О-Сенсей. Образец для подражания? Или икона для поклонов?

Автор:
Опубликовано: 4530 дней назад (28 августа 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Кто с уверенностью может сказать, что сравнивает свои достижения не только с мнением сенсея, но и с видео О-Сенсея, коих есть целых 2,5 часа?
Является ли это видео ориентиром для вашего обучения?
Секреты успеха от известных людей! | Твоё отношение к Айкидо
0 # 9 декабря 2012 в 15:21 0
Правильно ли я понимаю, что ты рассматриваешь инструктора, как носителя эталона, а задачей является трансляция этого эталона на ученика? Но эталоны меняются и оспариваются?! Не приходим ли мы в итоге именно к развитию тех принципов, которые заложены в тестах на кю: работа центром, контроль равновесия и т.д. И не стоит ли рассматривать изучаемые техники, именно, как способ развития этих принципов?

"Доходчиво" это уж очень ключевое слово. Ради именно этого слова и создавался мой любимый психоанализ. В чем эта "доходчивость" с твоей точки зрения может проявляться в области работы с телом? Ведь указать человеку на проблему и предложить "делать правильно" - путь довольно спорный. Непонимание складывается не из-за отвержения геометрии, а из-за того, что внутренние зажимы не позволяют эту геометрию реализовывать.

(КУРСИВОМ: В этом контексте, на мой взгляд, формула "делай как я" не особенно работает. По крайней мере, при малейшем изменении условий работы очень часто возникают разговоры про "техника не работает" )) Не по причине, что она не работает, а по той причине, что ее как-то модифицировать или перейти на что-то другое (с сохранением принципов )))) адепт попросту не может, ибо алгоритмизирован, а нужного алгоритма не находится. (Ведь не говорят же, что блок верхнего уровня не работает при ударе в нижний, так как вполне понятно, как сделать блок нижнего уровня в изменившейся ситуации. )

" Если ученик не понимает ("не хочет понимать", "невнимателен", "неспособен") и т.п., то надо опустить планку, делать именно с ним более доступное и готовить к сложному." Абсолютно согласен.

Под "Рабочим альянсом" я понимаю сотрудничество, которое строится на ВЗАИМНОМ доверии, которое необходимо и достаточно для проведения обучения. Со стороны инструктора необходимы: "доходчиво объяснять" плюс такт и доброжелательность; стабильность эмоциональных проявлений, как по отношению к ошибкам и успехам ученика, так и собственным.
0 # 11 декабря 2012 в 04:53 0
Ольга:
А преподаёт инструктор потому, что не может не преподавать? :)))
Вот объясните, зачем опытному, умелому человеку тратить силы и время на возню с новичками?
Помимо прочего, деньги - очень важная мера нужности преподаваемых знаний обществу, их ценности для людей. А к бесплатному относятся как к ничего не стоящему.
Айкидо - это уже практически вещь в себе. Внятных применений нет, люди занимаются ради удовольствия. И это очень важно, это лучшая мотивация, Вы так не думаете?

Андрей:
Принципы сдаются на экзаменах, они не меняются, базовая техника учит принципам, вид техник адаптируется под конкретную ситуацию.

Движение надо разложить на элементарные составляющие, захочет - сделает, или покажет себя совсем неловким, важно мнение группы.

Про блоки понял не до конца. Строго ситуативное обучение у японцев таки приводит к заполнению всех пустых мест в понимании. Другой удар - другой блок. Европейское теоретизирование и поиски философского камня тут скорее мешают, техник "от всех атак" не бывает.

Почему доверие "взаимное"? Инструктор не должен доверять ученикам, это скорее мешает. И таки преподавание - работа, он применяет известные адекватные методики и развивает правильные попытки. Хотят - учатся, нет - уходят. Удерживать порочно.
0 # 14 декабря 2012 в 06:57 0
Ольга:
Любая работа с людьми требует адекватного отношения к ним, доверие сложно завоевать и легко разрушить.
Кстати, а почему Вы плохо относитесь к проституткам? Они бывают очень разные. Вы читали "Шибуми" Треваньяна?
0 # 15 декабря 2012 в 11:55 0
Совершенно верно - "другой удар другой блок". И, опять же соглашусь, что техник от всех атак не бывает. Но, как я заметил, зачастую очень расстраиваются люди, когда столкнувшись с изменившейся атакой они не могут сделать заданную технику. Расстравиаются по-сути из-за того, что и ничего другого сделать не могут - переход на другую технику не понятен в принципе. Из-за тех телесных и психологических зажимов, о которых я робко писал.

