Дыхание - очень интересно!

Автор:
Опубликовано: 4487 дней назад (11 октября 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
что нам делать с умом во время медитации?

Медитация, которой мы обучаем, называется медитацией прозрения. Как мы уже говорили, разнообразие возможных объектов медитации почти безгранично; и на протяжении веков до настоящего времени в практике использовалось огромное их число.

Даже в рамках традиции випассаны есть некоторые различия. Есть учителя медитации, которые учат своих учеников следить за дыханием, наблюдая подъем и опускание передней стенки живота. Другие же рекомендуют сосредоточить внимание на прикосновении тела к подушке, руки к руке или ноги к ноге. Однако система, основы которой мы здесь излагаем, считается наиболее традиционной; вероятно, именно этому методу учил своих учеников Готама Будда. В беседе Будды о внимательности, называемой «Сатипаттхана-сутта», конкретно указывается, что внимание надо концентрировать на дыхании и лишь затем переходить к наблюдению всех прочих физических и психических явлений по мере их возникновения.

Мы сидим и наблюдаем, как воздух входит в ноздри и выходит из них. На первый взгляд этот процесс кажется весьма странным и бесполезным. Прежде чем перейти к особым указаниям, давайте посмотрим, что лежит в его основе. Первый вопрос, который мы могли бы задать: «Зачем вообще использовать какой-либо фокус внимания? Ведь мы в конечном счете пытаемся развить осознавание. Почему бы нам не сидеть, просто осознавая все, что от случая к случаю возникает в уме?»

Действительно, существуют и такие методы медитации. Иногда их называют бесструктурной медитацией, и эти методы довольно трудны. Ум изворотлив. Мышление по своей глубинной природе — очень сложный процесс. Мы хотим сказать, что мысли овладевают нами, опутывают нас своими цепочками.

Одна мысль наводит на другую, та — на третью, потом еще и еще и так далее. А минут через пятнадцать мы внезапно пробуждаемся и понимаем, что все время предавались мечтам или сексуальным фантазиям, или же нас одолевали заботы, связанные с финансами или чем-то еще.

Существует различие между осознаванием и обдумыванием мысли. Это очень тонкое различие. Прежде всего, этот вопрос связан с ощущением мысли, ее структуры. В структуре мысли, которую вы просто осознаете, направив на нее чистое внимание, ощущается легкость; здесь есть дистанция с наблюдающим ее сознанием. Она возникает легко, как мыльный пузырь, и так же быстро исчезает; совсем не обязательно, что она даст толчок другой мысли. Сознательная же мысль по своей структуре, как правило, гораздо тяжелее. Она тяжела, настойчива и неотступна. Она поглощает вас, берет контроль над сознанием. По своей природе она навязчива и ведет к следующей мысли, так что мысли в цепочке следуют одна за другой без остановки.

Намеренная мысль вызывает в теле напряжение — сокращение мышц или частое сердцебиение. Но вы не почувствуете напряжения, пока оно не перерастет в явную боль, потому что намеренной мысли свойственна жадность. Она поглощает все ваше внимание, но вы этого не замечаете. Различие между осознаванием мысли и ее обдумыванием вполне реально. Но оно столь тонкое, что его трудно заметить. И сосредоточение — один из инструментов, с помощью которого можно увидеть это различие.

Глубокая сосредоточенность способна замедлять мыслительный процесс и ускорять наблюдающее за ним сознание, в результате чего повышается способность его исследовать. Сосредоточение — это наш микроскоп, который помогает наблюдать тонкие внутренние состояния. Мы используем фокус внимания, чтобы однонаправленность ума сочеталась со спокойной и неусыпной внимательностью. Без неподвижной точки отсчета мы просто потеряемся, нас захлестнут беспрерывные волны изменений, вновь и вновь возникающие в уме.
вчера в 11:33|Это спам|Ответить

