Об особенностях посещения национальных семинаров

Автор:
Опубликовано: 4541 день назад (29 июня 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Надежда Мамиркина делится личными впечатлениями полученными от посещения семинаров.

Семинар - это идеальная возможность, узнать что-то новое, увидеть уже известное в новом свете. Каждый, кто когда-либо посещал семинары по боевым искусствам, ставил перед собой определённую цель.

Первый раз, принимая участие, я шла на семинар с надеждой получить ответы на ряд вопросов, а самое главное получить толчок для нового развития (хоть и терзали меня смутные сомнения, что толчка маловато будет, как говорится: «Ёж - птица гордая, пока не пнёшь, не полетит»). Проблема состояла в том, что уже месяц я топталась на одном месте, не видя ошибок в собственной технике, не замечая нюансов в приёмах. Если вам кажется, что ваша техника не имеет ошибок, стоит задуматься о том, что вы себя со стороны не видите, а мастеров лучше вас в мире полно. Так не заметно и не навязчиво приходим к логическому заключению, что ошибок в исполнении уйма, вы просто их не понимаете. А страшнее всего, когда понимая это, всё равно ошибок не видно. Вот именно в таких случаях, нет лучше мероприятия, чем семинар. Иногда та же информация сказанная другими словами открывает глаза на всё.

Семинар – особое событие в жизни учащегося, настоящий праздник, соответственно и идти на него надо как на праздник, аккуратно и нарядно одетыми. Первая тренировка начиналась в 7:30. Не знаю кому как, а мне было приятно идти на утреннее занятие в родной зал, удобно, когда всё в зале знаешь. По дороге вычисляла, кто из прохожих участвует в семинаре, это было легко по внешним признакам в виде больших сумок, чехлов с тренировочным оружием, так же выдавало общее направление движения.

Пришла, успела переодеться до начала занятия. Порадовало присутствие многих моих одногруппников. Старшие утешали, что на первой тренировке не дадут что-то сложное. Оглядываясь по сторонам, становилось не по себе, вокруг были люди с чёрными поясами приблизительно половина от общей массы, остальные — коричневые, чуть больше, и белые, чуть меньше. Я была в меньшинстве. Утешением служило то, что и ожидают от белопоясных меньше, а значит и ошибки, и возможную бестактность, спишут на неопытность. Бестактности допускать ужасно не хотелось, хотелось оказать радушный и уважительный приём, возможно, тогда они ещё приедут. Помнится, как на прошлых семинарах вроде бы взрослые люди допускали ужасные ошибки:

№1. На всю жизнь запомнила, как к нам приезжал Накадзава-сенсей - невероятный человек, очень энергичный, очень радостный, любящий своё дело мастер. Всё бы было хорошо, если бы не опозорились во время поклона. Ну, вот как можно поднять свою, явно дурную, голову раньше учителя, к тому же он значительно старше всех присутствующих! А ведь Накадзава-сенсей выразил своё уважение долгим поклоном!

№2. А когда приезжал Иноуэ-сенсей, с поклоном уже не справились, но учудили еще похлеще. Представьте себе: мастер величайшего уровня, 9-й дан дальше просто не куда, ходит во время семинара и расставляет тапочки в правильном положении одни рядом с другими пятками к татами, и так несколько рядов. Стыдно было за семинаристов. Зрелище жуткое!

После этого напрашивается вывод, что инструктаж групп перед семинаром просто не обходим, а также мы так и не научились принимать иностранных гостей с должным уважением и обходительностью. Интересно, есть ли книга или сборник нечто вроде: «10 правил радушного приёма», «Как вести себя на семинаре», «100 недопустимых грубостей», «Как сделать, так что бы японцы возвращались…», «Поведение на семинаре для чайников»? Книги с подобной тематикой, лишними не будут.

По этому, я решила, что голову поднимать лучше последней, обувь ставить правильно, выглядеть опрятно и безукоризненно, вести себя максимально воспитано хотя бы в славянской традиции: когда говорят - молчи, указывают недостаток - исправляй, пока показывают как делать правильно - запоминай.