Не совсем понял, что ты имел ввиду по поводу мнения группы.

Когда я пишу про взаимное доверия, то вовсе не имею ввиду, что ученик будет вести себя "удобно" и останется навсегда при любых обстоятельствах. Но веду речь всего лишь о естественных человеческих отношениях. Да в рамках достаточно узкого договора, но все же...
0 # 17 декабря 2012 в 22:22 0
Доверительные отношения это конечно не плохо!Лишь бы не было "панибратства"
0 # 18 декабря 2012 в 02:45 0
#122

Нет, рабочий альянс заключается во взаимном выборе живых людей, ни один из которых не может и не должен являться эталоном чего либо. Элементарное неумение инструктора общаться, страх общения, отсутствие мотивации к обучению, слабость техник или целевых установок, приводит к выраженной авторитарной позиции - своего рода защитной реакции организма на внений раздражитель. Именно тогда ученик становится "только глиной". К сожалению, горшки выходят кривые.

Авторитарная позиция может быть хороша, как аспект суггестии. Но, повторюсь, гипнозу поддаются далеко не все. И, увидев, например СЕНСЕЯ в магазине в очереди за булкой, магия развеивается. Магазинов же вокруг... Кроме того, внушать что-либо достаточно аморально. Во всяком случае, на это никто не подписывается, приходя в зал.

А почему вы считаете, что люди не должны "умничать" и задавать неудобные вопросы?! Например такие: "Андрей... и ещё вопрос. А почему вам так нравиться издеваться над моими постами, комментариями типа "Перл!!!"..." :)))
0 # 18 декабря 2012 в 06:31 0
#124
На мой взгляд, вы предъявляете довольно четкие требования к своему инструктору, как к авторитарному харизматическому лидеру. Он должен соответствовать вашим представлениям, иначе вам будет сложно у него учиться.

Точно так же и другие люди формуллируют свои требования к инструкторам. Они могут быть похожими на ваши, но могут быть и другими. В любом случае, если инструктор "не соответствует", обучение не складывается.

В общем-то это соответствие я и имел ввиду, говоря о рабочем альянсе. Если, например, я склонен к демократическому стилю управления группой, то при всем желании не смогу выстроить авторитарное управление, все равно не поверят :) И те абитуриенты, которые ищут авторитеты в их жесткой непререкаемой форме ко мне попросту не пойдут. Это нормально.

У людей могут быть мнения отличные от вашего, но это не умаляет и не принижает вас. Даже, если какие-то высказывания вас задевают
0 # 23 декабря 2012 в 03:06 0
Я думаю, что ваши идеи стоит рассматривать в историко-географическом контексте.

Возьмем бедную, забытую богом страну, где крестьяне за людей не считались, где люди жили не долго, где процветает кланово - мафиозный подход к ведению народного хозяйства и бесконечные войны. Страна, желательно теплая, чтобы можно было питаться дарами природы (японию брать не станем :))))

Вот живет себе человек, ест бананы, прикрывается фиговым листом и перспектив у него даже не ноль, а миннус один. И тут, где ни-будь на базарной площади он встречает такого же не богатого, но уже в одежде. И ест он не бананы с пальмы, а рис из плошки. И работает не на земле, а бойко машет посохом, иной раз и на большой дороге... Понятно, что если наш безработный и полуголый захочет пойти в ученики, то ни о какой демократии речи не будет. Сенсею вполне пригодится бесплатный работник, которого он постарается максимально загнобить при помощи всех доступных средств , в череде которых философия, изложенная вами (#128) играет не последнюю роль. А если вдруг ученик чему-то научится, то держать его возле Сенсея будут уже узы благодарности и веры...

Но вернемся в наше время.... Мир стал многоплановым. Один - специалист, скажем, в 1С, а другой - в айкидо, а третий - хороший сантехник... Каждый зарабатывает на хлеб вполне самостоятельно и, по большому-то счету, не особенно нуждается в ком-то конкретно из сантехников, специалистов по 1С или айкидо-гуру. Есть рынок услуг, есть конкуренция, есть деньги. Люди могут выбирать. Наверное именно возможность выбора - один из немногих плюсов современной цивилизации.