Александр Батурин
Мы используем дыхание в качестве фокуса. Оно служит той жизненной точкой отсчета, от которой ум отклоняется и к которой он возвращается. Невозможно понять, что такое отвлечение внимания, если нет фокуса, отправной точки, от которой отклоняется ум. Это система отсчета, относительно которой мы можем следить за бесконечными изменениями и паузами
К А Г А М И Б И Р А К И - раскрытие "зеркала", где под досками бочки кроется "зеркало" | Этикет на занятиях Айкидо
0 # 29 октября 2012 в 03:36 0
В древних палийских текстах медитацию сравнивают с дрессировкой дикого слона. В те времена дрессировка состояла в том, что пойманное животное привязывали к столбу прочной веревкой. Если вы делаете это со слоном, он чувствует себя несчастным. Целыми днями он трубит, вытаптывает землю, пытается разорвать веревку. Наконец до него доходит, что уйти невозможно, и он успокаивается. В этот момент вы можете его покормить, дотронуться до него, приняв меры предосторожности.

Со временем веревка и столб уже не понадобятся, и вы можете обучать слона, давая ему различные задания. Теперь у вас есть дрессированный слон, которого можно занять полезной работой. В этой аналогии дикий слон — ваш необузданный и очень активный ум, веревка — это внимательность, а столб — объект медитации, т.е. дыхание. Укрощенный слон, прошедший школу дрессировки, — это хорошо обученный, сосредоточенный ум, который затем можно использовать для тяжелой работы — проникновения сквозь слои иллюзий, скрывающие реальность. Этот ум укрощен с помощью медитации.

Следующий вопрос, который стоит задать: «Почему первичным объектом медитации выбрано дыхание? Почему бы не взять что-нибудь поинтереснее?»

На это есть множество ответов. Подходящим объектом медитации может быть только такой, который развивает внимательность. Он должен быть всегда с нами, легко доступен и дешев. Объект не должен порождать у нас те состояния ума, от которых мы хотим избавиться, — будь то жадность, гнев или заблуждения. Дыхание отвечает всем этим критериям. Дыхание — это нечто общее, присущее всем человеческим существам. Все мы носим его с собой, куда бы ни шли. Оно всегда здесь, всегда в наличии, никогда не останавливается с момента рождения и до самой смерти, и оно ничего не стоит.

Дыхание — это процесс за пределами понятий, это то, что можно пережить непосредственно, то, что не подлежит обдумыванию. Более того, это очень живой процесс, часть жизни в постоянном изменении. Дыхание циклично: вдох сменяется выдохом, воздух входит в тело и выходит. Таким образом, дыхание — модель жизни в миниатюре.

Ощущение дыхания тонкое, но оно вполне различимо, если научиться на него настраиваться. Чтобы найти его, потребуется некоторое усилие. И все же каждый может это сделать. Нужно над этим работать, но без напряжения. По всем этим причинам дыхание — идеальный объект медитации. В обычном состоянии дыхание — непроизвольный процесс, идущий в собственном темпе без сознательных усилий. Но лишь одно волевое усилие способно замедлить его или ускорить, сделать долгим и плавным или коротким и прерывистым. Равновесие между естественным, непроизвольным дыханием и искусственным контролем дыхания довольно тонкое.

Здесь нужно усвоить несколько уроков о природе воли и желания. Кроме того, участок на кончике носа можно считать своего рода окном из внутреннего мира во внешний. Это пункт связи и место передачи энергии, где материя из внешнего мира входит внутрь и становится частью того, что мы называем «я», и откуда это «я» частично выходит наружу, чтобы раствориться во внешнем мире. Здесь тоже есть чему поучиться: нужно понять, что такое «я» и как мы его создаем.

Дыхание — явление общее для всех живых существ. Истинное понимание процесса дыхания на основе собственного переживания сближает нас с другими живыми существами. Оно показывает вашу глубинную связь со всей жизнью. Наконец, дыхание — это процесс, протекающий в настоящий момент. Этим мы хотим сказать, что оно всегда происходит именно «здесь и сейчас».
0 # 30 октября 2012 в 09:37 0
Дыхание — явление общее для всех живых существ. Истинное понимание процесса дыхания на основе собственного переживания сближает нас с другими живыми существами. Оно показывает вашу глубинную связь со всей жизнью. Наконец, дыхание — это процесс, протекающий в настоящий момент. Этим мы хотим сказать, что оно всегда происходит именно «здесь и сейчас».

