Морихей Уэсиба не изучал айкидо, а создавал его. Изучал он джиу-джитсу, фехтование мечом и копьем, прожил тяжелую, полную испытаний жизнь, закалившую его как бойца и как человека. Айкидо у него началось уже тогда, когда закончилась суровая биография воина. Демонстрируемая Стивеном Сигалом боевая техника включает айкидо, элементы китайских и филиппинских систем, много ударов руками и ногами, явные фехтовальные навыки, и в общем далеко не сводится к одним только базовым формам айкидо. Что касается многих других бойцов, то они либо стали бойцами еще до изучения айкидо, либо параллельно практиковали другую технику, в которой есть место и поединкам, и жесткому противостоянию, и боли с кровью и потом.

Но не сдаются и айкидоисты. Они заявляют, что главное — принципы и подходы, которые везде общие. Главное — понять, в каких направлениях и под каким углами выполняются движения, отработать их с партнером в самом общем виде, чтобы уяснить, какими законами управляется поединок. Всё это в айкидо есть.

Противники не унимаются. Они резонно возражают, что, сколько ни говори "халва", во рту сладко не станет. Сколько ни обсуждай законы поединка за рюмкой чая, сколько ни катай удобного податливого партнера по татами — пока не станешь в поединок и не попробуешь, все равно не поймешь, как работают эти самые законы поединка. Поэтому нужно нарабатывать удар на снарядах, оттачивать технику броска на тяжелых и сильных напарниках, работать с сопротивляющимся партнером в условных и вольных схватках. В общем, хочешь научиться драться — учись драться.

Айкидоисты снисходительно сообщают: ну так всё это нетрудно сделат
0 # 3 октября 2012 в 03:22 0
Айкидоисты снисходительно сообщают: ну так всё это нетрудно сделать. Посмотрите на богатство техники айкидо, изложенной в виде базовых форм (ката, вадза) — условных, заучиваемых на память "поединков". Там и удары, и переходы с приема на прием, и контрприемы — всё это есть, можно использовать. Добавить удары, работу на снарядах,Сообщение

#2Victor Иванович Тимофеев
28 мар 2008 в 18:58

продолжение
Добавить удары, работу на снарядах, вольные схватки — и вперед.

Противники на эту снисходительность не ведутся и спрашивают: так где же всё это в додзё айкидо? Где же оборудование типа лап, груш, мешков, макивар, перчаток, шлемов, учебного оружия, пригодного для работы в полный контакт? Где фазисная тренировка — постепенный контролируемый переход от чистой отработки к вольной схватке? Где мускулистые, выносливые, уверенные в себе бойцы, закаленные множеством учебных поединков?

Айкидоисты отвечают: но ведь всё это приведет к нарушению заветов, правил и принципов. Мы же перестанем быть айкидоистами. Ведь нам завещали не проводить поединков, избегать жесткости, ни в коем случае не сопротивляться приему, не затевать драку и соревнование на татами. Иначе где же миролюбие, где же любовь к людям, где же искусство мира?

Сведу-ка я все это в краткий тезисный список аргументов одной и второй стороны — сторонников и противников айкидо (С. и П. соответственно).

С.: Айкидо - это искусство жить в мире, выросшее из старинных систем боя.
П.: Но для боя оно не годится - в нем не учат драться, нет реальных приемов.
С.: В нашей системе было много грозных бойцов — от М. Уэсибы до С. Сигала.
П.: Все они были бойцами за счет того, что параллельно изучали и другие системы.
С.: Но вся их техника следует общим идеям и принципам айкидо.
П.: Одних принципов мало, надо еще учиться жестко бить, бросать, вообще драться.
С.: Все это можно сделать, ужесточив технику и изменив методику.
П.: Почему же вы этого не делаете?
С.: Это будет нечто другое, а не айкидо. Айкидо — это искусство жить в мире...

...и так далее по кругу. Пусть это прозвучит громко, но я желаю сказать в этом споре последнее слово и закончить данную воображаемую полемику, внеся полную ясность. (Хотя до меня ее уже внес сэнсэй Тэцутака Сугавара, рассказав всё то же, что и я, только поделикатнее, в книге "Айкидо и китайские боевые искусства".)

