|
Я никогда не забуду, как я звонил в дверь сенсея, чтобы поделиться с ним своим открытием. К моему удивлению, раньше он никогда не видел этой книги и даже не слышал о ней. Он надел очки для чтения и пролистывал руководство, внимательно рассматривая технические подробности. Я почувствовал себя обязанным извиниться перед ним за свои сомнения в том, что он делал все, чтобы сохранить технику Основателя. Сенсей Сайто рассмеялся и с видимым удовлетворением сказал: «Вот видишь, я же говорил тебе». С тех пор (примерно с 1979 года) и до сегодняшнего дня сенсей Сайто всегда брал с собой на семинары копию Будо в качестве доказательства идентичности преподаваемой им техники технике Основателя.
Таким образом, я был вынужден признать, что по крайней мере один инструктор преподает техники айкидо так, как их выполнял Основатель. Но опровергало ли это мою общую теорию о слабом отношении широко распространенных сегодня стилей айкидо к тому, что делал Основатель – и с точки зрения техники, и с точки зрения философии? Рассмотрим следующее соображение. Если вы придете в додзё любого известного учителя, вы увидите, что движения его учеников очень похожи на движения учителя. И это понятно – они были бы плохими учениками, если бы не старались работать так же, как их учитель. Во время большой демонстрации, в которой принимают участие много людей из разных додзё, всегда можно отличить учеников каждого учителя. Почему же тогда существует так много различий среди основных стилей айкидо, если все шиханы учились непосредственно у Основателя?
Кто-то говорит о том, что искусство Основателя сильно изменилось с течением лет, и это объясняет различие в технике его учеников, обучавшихся у него в разные периоды времени. Кто-то полагает, что О’Сенсей разных учеников учил по-разному в зависимости от их способностей и характера. Ни один из этих аргументов никогда не казался мне убедительным. А когда много лет назад я обнаружил старый фильм Асаи Ньюс, снятый в 1935 году, я был поражен тем, насколько «современным» было искусство Основателя даже в начале его рождения. Кроме того, Основатель обычно обучал сразу группу учеников, а не кого-то в отдельности, и это обстоятельство опровергает предположение о том, что он преподавал в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Я уверен, что существует совершенно иное объяснение значительному различию в стилях айкидо. Думаю, они возникли потому, что очень небольшое количество учеников О’Сенсея тренировались у него в течение сколько-нибудь продолжительного периода времени. За исключением Ёчиро Иноуэ - племянника Уесибы, Гозо Сиода – основателя Ёсинкан Айкидо, а также Цутому Юкава, учидеси предвоенных лет учились у него максимум 5-6 лет. Разумеется, этого времени хватало для того, чтобы стать хорошим специалистом, но его было недостаточно для освоения всего арсенала айки будо со всеми его нюансами. Большая часть этих молодых энтузиастов, ставших учидеси, вынуждены были преждевременно завершить свою карьеру в воинских искусствах, потому что поступили на военную службу, и очень немногие из них возобновили тренировки после войны.
То же самое можно сказать о послевоенном периоде. Первыми из послевоенных учеников были такие известные мастера, как Садатери Арикава, Хироси Тада, Сейго Ямагучи, Содзи Нисьо, Нобуёси Тамура, Ясуо Кобаяси, а немного позже – Ёсимицу Ямада, Мицунари Канаи, Казуо Чиба, Сейичи Сугано, Мицуги Саотомэ и многие другие. Особую группу составляют Синегоби Окумура, Коичи Тохей и Кисабуро Осава, недолго занимавшиеся до Второй Мировой войны и получившие степени мастеров после нее. Достаточно много времени непосредственно с О’Сенсеем не провел никто из них. Возможно, это утверждение покажется излишне смелым, однако давайте обратимся к историческим фактам.
|