Традиционное ушу

Автор:
Опубликовано: 1798 дней назад (28 мая 2012)
Блог: Ушу
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Не хотели бы вы им заняться? Нет, это не гимнастика и не танцы. Есть чисто оздоровительные стили, а есть и волне прикладные в боевом аспекте. Как ваше мнение?
Помогите выбрать школу ушу | Ушу-Саньда.
0 # 2 сентября 2012 в 12:27 0
Кстати, вот правдивая история саньды (ничего не навязываю)
Китайское слово «саньда» означает в буквальном переводе «неканонизированные удары», или «свободные удары».Смысл этого выражения в следующем. Когда человек изучает боевые искусства, то вначале он отрабатывает приемы в одиночку, «в воздух». Это могут быть как отдельные упражнения, так и комплексы формальных упражнений (таолу).
После освоения формы движений, их отрабатывают в парах. В каждом стиле ушу существуют свои наборы парных комплексов, которые называются «дуйлянь». Слово «дуй» означает «быть напротив чего-либо», «быть парным чему-либо»; слово «лянь» означает тренироваться. Таким образом «дуйлянь» — это «тренировка в паре». В комплексах дуйлянь все движения партнеров (комплекс может предназначаться для двоих, троих и более человек) расписаны заранее. Это позволяет научиться правильно рассчитывать ритмику движений в приемах, применять их в нужный момент, в нужный момент прилагать силу.
Однако для применения приемов в реальном бою, нужно уметь правильно реагировать на неожиданно возникающую ситуацию. Именно для этого и служит саньда, где участники применяют любые приемы, без заранее предписанных действий. Поэтому, когда нет смысла придерживаться особой точности, слово «саньда», обычно переводят как «свободный бой». Китайцы любили драться во все времена. Уже в документах периода V—III веков до нашей эры имеется много упоминаний о «сянбо» («сян» — «взаимный», «друг другу»; «бо» — «драться»). В 1975 г. во время раскопок на горе Фэнхуаньшань в могиле времен династии Цинь (221—206 гг. до н.э.) был найден гребень, на изогнутой спинке которого имеется цветное изображение людей, ведущих схватку на помосте. Аналогичные изображения схваток присутствуют на всех фресках Ханьского периода (династия Хань правила с 206 года до н.э. по 220 год нашей эры).
В текстах VI—X веков встречаются многочисленные упоминания о схватках «шоубо» («рукопашная схватка») и «цзюэли» («соизмерение сил») или «цзюэди» («схватка»). Из них видно, что в схватках применялись как удары, так и борцовские приемы. Поединки происходили на квадратном помосте (что вообще стало характерной чертой публичных поединков в Китае на все времена), не было деления по весовым категориям, не было защитных приспособлений, использовались любые приемы, победитель получал ценный приз.
При династии Сун (960—1279) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый «лэйтай» (таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте). Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков страны. Правила запрещали «недостаточные захваты», «стягивание штанов». Разрешалось использовать удары и броски, в том числе «ножное резание» (то есть приемы типа самбистских «ножниц»). Победителям вручали знамена, серебряные чарки, парчовые халаты, лошадей и т.п.
Династия Мин (1368—1644) вошла в историю как «золотой век ушу», и лэйтай в то время были очень популярны. На колонны по обе стороны помоста для подъема духа бойцов вешали парные надписи, вроде «удар кулака свирепого тигра из южных гор» и «удар ноги водяного дракона из северных морей». Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без такого документа к боям на помосте никого не допускали.
В годы правления маньчжурской династии Цин (1644—1911) лэйтай широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и принимали вызовы от всех желающих. Никаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника саньда была вполне в порядке вещей, поэтому выходить на помост отваживались лишь очень уверенные в своем мастерстве люди.
В 1911 г. в Китае произошла буржуазная революция. Как это бывает после всех революций, начались перемены. Китай
0 # 24 сентября 2012 в 18:02 0
ские боевые искусства обозначили термином «гошу» («национальное искусство»), и при поддержке богатых спонсоров (в том числе и членов правительства) в 1928 г. в Нанкине (который тогда был столицей Китая) был открыт Центральный институт гошу.
