Еще одна ошибка – запоминать техники: даже на начальном уровне учитель должен быть готов проходить техники с учениками естественно, так, чтобы ни одна техника не была повторена достаточное количество раз, чтобы ее можно было запомнить. Запоминание названий техник может привести к запоминанию готового способа выполнения техники, так что я не очень советую делать это (большинство не японцев, в любом случае, произносят эти названия ужасно!). Многие люди тратят немало времени на изучение теории и истории искусства, в котором, на самом деле, попросту нет никакой истории, так как оно является живым и постоянно меняющимся. Запомненные техники или просто привычки весьма сложно исправить: на семинарах я изумлялся тому, как многие люди, видя исполнение доктора Хацуми, делали затем или что-то совершенно иное или, в крайнем случае, неправильное. Неважно, скольких поправляли, они сами были не в курсе того, что делало их собственное тело, так что они не могли видеть разницу между тем, что делали они и тем, что было продемонстрировано. Если люди настаивают на том, чтобы принести на семинар свою собственную видеокамеру (вместо того, чтобы поддержать того, кто проводит семинар, купив у него официальную запись), они могут сосредоточить камеру на себе – и часто бывает шоком заметить, как вы повторяете ошибку, которую почерпнули у других. Тренировки в Японии очень свободно и естественно отражают искусство. В зарубежных додзё, напротив, обычно действует строгая дисциплина. Возможно, это отражает
|