О-Сенсей. Образец для подражания? Или икона для поклонов?

Автор:
Опубликовано: 4401 день назад (28 августа 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Кто с уверенностью может сказать, что сравнивает свои достижения не только с мнением сенсея, но и с видео О-Сенсея, коих есть целых 2,5 часа?
Является ли это видео ориентиром для вашего обучения?
Секреты успеха от известных людей! | Твоё отношение к Айкидо
0 # 3 ноября 2012 в 23:04 0
Оля, добрый день

Мне кажется, вы смешиваете уважение и тотемизм. Поклон - действительно аспект уважения и, конечно же, дань традиции. Кроме того, поклон в начале тренировки, который следует за маленькой медитацией - хороший способ выхода из медитаци через действие, которое уже не есть неподвижность, но всё еще к ней имеет самое непосредственное отношение через тот архитипический ряд, который в себя включает.

В тотемизме в общем-то нет ничего плохого, но тотемному животному было жить тяжко и опасно. Его, конечно, холилили, но в определенный момент убивали и съедали, причем на фоне настоящей вакханалии... Племя поедало беднягу, поносило последними словами и совокуплялось направо и налево... На утро просыпалось чувство вины и на сцену выходил вождь или шаман, дабы уладить недоразумение с горними силами...
0 # 5 ноября 2012 в 12:22 0
Так вот...создав кумир, мы неприменно свергаем его и потом замаливаем грехи. А на освободившийся пьедистал водружаем иной.

В каком-то смысле, это происходит и с АЙКИДО. И, к огромному сожалению, очень часто мы видим именно икону для поклонов, а не образец для подражания...
0 # 6 ноября 2012 в 04:36 0
Ольга:
Более того, никто из японцев тоже "не врубается" в слова О-Сенсея, не умеет "сканировать его душу". И им и нам приходится самим. Имеем право? ))

А кланяться ... для галочки плохо, искренне - тоже "не так", Вам не угодишь. Только уважая себя можно уважать других. Думаете, просто уважительных поклонов, без идеализирования или камня за пазухой, не бывает?
0 # 10 ноября 2012 в 21:30 0
Разные культуры - разные мнения. В Японии все кланяются всем.
Хотя в таких количествах они меня тоже раздражают.
И поклоны и японцы. :))
0 # 10 ноября 2012 в 22:05 0
Так давно пора! Вот вы Ольга и займетесь ))))
0 # 14 ноября 2012 в 15:12 0
Как бы в дзюдо так и случилось. Да и в каратэ лучшие уже далеко не всегда японцы. И не говорите что им это не надо, иначе бы не участвовали.

Впрочем, в пижамах удобно. Достаточно крепкие для захватов, впитывают пот и позволяют телу дышать.

Уважительный поклон вполне приемлим во всех культурах, а вот синтоистские хлопки уже отменены почти повсеместно.

"Ну не надо русскому человеку мутить себе голову японской дзен-медитацией, очищающей мисогой, космоэнергетикой... и секто-духовной просветленкой с попаданием в нирвану!!!!"
Действительно, не надо.

Русское подобие не хочется создавать пока научились не всему, пока японское сильнее. К счастью, это уже ненадолго. У японцев нет желания учить иностранцев, знания приходится вытягивать буквально клещами. И располагать их к себе поклонами, знанием языка, обычаев, их жизни.
И заодно показывать что наша жизнь не хуже. Иначе Фудзита сенсей никогда бы день своего 70-летия не провёл в Санкт-Петербурге, с женой и учениками.
0 # 16 ноября 2012 в 21:16 0
А какой смысл японцам "утаивать знания"? Подобная стратегия неминуемо приводит к деградации самой бизнес-идеи. На фоне этой стратегии вырастают ответвления (ки-айкидо, например), как оппозиция правдорубов. Снижается востребованность и, как следствие, рентабельность бизнеса. Может просто разные культурные традиции в области передачи знаний. Нет?

Кроме того, у меня возник вопрос, какие именно знания приходится "вытягивать клещами"? Речь о техниках, о выстраивании тела или о чем-то ином? Если о техниках и выстравивании тела, то чем плохо видео? Если о чем-то другом, то о чем?
0 # 17 ноября 2012 в 03:07 0
Оля, Андрей, одухотворённо. Это и называется наивное идеализирование.

Японцы отчётливо понимают, что:
1. "В семинарской системе, при обучении пару недель за пол года, никто из розовых обезьян ничему не научится, поэтому можно просто приезжать, демонстрировать качество своего айкидо, создавать иллюзию обучения и тянуть за это подарки, гонорары, оплаты экзаменов. Соревнований нет, поэтому сравнивать результаты никто не будет."