Да, есть адепты, которым близок авторитарный подход. Это нормально. Как и садо-мазо ))) Все, что нормально в паре, что не убивает и не разрушает вполне допустимо. Но это вопрос выбора, вопрос сравнения, вопрос личных предпочтений, а вовсе не откровения из каких-то скрежалий.

Демократический подход совершенно не связан с раздолбайством и попустительством. с чего вы взяли?! Речь о возможности говорить и быть услышанным. Или это чем-то плохо?
0 # 26 декабря 2012 в 09:20 0
Андрей, #129, +1 с аплодисментами.

Ольга:
Как Вы думаете, как эффективнее учиться, понимая зачем нужны конкретные упражнения? Или просто доверившись сенсею, и выполняя его указания? И почему?

Медцина. Есть пациент, надо ли ему объяснять смысл медицинских манипуляций с ним? Если он понял, поверил и старается сотрудничать с врачом, то эффект может возрасти многократно. В то же время, если он засомневался, то неверие и внутреннее сопротивление может свести результаты к нулю.

Вернёмся к БИ. Сотрудничество с сенсеем в деле своего обучения :))) может привести к иллюзии что некоторому элементу уже научился, можно прекратить его отрабатывать, хотя на самом деле устойчивого навыка ещё нет.
С другой стороны, если ученик доверился и просто повторяет, у него может возникнуть набор однобоких, несвязанных между собой навыков. И техника, копирующая сенсея, и неспособная к развитию.

ИМХО. Если не понимаешь цель движения, то повторять бесполезно. Не будешь знать когда его применить и зачем. Если понимаешь - тем более бесполезно, ибо чтобы понять что от нажатия на кнопку загорается гаснет свет, незачем нажимать её много раз. Лучшее обучение - как в институте. Лекция, лабораторная работа, и пошли дальше.
К экзаменам вспомнит и уточнит технику сам. Также, если обучение выстроено методически правильно, то при изучении сложных элементов, как их часть многократно повторяются простые. Так набирается необходимое количество повторений без тупого акцентирования на нём. И рождается своё применимое айкидо, но в рамках базовых принципов.

Вы так и не ответили, как думаете, зачем опытному человеку учить новичков? Слив не засчитан. :))
0 # 26 декабря 2012 в 19:48 0
Ольга чем делать такие "скоропалительные"выводы,приходите к нам? Увидите ВСЁ своми глазами,и тогда уже сможете делать выводы о нашем клубе!А ещё лучше примите участие в тренировке!:)
0 # 28 декабря 2012 в 10:13 0
. если не просят. то и не лезу со своими советами и методич. указаниями...!
Иногда, когда видишь, что человек очень упорно работает, старается, но делает неправильную траекторию мне становиться его жалко! Я показываю другую траекторию, объясняю почему она такая .... иногда даже заставляю повторить !!! испытывая сопротивление..!Оля Вы противоречите себе!:)
0 # 31 декабря 2012 в 11:21 0
Ольга, вы говорите загадками

Что такое "религиозно-духовная сущность"? Чему именно вы подражаете? Какие именно качества О-Сенсея вам бы хотелось приобрести?

#139
А почему надо кланятся портретам? Чем плохи треники? Что для вас "серьезность отношения к занятиям"?

И, наконец, самое таинственное -почему вы так настроены против сантехников? :)
0 # 4 января 2013 в 07:14 0
Уважение и раболепие - разные понятия, я бы сказал принципиально разные. Не уверен, что кому-либо (даже портрету) понравится, когда перед ним раболепствуют.
0 # 6 января 2013 в 18:52 0
Ольга, в чём по-Вашему польза от занятий традиционным японским боевым искусством в современной России? Зачем уметь побеждать в рукопашной схватке? Если вероятность её в реальной жизни стремительно уменьшается, практически до нуля?
Допустим, понравилось, даже очень, стала фанатом. Чем занимающаяся айкидо по вечерам массажистка лучше такого же сантехника или программиста 1С?
Далее, в айкидо, для развития универсальности техники, нужен зал, обычно со стационарным татами. Какой смысл с точки зрения общества в тёплом просторном помещении собирать компанию нищих фанатов? Гораздо проще и доходнее сделать там тёплый склад китайских товаров...
Соответственно, наши фанаты должны иметь и деньги и свободное вечернее время. Т.е. чаще всего быть работающими и одинокими. Почему так сложилось в каждом конкретном случае - отдельная тема для разговора, но нормой это пока не является, поэтому толпы фанатов не видно ...
Далее, "стабильности не бывает, бывает или прогресс или деградация" (с) Рустам Каримов, и тут я с ним полностью согласен. Чтобы избежать застоя в технике от пусть даже очень регулярного поклонения немым портретам, группе фанатов надо иметь учителя. Необходимо приглашать его из-за границы, ибо толковых в ближайшем доступе нет, им просто неоткуда тут взяться... Бюджет семинара это минимум 5000 Евро. Если группы объединяются, они могут себе это позволить, но мы уже говорим о деньгах...
Короче, пока нет очереди из восхищённых спонсоров, оплачиваемых будо-шоу или гонораров Стивена Сигала, занятия будут платными, и для инструкторов вопрос регулирования доходов и расходов будет на одном из первых мест. :((