Разумеется, обычно мы не живем в настоящем. Большую часть времени мы предаемся забытым воспоминаниям или пытаемся заглянуть в будущее, томимые тревогой и надеждой. В дыхании нет ничего от этой «оторванности от времени». Когда мы действительно наблюдаем дыхание, мы не вольно оказываемся в настоящем моменте. Мы выбираемся из трясины ментальных образов и оказываемся в состоянии чистого переживания того, что происходит здесь и сейчас. В этом смысле дыхание — это срез реальности. Внимательное наблюдение этой модели жизни в миниатюре ведет к прозрению, которое вполне применимо и к другим нашим переживаниям.

Прежде чем использовать дыхания в качестве объекта медитации, надо сначала найти его. То, что вы ищете, — это физическое, осязаемое ощущение прикосновения воздуха, когда он входит в ноздри и выходит из них. Обычно такое ощущение появляется где-то в районе кончика носа. Но местонахождение этой точки у разных людей может быть разным в зависимости от формы носа. Для того чтобы найти свою собственную точку, быстро сделайте глубокий вдох и отметьте точку непосредственно внутри носа или над верхней губой, где вы наиболее отчетливо ощущаете входящий воздух. Затем выдохните и постарайтесь заметить ощущение в той же самой точке. Именно в этой точке вы будете следить за всем процессом дыхания.

Как только вы ясно установили местонахождение точки своего дыхания, не отклоняйтесь от нее. Используйте только эту точку, чтобы удерживать постоянное внимание. Если же вы не зафиксируете точку, то окажется, что вы движетесь вглубь носа и наружу, вверх и вниз по трахее; вы будете вечно гнаться за дыханием и никогда не сможете его догнать, потому что оно постоянно меняется, движется и струится.

Если вы когда-нибудь пилили дрова, вы понимаете, что это такое. Занимаясь плотницким делом, вы не станете наблюдать за тем, как пила ходит взад и вперед. У вас закружится голова. Вы устанавливаете внимание на том месте, где зубья пилы вонзаются в дерево. Это единственный способ пилить по прямой линии. Практикуя медитацию, вы сосредоточиваете внимание в той единственной точке, которую ощущаете внутри носа. Из этого удобного для наблюдения положения вы следите за движением дыхания с ясным и невозмутимым вниманием.

Не пытайтесь контролировать дыхание. Это не дыхательное упражнение из йоги. Сосредоточьтесь на естественном и непринужденном движении дыхания. Не пытайтесь его регулировать или как-то подчеркивать. Большинство начинающих практику испытывает затруднения именно в этом. Чтобы помочь себе сфокусироваться на ощущении, они бессознательно усиливают дыхание. В результате прикладывают чрезмерные и неестественные усилия, которые наделе не только не помогают, но и мешают сосредоточиться. Не увеличивайте глубину дыхания, не усиливайте звуки, связанные с ним. Последний пункт особенно важен при групповых медитациях.

Громкое дыхание может вызывать раздражение у тех, кто сидит рядом. Просто дайте дыханию двигаться естественно, как будто вы спите. Отпустите его, и пусть процесс дыхания идет, подчиняясь собственному ритму.
0 # 27 декабря 2012 в 03:49 0
Звучит хорошо, однако сделать это гораздо сложнее, чем вы думаете. Не расстраивайтесь, если заметите, что вам мешает собственная воля. Просто воспользуйтесь этим как возможностью наблюдать природу сознательного намерения. Наблюдайте тонкую взаимосвязь дыхания, внутреннего побуждения контролировать дыхание и стремления отказаться от контроля. Возможно, какое-то время вы будете испытывать трудности, но это в высшей степени полезное упражнение и всего лишь переходная фаза. Процесс дыхания в конце концов пойдет естественно, и у вас не будет возникать желания им управлять. Здесь вам придется усвоить главный урок: осознайте свое навязчивое желание подчинять себе Вселенную.

