|
В какой-то момент практики неожиданно для себя вы можете сделать прямо-таки потрясающее открытие: вы просто сошли с ума. Ваш ум — это сумасшедший дом на колесах, где слышны пронзительные крики и невнятная речь, совершенно неуправляемый, он стремительно несется вниз по наклонной плоскости, чтобы повергнуть вас в бездну отчаяния. Ничего страшного! Вы не более безумны, чем вчера.
Так было всегда, просто раньше вы этого не замечали. К тому же вы не более безумны, чем любой из вашего окружения. Разница только в том, что вы напрямую столкнулись с такой проблемой, а они нет. Именно поэтому они все еще чувствуют себя относительно спокойно. Однако это не значит, что их положение лучше. Неведение может быть блаженством, однако оно не приводит к освобождению. Поэтому не допускайте, чтобы такое понимание выбило вас из колеи. В действительности — это веха на пути, знак того, что вы действительно движетесь вперед. Сам факт того, что вы своими глазами прямо взглянули на проблему, означает, что вы на правильном пути и найдете выход из затруднительного положения.
В безмолвном наблюдении дыхания есть два состояния, которых следует избегать: это мышление и провал. Мыслящий ум наиболее явно проявляется в виде обезьяньего ума, о котором мы только что говорили. Состояние провала почти диаметрально противоположно ему. Как общий термин, «провал» указывает на любое притупление сознания. В лучшем случае это вид пустоты ума, где нет ни одной мысли, нет наблюдения дыхания, нет осознавания чего бы то ни. было. Это промежуток, бесформенное серое пространство ума, более похожее на сон без сновидений. Провал ума — это пустота. Избегайте его.
Медитация випассаны — активная деятельность. Сосредоточение — это острое, концентрированное внимание на одном-единственном предмете. Сознание — это ясная и отчетливая бдительность. Самадхи и сати — это две способности, которые мы хотим развить. А провал ума не содержит в себе ни того, ни другого. В худшем случае мы погрузимся в сон, в лучшем — просто потеряем время. Если вы обнаружите, что ваш ум пришел в состояние провала, просто отметьте этот факт и верните внимание к ощущению дыхания.
Наблюдайте ощущение прикосновения на вдохе, почувствуйте это ощущение на выдохе. Вдыхайте, выдыхайте и наблюдайте то, что происходит. Если вы будете делать так некоторое время — может быть, в течение нескольких недель или месяцев, — вы начнете ощущать прикосновение как физический объект. Просто продолжайте процесс — вдыхайте и выдыхайте. Наблюдайте за тем, что происходит. Когда сосредоточенность станет глубже, у вас будет все меньше и меньше трудностей с обезьяньим умом. Дыхание замедлится, и вы сможете, сохраняя все большую ясность, следовать за ним практически непрерывно. Вы начнете испытывать состояние великого спокойствия, пребывая в котором, насладитесь полной свободой от явлений, называемых психическими раздражителями. Нет жадности, зависти, ревности, ненависти, нет страсти.
Исчезает страх, проходит возбуждение. Есть только прекрасное, ясное и блаженное состояние ума. Эти переживания кратко временны, они уйдут, когда закончится медитация. Тем не менее даже такие краткие переживания изменят вашу жизнь. Это еще не освобождение, это вехи на пути, ведущем к свободе. Однако не ждите, что состояние блаженства придет незамедлительно. Даже для того чтобы достичь этих вех, требуется время, усилия и терпение.
Опыт медитации — это не соревнование. Хотя здесь налицо определенная цель, но нет никакого графика. То, что вы делаете, — это прокладка пути; вы копаете все глубже и глубже, постигая великие истины существования и освобождаясь от иллюзий. Сам процесс увлекателен и доставляет удовольствие. Им можно наслаждаться во имя его самого. Не нужно спешить.
|