Абсолютно верно, составляет основу японской бизнес-идеи фитнесс-айкидо во всём мире. Однако находятся такие фанатичные клубы из ненормальных стран в которых ещё дерутся на улицах и в спортзалах, которые стараются искать методику, следовать ей, и серьёзно прорабатывать информацию с семинаров. Обычно они критично относятся к своим достижениям, смотрят видео, интернет, задают "неудобные" вопросы, на которые сенсеям приходится отвечать ... Видя таких, японец понимает, что:

2. "От таких важно отгородиться, т.к. плодить себе (и своим детям) конкурентов глупо.
Это надо делать официально, давая своим ученикам 1-й дан и последующие каждые 2-3 года, и маринуя гайдзинов между данами по 4-5 лет, не стесняясь при случае ещё и увеличивать этот интервал, придумав на пустом месте "неправильный" поступок и поставив его им в вину. Иногда даже можно предать анафеме, "лишить признания Хомбу додзё" (Н.Егоров, ФАР), за которое они так борятся. :)) В результате японцам тупо хватит времени жизни до 8-го дана, а иностранцам только до 6-го. И официально японцы всегда будут доминировать.
Отгораживаться также можно, закатывая глаза и покрывая простые знания пеленой таинственности японских терминов, в особо сложных случаях тщательно скрывая основу техник и прикрываясь религией."

Это тоже верно, знаю десяток сильнейших европейских мастеров, которым 7-й дан не светит никогда, ибо "провинились" (например Верона сенсей, который пытался совершить революцию в старейшем в Европе Айкикай Италии, ему не понравилось что японцы стали приезжать отдыхать в Италию семьями, дней на 10, проводя одну тренировку с утра, и требуя оплаты перелётов, проживания и гонораров). Также знаю десяток японских 7-х данов, на которые без слёз смотреть невозможно (Фудзимото, Миямото, ...). К счастью, рулят не они.

А рулят на самом деле не только из Хомбу. Основу доверия составляют (составляли) личные отношения старших учеников-иностранцев с сильнейшими мастерами, учениками О-Сенсея, живущими в Европе и Америке (Чиба сенсей, Китаура сенсей, Тамура сенсей, Ямада сенсей, Сугано сенсей, ...), и руководителями крупных школ не-Айкикай, имеющих филиалы во многих странах (Сайто сенсей, Сиода сенсей, ...). Их массовый уход из жизни или активности в айкидо, с робкими попытками продвинуть своих сыновей в качестве лидеров организаций (Сайто сенсей, Сиода сенсей, Китаура сенсей), в последние годы поставил серьёзный вопрос о доверии пожилых руководителей (обычно 6-е даны) крупных неяпонских организаций к тем "молодым" сиханам (японские 7-е даны), которых в спешном порядке пытаются направить в их страны извне, чаще всего из Хомбу додзё.
Беда в том, что руководители-иностранцы обычно банально сильнее и эрудированнее в айкидо, чем японцы. Пока это были 1-2 организации, можно было просто отказать в аттестациях и подождать пока её члены разбегутся в другие, лояльные к Хомбу и раздающие пояса. Но сейчас, когда за 2 последних года в Европе практически не осталось сиханов 8 дана, а попытки их заменить учениками второй волны (Ямасима сенсей, Хорикоси сенсей, ...) оказываются временными и не очень состоятельными, Фонд Айкикай оказался в очень сложном положении, и чтобы сохранить статус кво, "раздаёт статус представительства Хомбу додзё всем подряд" (с) С.Сугано. Надолго ли это?
0 # 19 ноября 2012 в 23:18 0
Андрей, а почему ты решил что в Ки-айкидо что-то происходит иначе?
Или там результаты ки-тестов обрели статус международных соревнований и ценятся выше данов? ))
0 # 21 ноября 2012 в 17:25 0
Точно так же, как, впрочем, и везде...

Бизес-идея ки-айкидо состоит в том, что вот у них-то не утаиваются настоящие знания. Бизнес-идея "реального айкидо" - в том, что их знания максимально приближены к реальности... В современном мире такие "промахи" японцев, как итальянские прогулки активно используются всеми, кому не лень. Мы не станем продолжать этот список... ))) Только вот ты не задумывался о том, что бы делала оппозиция, если бы вдруг не стало того, по отношению к кому она создана? Это симбиоз. Правду здесь искать не стоит.

Я, собственно про то, что или "иди и смотри", но сам, лично. Смотри своими глазами, думай своей башкой, или попадешь под влияние очередной бизнес-идеи. Да, она может быть выстроена, как оппозиция японскому "умалчиванию", но от этого не становится светом в темном царстве. У всех свои цели.
0 # 22 ноября 2012 в 12:09 0
Андрей:
"Я, собственно про то, что или "иди и смотри", но сам, лично."
Безусловно. Жаль, сразу смотреть сложно, глаза не открыты. Нужно довериться тому, кто откроет. А может и не открыть. ((

Ольга:
Хорошие знания вообще бесплатны. Это когда учителю платят за то, что научит, и планируют использовать новые навыки учеников для зарабатывания.
Или очень дороги, собственно оплата времени этого же учителя, потраченного на бестолкового тебя.