"Коварный" замысел О Сэнсэя
Итак. Айкидо действительно является потомком эффективных систем боя. В нем действительно остался рисунок техники, использовавшейся для реального рукопашного боя. Но методика современного айкидо специально выработана Морихеем Уэсибой так, чтобы в результате занятий ни в коем случае не получился бы подготовленный боец. Занятия классическим айкидо согласно методическим рекомендациям Хомбу Айкикай призваны охватить максимально возможное количество людей разного возраста и физических кондиций. Тренировки построены так, чтобы заниматься в парах могли какие угодно партнеры без различия пола, роста, веса и силы. Современное айкидо является физкультурой в хорошем смысле этого слова — культурным, содержательным времяпровождением с применением полезных для здоровья физических упражнений, в основе которых лежат некогда боевые приемы. Итак, страшная тайна айкидо:

0 # 6 октября 2012 в 08:40 0
АЙКИДО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОЕВОЙ СИСТЕМОЙ
ПО САМОМУ ЗАМЫСЛУ ЕЕ СОЗДАТЕЛЯ.

Главная мысль во всём этом рассуждении заключается в том, что не следует заблуждаться, будто "истинное айкидо" рождалось как боевая система, а потом каким-то непостижимым образом выхолостилось в то, что мы знаем. Ничего подобного. Создатель айкидо, похоже, именно планировал создать систему, драться с помощью которой было бы физически невозможно, а иллюзию занятий единоборствами она бы тем не менее создавала. Вот откуда любовь, гармония, взаимопонимание — от полного отсутствия возможности и умения драться у тех, кто по этой системе занимается. Драться в ней не только не учат, но и непосредственно запрещают это делать — даже на татами. Айкидо — система "для всех", "для общечеловеческой семьи", а следовательно - не боевая. Потому что, знаете ли, одно из двух — либо боевая, либо для всех.

План удался на все сто — все-таки Основатель был гений. Он пошел даже дальше Дзигоро Кано. Создатель дзю-до превратил джиу-джитсу —Сообщение

#3Victor Иванович Тимофеев
28 мар 2008 в 18:58

продолжение
План удался на все сто — все-таки Основатель был гений. Он пошел даже дальше Дзигоро Кано. Создатель дзю-до превратил джиу-джитсу — науку боя и убийства — в спортивное соревнование, набор красивых приемов, с помощью которых можно бороться даже детям, но требуется приложить особые усилия, чтобы убивать и калечить. А Морихей Уэсиба продвинулся на новый этап — он создал систему, с помощью которой даже и бороться нельзя, а можно только помогать друг другу выполнять подобие боевых приемов. Отдадим же ему должное, но не будем приписывать лишнего — а именно, намерения сохранить в тренировках боевую составляющую. (Следует понимать, что у самого Основателя с боевой техникой было всё в порядке. Настолько в порядке, насколько это и не снилось современным айкидоистам.) Итак,

БОЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЩЕПРИНЯТОЙ МЕТОДИКЕ
ОБУЧЕНИЯ АЙКИДО ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ.

И нечего ее там попусту искать. Чтобы она там снова появилась, нужно изрядно потрудиться.

Требования, предъявляемые к боевой системе — они несколько другие. Большей частью я рассказал о них в другом своем опусе, Система навыков рукопашного боя. Здесь же скажу дополнительно, что понимание того, как и что делается в айкидо с точки зрения рукопашного боя, приходит только после упорных занятий с учебным оружием — мечом, палкой и ножом, а также после множества учебных схваток. И чтобы освоиться в искусстве поединка, нужно заниматься не совсем так и не совсем тем, что принято за стандарт в аттестационных программах. А примерно так, как полжизни прозанимался Морихей Уэсиба. В итоге действительно получается некое айки-джитсу, зверское и довольно далекое от рекламного образа. Однако тем, кто желает получить навыки боя, а не просто гимнастики, придется заниматься именно так. Другого способа нет.