В зал вошла японская делегация из трёх человек в сопровождении Андрея Владимировича Бережного (именно он являлся организатором), пронёсся лёгкий шепот.
Айкидо в быту | Такой вот вопрос...
0 # 6 сентября 2012 в 06:41 0
Тренировка началась как обычно, поздоровались с Шоменом, поздоровались с Андо- сенсеем, он представился, выразил благодарность за приглашение (так он делал каждый следующий день семинара), после сообщил, что разминку проведёт его учидеши - Акиро Мицукаши-сенсей. Разминка как разминка всё те же части тела разминаем, по сути, так же как и обычно: Мицукаши-сенсей давал счёт ( “ich! ni!”), мы соответственно продолжали (“san! shi!”) и так до восьми. На протяжении всей разминки считали по очереди. После нашего первого ответа Мицукаши чуть со счёта не сбился, у Андо-сенсея на долю секунды изменилось выражения лица, переводчик чуть улыбнулся. Дальше веселее, после хоку укеми японцы начали краснеть, старались смотреть на пол и как я подозреваю, изо всех сил старались не смеяться. Думаю, такое пагубное влияние, оказало на них наше, волшебное, произношение японских слов. На следующей тренировке эффект нашего японского был утрачен.

Потом были базовые движения, здесь Андо-сенсей часто нас останавливал, показывал, исправлял, говорил, что плечи опустить надо, показывал пример правильного камае на учидеши, после ставил его не правильно, проверял стойкость, доказывая нам, что так стоять не разумно. Все смотрели, исправляли себя, старались. Андо-сенсей был недоволен общей сутулостью, вечно поднятые плечи и кривые опорные ноги портили картину идеального камаэ, дальше были замечены нарушители которые слишком плотно прижимали руки к телу прямо таки скукоживаясь или наоборот, слишком высоко поднятые плечи, по отношению к телу, создавали угол в 90 или более. Из всех замечаний стало ясно, что главное в положении камаэ избавиться от лишнего напряжения, не сжиматься, в таком положении ничего не выйдет, тело должно быть устойчивым. Дальше прошли все базовые движения, перешли к приёмам.

Людей было много. По этому для того, что бы сделать приём хиджиате кокьюнаге не достаточно было падать от центра на периферию, посмотрев на царящий вокруг хаос Андо-сенсей распорядился встать в колонны и всем бросать уке в одном направлении. Страшно, необычно работать с незнакомыми уке и очень стыдно если, что-то не выходит, а в моей колоне были чёрные пояса, не хотелось, что бы из-за моей неопытности не успели поработать другие люди. Приятно, девушки с чёрными поясами тоже были.

Не смотря на меры предосторожности, без травм не обошлось – обмороки, сломанные пальцы, ушибы. Я же обошлась лёгким ранением в стопу от чужого длинного ножного ногтя: «Товарищи стригите ногти и на ногах тоже, не стоит ждать пока они начнут стучать по полу, врезаться в татами, а на холодец они и так не годятся».

Весьма досадно об этом говорить, но на первой тренировке я увидела, что далеко не у всех мозг руководит телом (может это из-за волнения?). Но даже волнение не оправдывает достаточно взрослых людей, которые не заботятся о сохранности своих и чужих уке, которые не смотрят куда кидают партнёра, которые не обращали внимания на то, что творилось вокруг. Общая невнимательность и безответственность послужила почвой для травм.

Тем не менее работа шла, нам показывали другие приёмы, объясняли основные ошибки, просили больше уделять внимания базовой технике. Закончили тренировку тоже базовыми движениями ( куда же без них? ).

Особенностью вечерней тренировки стала аттестация. Андо-сенсей и Мицукаши-сенсей принимали аттестацию. Вышли весьма серьезно в очках, с папочками и ручками, Мицукаши-сенсей командовал, Андо внимательно смотрел. Во время просмотра техники дежурное выражение на лице Андо-сенсея можно увидеть на фото. Конечно, ему виднее кому и что присваивать, но взглянем на фотографию! Теперь мы знаем, как прошла аттестация!