Как сказал Андрей, каждый сам выбирает, стоят ли знания того, чтобы платить. Плохо лишь, когда обещают, берут деньги, но не учат. Причём сознательно, безо всякой ответственности за результат.
0 # 22 ноября 2012 в 22:43 0
Глаза придется открывать именно самому. Это обусловленно чисто физиологически :))) Грамотный и порядочный инструктор может помочь их раскрыть, но, если он сам начинает копошиться в твоих глазницах - надо бежать без оглядки. Центр Федорова может еще спасет...)))

Ответственность за результат, с моей точки зрения, штука очень неоднозначная. Результат в чем? В поясе или в самочуствие? И результат чей? Этот результат нужен кому - ученику или инструктору? Если ученику, то кто должен за него отвечать?! Неужели я?!

На мой взгляд более, чем достаточно соблюдать условия договора. Проводить тренировки в заявленном месте в заявленное время по заявленной стоимости.

Разьве врач, который лечит дает 100% гарантии. Нет. Результат лечения - совместное творчество врача и пациента. Врач несет ответственность за свои знания и свою порядочность. Точно такое же совместное творчество мы имеем и в случае с профессорско-преподавательской деятельностью :))

Говоря об ответственности инструктора за результат мы, сами того не желая, опускаем планку до элементарного популизма. Люди любят, чтобы за них отвечали, чтобы их лечили, обучали... Как только появляется ответственность пациента или ученика, это сразу же отталкиват и наводит на мысли о компетентности преподавателя, врача, психолога... Поэтому, так и подмывает сказать, что "я отвечаю". Но, боюсь, это не совсем так.

Инструктор отвечает за соблюдения условия договора с учеником, за собственную компетентность и порядочность. Но результаты и сроки обучения - плод совместного творчества с учеником
0 # 23 ноября 2012 в 22:35 0
Нет, новичок не знает как смотреть и куда. "Правилами" легко ограничить его кругозор.

Результат в БИ, как и в медицине, понятие статистическое. 4-5 лет - первый дан, это статистика, могут быть исключения.

Ответственность врача проста и конкретна. Врач должен лечить (иметь образование, лицензию, и выполнять действия, создавать условия, способствующие излечению). Если врач не создал такие условия, то он идёт под суд и несёт административную или даже уголовную ответственность.

Ответственность преподавателя не только перед самим собой, но и транслируется, через благодарность, своему учителю и школе. По статистике работы инструктора люди судят (то же слово?) о школе в целом, о передаче в ней объявленной традиции.
Позиция "не научился - сам виноват" деструктивна, т.к. предполагается что инструктору виднее, и о возможной неудаче (пусть виноват ученик, ему не интересно, не хочет учиться и т.п.) он должен был предупредить заранее, через несколько тренировок. А раз учил, значит считал что научит (непрофессионал), или тупо разводил на деньги (мошенник).
0 # 25 ноября 2012 в 19:30 0
Мне очень нравится такое понятие, как "рабочий альянс". Это, когда врач сперва должен снискать доверие пациента, а пациент - доверие врача. Тогда пациент выполняет предписания врача, рассказывает о своих бедах и, возможно, будет положительная динамика. Если врач не доверяет пациенту (а врач - живой человек, не машина) или наоборот, то позитивной динамики будет добиться намного сложнее, если вообще возможно. Доверие - одна из составляющих успешной терапии. И одна из составляющих успешного обучения.

Обучение будет строиться на проекциях и контрпроекциях (проекция инструктора на ученика), а они могут быть конфликтными и болезненными, содержать элементы агрессии и с одной и с другой стороны. Если не наработана некая основа, которая стабилизирует фантазии и того и другого, приводит их к чему-то позитивному, то добра не будет. Именно поэтому я довольно настороженно отношусь к такому понятию, как провокация, хотя она иногда и полезна. В жизни провокация вызывает выраженный негативный перенос и работать с ним очень сложно. Зачем раскачивать лодку?

Ответственность инструктора - прежде всего ответственность за доверие. Хотя мы никого и не приручаем, но ответственность несем. Это, как клятва Гиппократа.

По поводу "не научился - сам виноват"... Знаешь, я думаю, что постановка "научился - не научился" не вполне правомочна. Еще раз повторюсь - не научился чему? С каким первоначальным запросом прихдят в БИ? Стать чемпионом, получить пояс? Кто-то гарантирует это? Очень сомневаюсь. Ни один уважающий себя адвокат не станет гарантировать, что выиграет дело и это нормально. Почему же инструктор должен и может гарантировать?

