|
МАСТЕР ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ И РОНИН (история о мастере чайной церемонии, который принял роль фехтовальщика и сразился с головорезом) В конце семнадцатого века правитель Яма-ноути провинции Тоса решил взять своего чайного мастера в официальную поездку в Эдо, столицу правящей династии сегунов Токугава. Чайному мастеру эта предстоящая поездка не понравилась, так как самураем он не был и никогда фехтованием не занимался, а Эдо был городом, где можно было попасть в такую переделку, что не поздоровилось бы даже его господину. Путешествие было весьма рискованной затеей. Однако господин Яма-ноути не желал слышать возражения, - вероятно потому, что чайная церемония очень ценилась в высокопоставленных кругах и чайный мастер высокой квалификации мог бы принести славу своему господину. Чайный мастер подчинился приказу, но решил сменить свою одежду чайного мастера, который ходил без оружия, на одеяние самурая с двумя мечами. По приезде в Эдо чайный мастер долго не выходил из дома господина и однажды тот разрешил ему погулять. Одетый как самурай, он гулял у пруда Синобадзу, где заметил, что на него сердито смотрит какой-то самурай, отдыхающий на камне. Самурай вежливо обратился к чайному мастеру: " Вижу вы самурай из Тоса, окажите мне честь испробовать мое искусство в поединке с вами". С самого начала путешествия чайный мастер предчувствовал какую-то неприятность. Теперь он стоял лицом к лицу с ронином, странствующим самураем, наемником худшего толка, и не знал, что ему делать. " Я вовсе не самурай, хотя и одет так, я чайный мастер и вовсе не готов быть вашим противником" - честно признался он. Но, поскольку истинным желанием ронина было обобрать жертву, в чьей слабости он был совершенно уверен, он продолжал настаивать на поединке. Чайный мастер понял, что поединка ему не избежать и настроил себя на неминуемую смерть. Но он не хотел умирать с позором, потому что позор лег бы на его господина, правителя Тоса. Тут он вспомнил, что несколько минут тому назад он проходил мимо школы фехтования, расположенной рядом с парком Уэно. Он решил зайти туда на минутку и спросить учителя, как правильно пользоваться мечом, как употреблять его в таких случаях и как ему с честью встретить неизбежную смерть. Он сказал ронину: " Если Вы так настаиваете на поединке, тогда подождите меня немного, я должен сначала кое-что сообщить своему господину, у которого служу". Ронин согласился и чайный мастер поспешил в школу фехтования. Привратник не хотел его пускать, потому, что у чайного мастера не было рекомендательных писем к учителю фехтования, но увидев серьезность, с которой вел себя чайный мастер, решил его пропустить. Учитель фехтования спокойно выслушал чайного мастера, который рассказал свою историю и высказал желание умереть, как подобает самураю. Учитель сказал: " Ты уникум. Все приходят ко мне узнать, как пользовать мечом, чтобы жить, а ты пришел ко мне узнать, как умереть. Но прежде, чем я научу тебя искусству умирать, будь добр, научи меня готовить чай и угости чашечкой чая, ведь ты же мастер чайной церемонии". Чайный мастер был очень рад. В последний раз он мог исполнить чайную церемонию, дело своей жизни, столь дорогое своему сердцу. Забыв обо всем, он с полной самоотдачей стал готовить чай. Он выполнял все, что необходимо, как будто сейчас это было для него самое главное в жизни. Учитель фехтования испытал глубокое чувство, увидев с какой сосредоточенностью, с каким воодушевлением совершается чайная церемония. Он упал на колени перед чайным мастером, глубоко вздохнул и сказал: " Тебе не нужно учиться умирать! То состояние ума, в котором ты находишься, позволяет тебе сразиться с любым фехтовальщиком. Когда будешь подходить к ронину, сначала подумай, что готовишь гостю чай. Благородно приветствуй его, извинясь за задержку, и скажи, что теперь готов к поединку. Сними свое хаори (верхнюю одежду), аккуратно сложи и положи сверху свой веер, как обычно ты это делаешь за работой. Затем повяжи голову тэнугун (повязкой), веревкой повяжи рукава, подбери хакама (широкие штаны). Теперь ты вполне г
|