О-Сенсей был очень талантливым в будо, но обычным человеком. Трезвый взгляд на его жизнь помимо татами, не впечатляет. У него был ряд очень спорных решений, последствия некоторых из них отражаются на мировом айкидо до сих пор.
0 # 10 января 2013 в 18:58 0
Оля, ещё 8 лет назад я с пеной у рта отстаивал перед Бакас сенсеем аналогичную Вашей точку зрения. Но с тех пор она изменилась.
Вы как аспирант или доцент, посвятивший науке свою жизнь, считаете что она и есть самое важное и интересное в мире. Но представьте, стали Вы зав.кафедрой, и вдруг обнаружили что технологии давно ушли вперёд, и Ваша наука практически людям не нужна. Вы выискиваете гранты и пытаетесь продать навыки подороже, но остальные учёные только посмеиваются над Вами и предлагают современные универсальные решения.
Оль, сейчас время кевларовых жилетов и короткоствольных бесшумных пулемётов, а не ногодрыжения и рукомашения.
"А по моей логике, чтобы платить за занятия будо, приходится заниматься детским массажем..."
Массажем Вы занимаетесь в первую очередь для того, чтобы жить. Есть, покупать одежду, платить за квартиру и т.п. Остаётся немного времени и денег - можно подумать куда их потратить С ЦЕЛЬЮ.
Если цель лежит в области БИ, то можно и туда. Но внятных целей своих занятий Вы не высказываете. Студент может терпеть что угодно, если знает, что его научат не абстрактному "айкидо", без проверок и соревнований, которое ему будет никогда не применить, а научат решать конкретные задачи (например, инженерные), принося пользу обществу и ему лично. Если обретённые им знания никому кроме него не нужны, то пришло время не верить и платить, а задуматься о своих мотивах занятий.
"И допустим у него не осталось бы ни одного Ученика, он бы просто ждал когда тот появиться и выбрал бы только достойного."
А если не появится? Раньше появлялись, умея драться можно было окучивать прохожих на большой дороге. А сейчас? Навык драки важен разве что пацанам во дворе. Потому и проходят дзюдо в японских школах, и айкидо в колледжах, вместо физкультуры.
"Если хотите ч-л. научиться нужно отстраниться от себя и именно раболепствовать."
Ничего подобного. Надо сравнить новое с уже знакомым и отбросить менее эффективное.

Андрей:
Уважение стоит на одной планке с лояльностью и благодарностью. Пока Оля не обрела свои собственные системные знания, отделённые и не зависящие от сенсея, для неё эти слова - пустой звук.
0 # 13 января 2013 в 02:35 0
Ольга

"Если хотите ч-л. научиться нужно отстраниться от себя и именно раболепствовать."

Отстраниться от себя, как я понимаю это о том, чтобы не вносить эмоционального содержания в момент действия. Действительно - это очень важно. Но опять же не вполне понимаю, причем тут раболепствование? Это ведь такая яркая эмоция, которая пронизывает буквально всё. Фантазии, которые вы описываете очень вам помогут на начальных этапах обучения, но естественная их эволюция - кризис доверия. Если вы через него пройдете, то и появится то самое уважение, которое стоит на одной планке с лояльностью и благодарностью.

#149
Про портрет вы загнули :) А относительно всего остального - практически со всем согласен. Действительно, айкидо - прекрасное средство, чтобы оживить тело и укрепить дух, вернуть и тому и другому природные начала.