Дыхание, которое на первый взгляд кажется таким прозаическим и неинтересным, на самом деле представляет собой необычайно сложный и увлекательный процесс. В нем много тонкостей, если посмотреть внимательно. Есть вдох и выдох, есть дыхание длинное и короткое, глубокое и поверхностное, плавное или прерывистое. Эти категории каким-то образом связаны между собой.

Внимательно наблюдайте за дыханием, основательно изучайте его. Вы найдете огромное число вариаций и непрерывный цикл повторяющихся стереотипов. Дыхание можно сравнить с симфонией. Не наблюдайте лишь общий контур дыхания. В нем можно увидеть нечто большее, нежели просто вдох и выдох. Каждое дыхание имеет начало, середину и конец.

Каждый вдох проходит через процесс рождения, развития и смерти, то же самое происходит и с каждым выдохом. Глубина и частота вашего дыхания изменяется в соответствии с эмоциональным состоянием, с мыслями, мелькающими в уме, со звуками, которые вы слышите. Изучайте эти явления, это необычайно увлекательно.

Однако это не означает, что вам нужно сидеть и мысленно беседовать с собой: «Это короткое прерывистое дыхание, а вот это — глубокое и долгое. Каким же будет следующее?» Нет, это не випассана, это мышление. Вы заметите, что явления подобного рода происходят чаще всего в начале практики. Эта фаза также будет переходной. Просто отмечайте такие явления и возвращайтесь к внимательному наблюдению ощущений, возникающих в процессе дыхания. И вновь ум будет отвлекаться, но вы все время возвращаете внимание к дыханию, возвращаете его снова и снова, снова и снова — столько раз, сколько ум будет отвлекаться, и до тех пор, пока отвлечения в уме не перестанут возникать.

Впервые начиная эту практику, будьте готовы к тому, что столкнетесь с некоторыми трудностями. Ваш ум будет все время блуждать, отвлекаясь от объекта, метаться из стороны в сторону подобно опьяневшему шмелю, который летает по каким-то невероятным траекториям. Не тревожьтесь. Явление «обезьяньего ума» хорошо известно. С ним приходится иметь дело каждому продвинутому медитирующему. И если другие люди сумели как-то преодолеть эту преграду, то сможете и вы. Когда происходит нечто подобное, просто постарайтесь заметить, что вы только что думали, мечтали, беспокоились или были заняты чем-то другим. Мягко, но настойчиво, не огорчаясь и не осуждая себя за блуждания ума, просто возвращайтесь к чисто физическому ощущению дыхания. Сделайте это и в следующий раз — и так снова и снова, снова и снова.

В какой-то момент практики неожиданно для себя вы можете сделать прямо-таки потрясающее открытие: вы просто сошли с ума. Ваш ум — это сумасшедший дом на колесах, где слышны пронзительные крики и невнятная речь, совершенно неуправляемый, он стремительно несется вниз по наклонной плоскости, чтобы повергнуть вас в бездну отчаяния. Ничего страшного! Вы не более безумны, чем вчера.
0 # 10 января 2013 в 19:26 0
В какой-то момент практики неожиданно для себя вы можете сделать прямо-таки потрясающее открытие: вы просто сошли с ума. Ваш ум — это сумасшедший дом на колесах, где слышны пронзительные крики и невнятная речь, совершенно неуправляемый, он стремительно несется вниз по наклонной плоскости, чтобы повергнуть вас в бездну отчаяния. Ничего страшного! Вы не более безумны, чем вчера.