Позиция "не научился - сам виноват" - это выраженная защитная позиция. Она деструктивна прежде всего для самого инструктора, так как обесценивает тот труд, который он вложил в процесс обучения. Если в ответ на "дурак" отвечают "сам дурак" то речь совсем не о мошенничестве или некомпетентности в специальности, а о том, что с рабочим альянсом не сложилось - разговаривать не получается, получается только итожить.
0 # 29 ноября 2012 в 10:06 0
Нет не только! От инструктора тоже!Но при условии что ученик регулярно ходит на тренировки! И выполняет то что говорит и показывает инструктор!
0 # 30 ноября 2012 в 13:41 0
В практике лечения самый надёжный рабочий альянс - между доктором и пациентом под полным наркозом в операционной. Когда он не лезет со своим мнением о способах проведения операции. :))

В жизни провокация это реклама. К примеру, делают скидки на мобильный модем, и отбивают расходы на оплате трафика. Теоретически клиент может уйти, а практически этого не происходит.

Инструктор гарантирует применение максимально адекватных способов обучения, у профессионала известны сроки достижения результата. Ключ в слове "адекватных". Если японец сам не верит в обещанный иностранцам оплаченный результат (см. программу экзаменов на пояса), он мошенник.

А при "сложившемся альянсе" процесс терапии бесконечен? :))
0 # 1 декабря 2012 в 21:47 0
К сожалению, наркоз не всегда показан. Именно в этом и сложность. Часто требуется живое и активное участие другой стороны и именно на этом участии и строится работа. Другими словами, на реакциях. Отсутствие реакции то же вариант, но с ним посложнее.

При сложившемся альянсе процесс терапии не может быть бесконечным. Речь вовсе не о том, чтобы культивировать зависимость. Во всяком случае, если целенаправленно не стремиться сделать его таковым.Но со сроками всегда сложности. Сроки - аспект клиента, а не терапевта.

Если "профессионал" знает сроки и объявляет об этом клиенту - это может быть полезно, как элемент суггестии. К сожалению, не все поддаются гипнозу... )))
0 # 3 декабря 2012 в 11:35 0
Сложно у вас, в терапии ...
В айкидо проще, и с альянсом (ученики не строят иллюзий о своих навыках, хотят учиться), и с прогрессом. Думаю что могу прогнозировать вехи прогресса ученика с вероятностью порядка 95%, на 3-4 года вперёд.
0 # 4 декабря 2012 в 08:10 0
Совершенно верно, вехи прогнозировать можно при условии, что за 3-4 года он попросту не бросит. Но сможешь ли ты по датам прогнозировать то, что будет происходить с учеником после первого дана. Тот момент, когда техники станут "своими"? Пока мы изучаем базу (до первого дана) особых проблем с прогнозами нет. А что по поводу после? Когда именно эта база войдет в кровь и плоть, через какое время? Прогноз психосоматических изменений дело не из легких :)))

Мне кажется, что именно ответ на второй вопрос - это совместное творчеств в рамках того рабочего альянса, о котором я говорил. Ответ же на первый - в личной порядочности и здравом смысле.

В качестве терапевта я не практикую, но терминология и концепция мне близки
0 # 7 декабря 2012 в 11:28 0
Андрей:
Да, если не бросит. Причём по массе причин. От смены места жительства, семейного положения или работы до страха изменений в себе и своём окружении. Задача инструктора - заинтересовать ближайшими перспективами.
Первый дан - начинающий, это ещё слепой котёнок. Легко прогнозирую на 3-4 года. В случаях, если начал или не начал преподавать, прогнозы резко различаются.
Если под "альянсом" ты имеешь в виду необходимость инструктору доходчиво объяснить ученику, то это его естественная обязанность, ему за это платят. Не объяснил - ученик потерял интерес - инструктор потерял ученика. Ключевое слово "доходчиво". Если ученик не понимает ("не хочет понимать", "невнимателен", "неспособен") и т.п., то надо опустить планку, делать именно с ним более доступное и готовить к сложному. Заплатив, он же что-то хотел получить в этой группе?
До 8 дана айкидо творческим быть не может. Принципы просты и прозрачны, надо привить их ученику, пусть творит, но в их рамках.

Ольга, +1.
За исключением:
1. Инструктор должен, ибо уплачено. Цену назначает не ученик, инструктор должен принимать ответственность за эти деньги;
2. Я против слова "утрись", ИМХО это у Вас личное :)));
3. По-моему более точная фраза: "Не нравится СЕНСЕЙ, значит ЕГО БИ не для тебя..."?