Дзёдо
Cамая старая из школ владения короткой палкой (дзё) Синдо Мусо Рю является настоящей грозой фехтовальщиков. Техника ДЗЁДО вместила в себя правила ведения боя с помощью палки, размеры которой были не совсем обычны в то время. Применявшийся в то время шест “рокусяку бо” был укорочен и сделан тоньше, из-за чего приобрел большую подвижность. Удар такой палкой очень опасен, так как, изготовленная из дуба очень насыщенного водой, она способна сломать даже клинок меча пополам.
Создателем школы Синто Мусорю дзёдо был Мусо Гонносукэ. Обучавшийся многим стилям он участвовал в различных поединках по всей Японии и никогда не проигрывал, пока не встретил Миямото Мусаси знаменитого мастера меча и автора известной книги “Пять Колец”. Встретив великого мастера, Гонносукэ, вооруженный шестом, вызвал его на поединок и, как бы то ни было, проиграл его. Огорченный, он ушел к Хомангу (часть Храма Камадо Синто). В течение 37 дней он медитировал и выполнял строгие обряды. И однажды ночью, когда он вопрошал перед алтарем, у него было божественное видение. Последствиями этого случая были долгие размышления и создание особой техники. Гонносукэ уменьшил шест приблизительно до четырех сяку, двух сунов и одного бу в длину (128 cm.). Он был длиннее, чем стандартный тачи (длинный меч того периода), но короче чем длинный рокусяку бо.
Техники дзёдо многочисленны и так же разделены на разделы, изучение каждого из которых возможно только после освоения предыдущего. Они очень разнообразны и служат для защиты от нападения с одним мечом, длинным или коротким, или с двумя мечами. В дзёдо, так же как и в кэндо, наряду с базовой техникой (“кихон”), которая отрабатывается в одиночку, много парных упражнений. Они направлены на то, чтобы вырастить в ученике стойкость и мужество перед лицом реальной опасности, коей является меч, воспитать в нём хорошие манеры и научить его сдерживанию нападения, а не способу убийства. Дзёдо, так же как и иаидо, является оборонительным искусством. Дзёдо не ставит во главу угла атаку, а считает необходимым действовать в зависимости от атаки противника, контролируя ситуацию. Его ведущий моральный принцип: “Не нанося ран противнику, проучить его и предостеречь”. Обучение - это еще кое-что помимо палки. Как говориться в старинном стихотворении: “Усиро ни саки дэ”, т.е. большинство ката начинаются “после”, как ответное действие на атаку противника.
|