Так было всегда, просто раньше вы этого не замечали. К тому же вы не более безумны, чем любой из вашего окружения. Разница только в том, что вы напрямую столкнулись с такой проблемой, а они нет. Именно поэтому они все еще чувствуют себя относительно спокойно. Однако это не значит, что их положение лучше. Неведение может быть блаженством, однако оно не приводит к освобождению. Поэтому не допускайте, чтобы такое понимание выбило вас из колеи. В действительности — это веха на пути, знак того, что вы действительно движетесь вперед. Сам факт того, что вы своими глазами прямо взглянули на проблему, означает, что вы на правильном пути и найдете выход из затруднительного положения.

В безмолвном наблюдении дыхания есть два состояния, которых следует избегать: это мышление и провал. Мыслящий ум наиболее явно проявляется в виде обезьяньего ума, о котором мы только что говорили. Состояние провала почти диаметрально противоположно ему. Как общий термин, «провал» указывает на любое притупление сознания. В лучшем случае это вид пустоты ума, где нет ни одной мысли, нет наблюдения дыхания, нет осознавания чего бы то ни. было. Это промежуток, бесформенное серое пространство ума, более похожее на сон без сновидений. Провал ума — это пустота. Избегайте его.

Медитация випассаны — активная деятельность. Сосредоточение — это острое, концентрированное внимание на одном-единственном предмете. Сознание — это ясная и отчетливая бдительность. Самадхи и сати — это две способности, которые мы хотим развить. А провал ума не содержит в себе ни того, ни другого. В худшем случае мы погрузимся в сон, в лучшем — просто потеряем время.
Если вы обнаружите, что ваш ум пришел в состояние провала, просто отметьте этот факт и верните внимание к ощущению дыхания.

Наблюдайте ощущение прикосновения на вдохе, почувствуйте это ощущение на выдохе. Вдыхайте, выдыхайте и наблюдайте то, что происходит. Если вы будете делать так некоторое время — может быть, в течение нескольких недель или месяцев, — вы начнете ощущать прикосновение как физический объект. Просто продолжайте процесс — вдыхайте и выдыхайте. Наблюдайте за тем, что происходит. Когда сосредоточенность станет глубже, у вас будет все меньше и меньше трудностей с обезьяньим умом. Дыхание замедлится, и вы сможете, сохраняя все большую ясность, следовать за ним практически непрерывно. Вы начнете испытывать состояние великого спокойствия, пребывая в котором, насладитесь полной свободой от явлений, называемых психическими раздражителями. Нет жадности, зависти, ревности, ненависти, нет страсти.

Исчезает страх, проходит возбуждение. Есть только прекрасное, ясное и блаженное состояние ума. Эти переживания кратко временны, они уйдут, когда закончится медитация. Тем не менее даже такие краткие переживания изменят вашу жизнь. Это еще не освобождение, это вехи на пути, ведущем к свободе. Однако не ждите, что состояние блаженства придет незамедлительно. Даже для того чтобы достичь этих вех, требуется время, усилия и терпение.

Опыт медитации — это не соревнование. Хотя здесь налицо определенная цель, но нет никакого графика. То, что вы делаете, — это прокладка пути; вы копаете все глубже и глубже, постигая великие истины существования и освобождаясь от иллюзий. Сам процесс увлекателен и доставляет удовольствие. Им можно наслаждаться во имя его самого. Не нужно спешить.
0 # 20 января 2013 в 10:44 0
После успешной практики медитации вы почувствуете восхитительную живость ума. Вы почувствуете прилив мирной, жизнерадостной и ликующей энергии, которую вы сможете использовать, решая житейские проблемы. Само по себе это уже большая награда. Однако цель медитации — не в том, чтобы решать проблемы: способность справляться с трудностями — это дополнительная польза, именно так ее и нужно рассматривать. Если вы сделаете слишком большой упор на решении проблем, то обнаружите, что ваше внимание обращается к этим проблемам во время медитации, мешая сосредоточиться на основной цели. Не думайте о своих проблемах во время практики. Просто осторожно отстранитесь от них.