Впервые увидев, как ассистирует Мицукаши Андо-сенсею - его страховки, гримасы боли на лице от малейшего прикосновения мастера казались мне наигранными. С уверенностью можно предположить, что Андо-сенсей делает приёмы на много лучше тех, кого мне доводилось видеть. Тут остаётся лишь сочувствовать Акиро Мицукаши-сенсею если он не успеет уйти в страховку заранее либо предугадать движения.
0 # 14 января 2013 в 03:20 0
Мицукаши-сенсей летал аки бабочка - легко и не принуждённо, безупречно исполнял страховки, опять вскакивал на ноги, готов исполнять дальнейшие указания своего учителя. Всё-таки очень важна слаженная работа партнёров для показания хорошей техники. Хотя для мастера нет разницы, с кем работать вне зависимости от уке он сможет исполнить приём правильно. Андо-сенсей с той же непринуждённостью бросал и других уке, тех участников которые просили показать ту или иную часть приёма, а как известно лучше всего понимаешь приём когда работаешь уке, ой как же корчило и корёжило их и в страховку они почти так де быстро как и Муцукаши сенсей, но вставали не так бойко. В такие моменты Андо сенсей улыбался, я думаю, у них изначально не было шансов на сопротивление, если такое и планировалось.

Второй и третий день проходил в другом зале. Зал оказался в здании школы в полуподвальном помещении с окнами во двор. Что бы заглянуть в окна или их открыть смельчаки лезли на длинную-длинную лестницу. Зал был любезно предоставлен представителями Айкикая.

Второй и третий день семинара проходили в особой дружеской обстановке, наверное, потому что все уже к друг другу попривыкли, “притёрлись”. Говорят, что с мыслью надо переспать, и это правильно, ведь после смены суток отношения стали теплее, словно появилась новая группа и впечатления за эти два дня – общие.

Как-то, ожидая открытия зала, собрались уже все участники семинара, а времени до начала тренировки всё меньше и меньше. А ключ не известно у кого! В итоге мы дождались до того, что пришли японцы, а возле помещения - толпа стоит. Удивились обе стороны, о чём думали японцы понятия не имею, но лично я впервые увидела их так сказать в штатском/гражданском. Могу сказать, что выглядели они мило и как оказалось на самом деле все носят очки. Когда неприятную заминку было ликвидировано, жизнь наладилась и пошла своим чередом.

Во время тренировок загадочным образом практически все представители нашей группы стеклись в левый от Шомена угол и образовали отдельную колонну. Приходило время отрабатывать попарно, все работали с уже знакомыми уке. Я на протяжении семинара работала с Наташей, мы почти одного роста и почти одной комплекции, при этом достаточно давно знакомы, да и вместе работали не в первый раз. Тут нас заметил наш сенсей и забрал Наташу работать с ним, аргументируя это тем, что вместе мы и на обычных тренировках постоять можем. Семинар на то и есть, что бы с незнакомыми уке работать, развиваться. Помучались мы так отработку одного приёма и боком по чуть-чуть удрали в знакомый левый угол. Опять работать вместе, тщательно проверяя как далеко наш сенсей, не смотрит ли он на нас. Валерий Георгиевич был прав, но в тот момент работать с мало знакомым уке было очень не комфортно, хотя и правильно во всех отношениях.

