Может тогда изучим О-Мото кё? Вообще несложно. Надо только выучить японский, затем старый японский, затем прочитать и освоить Кодзики и Нихонги, впитать культуру страны, попроситься в последователи секты (она вполне здравствует, на волне интереса к айкидо), и поискать там его "скрытые корни". В залах О-Сенсея редко были кинокамеры, но часто магнитофон. Очень часто он использовал религиозные термины при объяснениях. Затем Фудзита сенсей издал все эти записи без комментариев или коррекции в книге "Айкидо синзуй" ("Сущность (душа, дух) айкидо", не путать с книгой Дж.Стивенса). У меня она есть. Там котодама на котодаме и котодамой погоняет. Ни у кого нет желания перевести? )) Беда вот только в том что по его словам, Фудзита сенсей сам понимает в этой книге хорошо если треть, что же говорить об обычных, даже японских учениках... По его воспоминанием, учи-дэси часто спрашивали О-Сенсея, надо ли изучать синто? Он отвечал, что для изучения айкидо это совершенно необязательно. Новичок, тем более не японец, однозначно должен воспринимать поклон в сторону сёмэн (кстати, главное там не портрет, а надпись), как элемент вежливости и уважения к памяти Основателя. Захочет углубить свои знания - см. первый параграф. В России пока таких вундеркиндов нет, все будем благодарны. ))
|