Сделайте паузу и отдохните от всех этих волнений и тревог, планов и идей. Пусть на время медитации у вас будут каникулы. Доверяйте себе, поверьте, что вы сможете уладить все эти дела позже, используя живость ума и энергию, которую накопили во время медитации. Доверьтесь себе, и вы увидите, что все произойдет именно так.

Не ставьте перед собой слишком большие цели. Относитесь к себе бережно. Вы стараетесь следить за дыханием постоянно и без перерыва. Кажется, что сделать это достаточно легко, поэтому с самого начала у вас возникает стремление приложить усилия, чтобы все время работать старательно и упорно.

Это нереально. Займитесь лучше мелочами. В начале вдоха примите решение следить за дыханием только во время этого единственного вдоха. Даже это не так легко, но, по крайней мере, выполнимо. Затем в начале выдоха примите решение следить за дыханием только в течение одного этого выдоха — с самого начала и до конца. Вы еще не раз будете терпеть неудачи, но несмотря на это продолжайте работать.

Всякий раз, когда вы отвлекаетесь, начинайте сначала. Наблюдайте за один раз одно дыхание. Это тот уровень игры, который вы действительно можете выиграть. Остановитесь на нем — новое решение с каждым циклом дыхания, с крохотными единицами счета времени. Наблюдайте каждое дыхание внимательно и отчетливо, каждую долю секунды, одну за другой; с каждой частицей времени принимайте новое решение. Действуя подобным образом, в конечном счете вы достигнете продолжительного и непрерывного осознавания.

Внимательность к дыханию — это осознавание данного момента. Если вы выполняете все надлежащим образом, вы осознаете только то, что происходит в настоящий момент. Вы не оглядываетесь назад, не заглядываете вперед. Вы забываете о последнем дыхании и не ожидаете следующего. Когда вдох только начинается, вы не заглядываете вперед, пытаясь увидеть окончание этого вдоха. Вы не торопитесь вперед, к выдоху, который должен за ним последовать. Вы остаетесь именно здесь, с тем, что действительно происходит. Начинается вдох — именно на него и обращайте внимание, только на него и ни на что другое.

Эта медитация — процесс переподготовки ума. Состояние, которого вы стремитесь достичь, — полное осознавание всего, что происходит в воспринимаемой вами вселенной, в точности так, как это происходит, и именно тогда, когда это происходит; это полное непрерывное осознавание настоящего момента. В этом и состоит высшая цель, и достигается она не сразу. Чтобы достичь ее, необходимо практиковать, поэтому мы начинаем с малого. Мы начинаем с того, что полностью осознаем одну малую единицу времени, только один-единственный вдох. И добиваясь успеха, мы оказываемся на пути к совершенно новому переживанию жизни.

Хенепола Гунаратана

"Простыми словами о внимательности".
0 # 3 февраля 2013 в 18:27 0
здОрово!
Заметил, что в тот момент, когда обращаешь внимание на дыхание (когда делаешь ки-дыхание), появляется тяга его контролировать, то есть влиять на него - делать более глубоким, медленным, или наоборот, ускорять в определенной фазе. Также заметил тонкую вещь - именно в момент обращения внимания на дыхание оно немного изменяется. Как в квантовой теории - наблюдатель и наблюдаемое влияют друг на друга :))
Стоит ли отбрасывать попытки контроля дыхания? Ведь грань между свободным (рефлекторным) дыханием и управляемым иногда очень тонкая?
0 # 18 мая 2013 в 02:10 0
Если контроль за дыханием приводит к более глубокому, расслабленному процессу - оставляй, если напрягает, закрепощает - отбрасывай ) Поэтому слово контроль я бы не использовал - оно неоднозначно. Скорее просто наблюдение + практика 4 принципов ОСТ )) Как ты помнишь 1 этап ки-дыхания - наблюдение самого процесса дыхания или дыхание "всем телом". Наблюдение и практика 4 принципов позволяют идти по правильному пути - вы меняетесь в сторону расслабления и ещё большей собранности. Одновременно. Тогда-то и появляется ощущение включённости всего тела в процесс дыхания - "дыхание всем телом"))