Чтобы привлечь внимание, набрать квалифицированных преподавателей и завлечь студентов, в том же году в Нанкине были устроены поединки всекитайского масштаба. Перед этим долгое время специальные люди ездили по разным провинциям и приглашали известных мастеров. Эти поединки были названы «гошу гокао» («государственные испытания по гошу»). Продолжались они десять дней. Бои происходили на прямоугольной площадке, разрешались любые приемы, кроме ударов в глаза, горло и пах. Требовалось победить в двух из трех раундов, однако раунды не были ограничены по времени.
Для того, чтобы увидеть истинный облик традиционых боевых искусств, в 1929 г. в Чжэцзянском провинциальном институте гошу было проведено «Общее собрание неформального гошу». В нем приняли участие 545 человек, прошедших серьезный отбор и представлявших 12 провинций и 4 крупных города; из них 125 человек участвовали в поединках. Для участия в этих состязаниях была необходима рекомендация. Если после просмотра исполнения комплекса формальных упражнений возникали сомнения в соответствии рекомендации истинному уровню, то старались отговорить от участия в поединках. Бойцовский помост был высотой 1,3 метра, длиной 20 метров и шириной 18,6 метра. Правила поединков приходилось корректировать прямо по ходу боев. В конце концов, решили, что «кулак и стопа одинаково равноправны, можно бить во все части тела».
В 1933 г. Центральный институт гошу провел вторые «гошу гокао». Было ясно, что смертельные поединки проводить нельзя, однако правила могли ограничить реалистичность боев. Тогда организаторы решили запретить «смертельные удары по точкам», все остальные (вплоть до захватов за волосы) разрешалось.
Помимо рукопашного боя, проводились отдельные состязания по китайской борьбе шуайцзяо, европейскому боксу, поединкам на длинном и коротком оружии. Участвовали представители большинства провинций и крупных городов Китая, в иных делегациях число представителей превышало сотню человек. Однако далеко не все были мастерами, и столь свободные правила поединков заставляли думать прежде всего о собственной безопасности, в результате чего в большинстве поединков участники не осмеливались атаковать, а только уклонялись. Газеты того времени оценили это так: «Соревнования по гошу достигли уровня петушиных боев».
В том же 1933 г. в Нанкине состоялось «Всекитайское спортивное общее собрание», где попытались провести поединки по-новому — в защитном снаряжении (использовались бейсбольные нагрудники и футбольные гетры на ногах), запрещались удары в голову и в пах, но контроль времени по-прежнему отсутствовал. В результате схватки стали напоминать борьбу, некоторые поединки шли больше часа. Газеты того времени критически отметили: «Бои по гошу стали похожи на корриду».
Стало ясно, что западный путь развития боевых искусств, то есть создание системы правил соревнований, является тупиковым: стремление к безопасности участников снижает реалистичность боя, а приемы, эффективные в реальном бою, оказываются бесполезными для победы в поединке по правилам.
После установления в Китае коммунистического режима, власти постарались вообще вытравить из памяти людей то, что это — искусство боя. Развитие и поддержку государства получила гимнастика ушу, основанная на исполнении формальных комплексов. Приемам саньда учили только некоторые старые мастера, рискуя (особенно в годы Великой культурной революции) попасть под пресс государственной машины.
В 1979 г. Госкомспорт КНР решил разработать новую форму соревнований по ушу — поединки саньшоу. В рекламных целях чтобы сделать вид, будто это возрождение старых традиций ущу их обычно называли саньда или лэйтай. Старых мастеров это возмутило: они прекрасно помнили, к чему привели попытки поединков по правилам в 1930-х годах. Однако выросло уже несколько поколений, которые никогда не видели настоящег
0 # 14 ноября 2012 в 08:47 0
о саньда, и они принимают официальную версию за чистую монету.
В результате в большинстве стран, в том числе в России, под «саньда» обычно понимают именно официальный государственный «китайский кик-боксинг с бросками», а не абсолютно свободный бой, как это всегда было в традиционном народном ушу.
0 # 18 декабря 2012 в 15:44 0
Сергей, мне ближе прикладное боевое искусство, но, в принципе, главное, чтоб это приносило пользу и давало хороший результаты
0 # 9 февраля 2013 в 08:39 0
есть прикладные, только маловато осталось. Большой вред традиционному ушу приносит спортивное ушу-таолу, которое в массовом сознании и есть ушу.
0 # 1 апреля 2013 в 12:16 0
Традиционое ушу лучше чем саньда