Ещё в первый день стало понятно, что основной упор и больше всего внимания получают владельцы чёрных поясов. Потом согласно субординации коричневые и только следующие белые. Безусловно, всё логично и правильно ведь в дальнейшем чёрные будут обучать остальных, менять программу тренировок в группах как не крути, несут информацию в массы. Коричневые будут помогать чёрным, их техника не менее важна. Нас “белых”, если что, поправят коричневые, а что не понятно, то потом чёрные объяснят. Но очень уж хотелось, что бы и на нас обратили внимание, сказали, что не так. Я понимала - это произойдёт когда наше исполнение будет бросаться в глаза, а бросаться в глаза может либо действительно хорошее, либо - откровенно плохое. По этому я старалась делать всё качественно, максимально правильно. Вот так стараясь на базовых движениях (хирики но йосеи ни) мимо проходил Андо-сенсей, на секунду остановился , поправил молча положение моей руки и пошел просматривать остальных. Мелькнула мысль о том, что руку больше мыть не надо. Ещё один раз меня поправил Мицукаши- сенсей, но тогда я работала уке (шихонаге), Мицукаши подошёл посмотрел, сначала пытался на английском объяснить, что у меня не так, до меня не дошло, тогда он показал, я попыталась исправить,
0 # 17 мая 2013 в 16:06 0
он задумался, после чего поправил меня вручную, я это зафиксировала, благо гибкость позволяла. Признаюсь, в столь не удобном положении я ещё не стояла. А с какой стати уке во время приёма должно быть удобно? Зато после поправки я с лёгкостью сделала страховку. С того момента Мицукаши-сенсей стал чаще проверять нашу колону, в левом углу.

Правильно поставленный образ иногда лучше объясняет суть ошибок чем постоянное устное повторение того как это должно быть. Навсегда запомнился момент, когда Андо- сенсей объяснял приём котегаеши, ту часть, когда надо провести уке за собой. Он уже несколько раз объяснял, что не следует сразу захватывать кисть уке и тащить его силой лишь одной руки, но так как ошибка в общей массе всё равно повторялась. Андо-сенсей объяснил ситуацию образно. Представим, что вам нужно увести за собой девушку, и жестом попросил Мицукаши-сенсея изобразить. Он изобразил Андо-сенсей начал тащить его за руку, так как это ошибочно делаем мы, Мицукаши не двигается, тогда Андо заметил, что «девушка» у нас попалась упрямая. Начал тащить «девушку» за собой повернувшись к ней лицом - «она» стоит, он тащит сильнее - всё равно стоит, ещё сильнее тащит, начала терять стойкость, сделав шаг в нужную сторону, дальше буквально виснет на «её» руке, очень напоминало как рыбаки тянут на верёвке лодку, эффект нулевой. После и так, и сяк, а по сути - никак, цель не достигнута, тогда Андо взял за руку развернулся в нужную сторону и просто пошел держа руку на уровне своего бедра, при этом немного понизившись от своего первоначального положения…. Сказать, что псевдо девушка пошла, это ничего не сказать. Она буквально побежала за сенсеем. Сенсей заключил, если вести её так, то она вам не откажет, просто не сможет отказать.

Редко на каком семинаре изначально запланирована работа с оружием, нас же сразу предупредили, что в данном случае с оружием работать будем обязательно. Но когда прозвучало сообщение, что последние две тренировки пройдут не только с использованием бокенов, но и дзё понадобится, появился вопрос «Где это дзё добыть за два с половиной часа???». Громко обсуждая проблему добрые люди подсказали нету дзё купите палки для хоз-инвентаря. Как говорится «Арфы нет. Возьмите бубен!». Покупка палок для швабры прошла успешно. Теперь мы именовали эти палки гордо – дзё! На семинаре я впервые увидела кату с дзё на 32 движения. В дальнейшем, эта ката перешла на наши тренировки. Семинары - это хорошо, после них всегда появляется что-то новое на тренировках, а ведь приятно когда изменения к лучшему.

Фото-сессия, это отдельный без ущербный способ получить подтверждение собственного присутствия на семинаре. Наблюдая и принимая участие в данном процессе я поражалась непринуждённости и выдержке Цунео Андо-сенсея. Он сидел неподвижно всё время, и казалось что даже не моргал, в то время как люди рядом с ним менялись, получив столь желанную возможность сфотографироваться с сенсеем. Последний день был насыщен вспышками от фотоаппаратов, каждому хотелось сохранить приятные воспоминания.

Самым сложным было уходить. Закончилась последняя тренировка, а так хочется что бы: праздник длился вечно, новая группа не распадалась и ставшие своими японцы не уезжали. Теперь с нетерпение жду нового семинара с Андо-сеснсеем. Надеюсь, когда мы вновь соберёмся на семинаре, моя техника станет намного лучше.

(с) Надежда Мамиркина, 2008.