|
светозащитных штор, которые использовались при авианалетах, но поскольку эти шторы годами висели на солнце, ткань на коленях быстро истончалась в пыль, когда мы начинали работать в сувариваза. Мы все время штопали эти хакамы. Именно в таких условиях кто-то предложил: "Почему бы не сказать просто ОК на то, чтобы не не носить хакаму, пока не получишь свой первый дан?" Данная идея была выдвинута как временное решение, чтобы избежать излишних трат. То, что лежало за это этой идеей, не имеет ничего общего с тем, чтобы хакама являлась символом получения дана".
А вот выдержка из книги "Принципы Айкидо" сенсея Мицуги Саотоме (Mitsugi Saotome Sensei):
"Когда я был uchi deshu ("внутренний ученик") у О-Сенсея, каждый должен был носить хакаму на тренировках, начиная с самого первого шага на татами. Не было никаких ограничений на то, какую хакаму одевать, так что додзё выглядело весьма живописно. Здесь можно было увидеть хакамы всех видов, расцветок и качества, от хакам для кендо до полосатых хакам, используемых вв японских танцах, и до роскошных шелковых хакам, которые называются sendai-hira. Представляю, какой нагоняй получал начинающий ученик за то, что тот позаимствовал дедушкину драгоценную хакаму, которая использовалась только по особым случаям, и протирает ее на коленках в практике сувариваза. Я отчетливо помню день, когда я забыл мою хакаму. Я уже было приготовился шагнуть на татами, одетый только в обычную тренировочную одежду (dogi), как меня меня остановил О-Сенсей. "Где твоя хакама?" - спросил он меня грозно. "Что заставляет тебя думать, что учитель тебе что-то расскажет, если на тебе нет ничего кроме нижнего белья? У тебя вообще есть чувство приличия? У тебя явно недостаточное понимание (отношение) и этикет для того, кто занимается боевыми искусствами. Сиди сбоку и смотри на занятия!" Это был лишь первый из многочисленных нагоняев, которые я получил от О-Сенсея. Тем не менее моя забывчивость напомнила О-Сенсею прочитать после занятия своим ученикам (uchi deshi) лекцию о значении хакамы. Он рассказал нам, что хакама была традиционной одеждой занимающихся kobudo, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас смысл (значение) семи складок на хакаме. "Они символизируют семь добродетелей будо", - сказал О-Сенсей. "Это jin(доброжелательность), gi (честь или справедливость), rei (вежливость или этикет), chi(здравый смысл, разумность), shin (искренность), chu(преданность) и koh(благочестие). Мы находим эти качества в выдающихся самураях прошлого. Хакама напоминает нам о необходимости отражать природу истинного бусидо(bushido). Ее ношение символизирует традиции, которые дошли до нас от поколения к поколению. Айкидо родилось из духа бусидо Японии, и при наших занятиях мы должны стараться отшлифовать семь традиционных качеств". В данный момент большинство школ (dodjo) Айкидо не следуют строгой политики О-Сенсея в отношении хакамы. Ее значение деградировало от символа истинного качества до обозначения статуса юданся(yudansha). Я посетил многие додзё во многих странах. Во многих местах, где только юданся могут носить хакаму, юданся потеряли скромность, сдержанность. Они думают, что хакама - это приз, которым можно красоваться, видимый символ их превосходства. Такое отношение делает церомонию поклона О-Сенсею, которой мы начинаем и заканчиваем каждую тренировку, насмешкой над его памятью и его искусством. Плохо и то, что в некоторых школах требуют, чтобы женщины, обладающие ученическими поясами (и только женщины) носили хакамы, что предположительно оберегает их добродетельность. По мне так это оскорбление и дискриминация женщины-Айкидока. Это также оскорбительно для мужчин айкидоистов, за то, что в них предполагают низменные инстинкты, которым не место на татами Айкидо. Видеть такое мелочное использование хакамы мне грустно. Она может для кого-то казаться самой обычной вещью, но я очень хорошо помню громадное значение, которое придавал хакаме О-Сенсей. Я не могу отвергать значимость этой детали одежды, и никто не может. Ду
|