Георгий
На мой взгляд, Ольга описывает один из вариантов вхождения в БИ. Действительно, по-началу многие ученики склонны мистифицировать то, чем они занимаются и приписывать своему инструктору черты мага и чародея. Это нормально. При наличее того самого рабочего альянса (:)))) инструктор сможет помочь пройти ученику через кризис доверия, который неминуемо возникнет и обрести собственную самоидентичность.
0 # 15 января 2013 в 07:50 0
Ну да, совершенно согласен. Процесс обучения действительно взаимный. Инструктор учится у учеников, ученики у инструктора. Вот поэтому-то и не стоит ученику считать себя "прахом у ног всемогущего" . Более чем достаточно корректности и внимательности.
0 # 20 января 2013 в 13:25 0
По тем же самым причинам, инструктору не стоит задирать нос. Но к смирению, а тем более в вашем контексте, это не имеет никакого отношения. Может быть вы имеете ввиду, что относится стоит не "смиренно", а спокойно?
0 # 20 января 2013 в 14:43 0
По поводу поклонов и японских слов - на мой взгляд это дань традиции. :)
0 # 23 января 2013 в 02:28 0
Графомания - одна из самых утомительных девиаций! :))

Ольга:
Айкидо ПОКА завязано на прямых учеников О-Сенсея, естественно японцев, и преподаётся с учётом последующего участия в их семинарах. Япония - не бедная страна (была?), у них нет жёсткой необходимости ездить по миру и зарабатывать деньги тренировками на краю света. И чтобы им было удобно и приятно, тренировки проводятся в привычном для них формате. Стараясь сохранить приемлимое, и отказываясь от недопустимого в рамках местной культуры.

Итак:
1.На коленях сидеть удобно. В этом нет ничего от европейского "на колени" с желанием унизить.
2. Поклон тоже есть у всех народов. Уважительный взаимный японский поклон у них заменяет наше рукопожатие. Поклон фотографии - дань уважения и признания заслуги Основателя, сумевшего открыть айкидо.
3. Пижама - удобная плотная хлопковая одежда для борьбы. За футболку не схватишь.
4. Хакама улучшает и подчёркивает положение бёдер, у инструктора она отвлекает учеников от стоп и демонстрирует главное - направление вращения тела. Впрочем, многие не носят, в том числе и в Японии.

А есть большой набор японских традиций, от которых отказались за границей. К примеру, это практика кототама, мисоги, тоси коси кэйко ...
Совершенно обычное для японцев упражнение, именуемое у нас "обратное дыхание", вызывает у Вас серьёзное отторжение только потому, что Ваши инструкторы его не знают...

Да проще, как Вы можете говорить что серьёзно занимаетесь айкидо, если не знаете японский язык? Как можно учиться по кривым переводам издательства София и измышлениям инструкторов, никогда не учившихся долго у носителей реального знания? Может пора на курсы японского, Ольга?

Самоидентичность и амбиции - не одно и то же. Впрочем, и амбиции бывают здоровыми.

"Я же, в ваших глазах, обдолбанная Сенсеем крайняя фанатичка- сектантка- экстремистка...да еще и с садо-мазо уклоном..."
В моих глазах совсем не "крайняя", а обычная, таких много в российском айкидо. "Экстремистка" - думаю нет, Вы себе льстите. Ваше трогательное отрицание укладов общества, в котором Вы живёте, выдаёт зашкаливающие амбиции, но никак не экстремизм.
"С садо-мазо уклоном" - однозначно. Впрочем, таких тоже много именно в айкидо. Чисто полигон для нечистоплотных инструкторов с замашками местечкового диктатора.

".. у Ученика нет места в "стакане", если он не откажется от своих взглядов и мнений.."
Точно, нет. Можно и освободить место, но прежде чем наливать, надо убедиться что новое будет лучше и чище. А то, если каждый будет наливать что захочет, то так и останешься у пустого разбитого корыта.
Кстати, "самоидентификация" по Андрею - это тот самый Ваш "стакан", в который наливают знания ученику. Нужен он или нет? Или может быть нужно 2 стакана? :))

"А практика БИ - это абсолютно НОВОЕ, взрывающее мозг знание..."
Да? С чего бы? Обычное, последовательное обучение знаниям, дающим навыки, впоследствии умение, и наконец мастерство.