0 # 9 октября 2012 в 19:36 0
Для чего тогда нужно айкидо?
После чтения и переваривания вышеизложенного у контингента обучающихся могут возникнуть вопросы, в первую очередь следующий: если айкидо - не боевая система, которая не учит драться, тогда чему же она учит? Вот об этом и поговорим.

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует, во-первых, особо сказать о разочаровании. Разочарования испытывать не следует, потому что в айкидо, как правило, и не идут для обучения драке. Кто склонен драться и хочет это делать — идет в секцию бокса или чего-нибудь похожего. И там закаляет кулаки, потеет, пашет до изнеможения. А потом при желании идет на войну или в криминальные структуры. Там драки и боя сколько угодно. Занимающимся же айкидо следует взглянуть правде в глаза — они пришли совсем не для того, чтобы драться. Они пришли, чтобы не драться. И нечего себе врать о противоположном. Это касается как людей, переключившихся на айкидо после многих лет другой практики (ну надоело им драться и соревноваться, здоровье и наклонности уже не те, что же тут плохого), так и новичков, которых пугает перспектива постоянно получать в репу, ходить с поломанным носом, выбитыми пальцами и отбитыми голенями. Опять-таки естественно — а с какой стати средний человек должен всего этого хотеть? Он что, ненормальный? Нормальному человеку свойственно искать комфортного существования, счастья, удовлетворения. Превращение себя в бойцового пса с этим никак не связано.

Во-вторых, следует сказать насчет повседневной уверенности в себе. Именно этот мотив часто двигает молодежь, натерпевшуюся от собственного страха и неуверенности, в секции единоборств. Но уверенность в себе вовсе не обязательно связана с натаскиванием на драку. Множество людей приобрели эту уверенность, например, занимаясь спортом. Вообще не бойцовским и не военно-прикладным. Таскали "железо", делали зарядку, работали на турнике и брусьях. Футбол, хоккей, велосипед, теннис, волейбол, плавание, бег, аэробика, танцы... Всё это обеспечивает хорошее кровообращение, оптимизм, бодрое самочувствие. Вырабатывает дисциплину, самоконтроль. Результаты не замедляют сказаться — уверенность в себе растет, уважение окружающих повышается, в жизни начинает случаться всякое хорошее. Заметьте, без драк до крови и рукопашных боев насмерть.Сообщение

#4Victor Иванович Тимофеев
28 мар 2008 в 18:58

продолжение
Результаты не замедляют сказаться — уверенность в себе растет, уважение окружающих повышается, в жизни начинает случаться всякое хорошее. Заметьте, без драк до крови и рукопашных боев насмерть. Имеет место и обратное — я встречал людей, с которыми драться никому бы не посоветовал. Однако уверенными в себе их никак нельзя было назвать. Они излучали агрессию, постоянно были на взводе, во всех окружающих видели потенциальных врагов, а каждое слово в свою сторону рассматривали с позиций "не хочет ли он меня оскорбить?". Всё это — что угодно, только не уверенность в себе. Это состояние злобного, запуганного жизнью животного типа бездомной собаки или подвальной крысы.

Вывод: уверенность в себе, внутренняя стабильность и ощущение удовлетворенности жизнью напрямую никак не связано с боеспособностью. Это два разных состояния, которые могут встречаться в людях как вместе, так и по отдельности. Так вот, генеральная задача айкидо — это работа именно над первым состоянием.

Дальше я буду не то чтобы изобретать велосипед, а просто пересказывать его устройство, поскольку изобрели его до меня. Айкидо есть система, по которой обучаются гармонии. Что есть гармония? Объединение различных начал в человеке, их совместная, слаженная работа. Коичи Тохэй, например, рассматривал айкидо как путь объединения ума и тела. Чего хочет ум, то делает тело. Что делает тело, то нравится уму и доставляет ему удовлетворение. Т.е. это путь достижения идеальной координации, соответствия внутренних представлений о себе и мире с реальным положением дел. В результате должного развития таких качеств их можно применять, например, в учебном поединке, научившись отражать различные атаки легко и эффективно. Прош