Оружие самураев

Автор:
Опубликовано: 4588 дней назад (23 февраля 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
http://ru.wikipedia.org/wiki/Японский_меч
http://www.abitura.com/abstracts/katana1.html
http://www.abitura.com/not_only/hystorical_physics/ka..
http://bladeist.ru/page-id-47.html

Одним из древнейших видов оружия были лук и истрелы. Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300–350 м!) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику.

Стрелы для юми использовались разные, в зависимости от назначения. Для каждого случая (боевая стрельба по противнику, охота, соревнования, передача сигналов или сообщений) воин мог выбрать специальную, предназначенную именно для этого случая стрелу. На тренировочных стрелах крепились наконечники из рога, кости или даже бамбука. Наконечники боевых стрел были металлическими. У хорошего воина в колчане обязательно были стрела со свистящим наконечником, которая оповещала о начале сражения, и стрела с именем владельца, которая выпускалась по особенно важной мишени. По такой фамильной стреле потом легко можно было найти победителя. При необходимости использовались и стрелы с легковоспламеняющимися наконечниками.

Колчанов существовало несколько вариантов. Состоятельные воины носили два: один маленький, из ивовых ветвей — на боку, а второй — большой, тоже из ивы или из бамбука — на спине. Часто их еще обшивали снаружи мехом и украшали гербами или орнаментом.

Помимо лука и стрел воины были вооружены еще копьями (короткими и длинными), которые назывались яри. Мастерство владения копьем ценилось так же высоко, как и владение луком или мечом. Древки для яри делали из специально отобранной древесины. Наконечники на копьях могли быть с обеих сторон, а иногда главное острие делалось с двумя и даже тремя лезвиями, крючьями или дополнялось выскакивающими иглами, часто отравленными. Излюбленным оружием воинов-монахов была нагината — особого рода алебарда, которой они также владели с удивительным мастерством. Пользовались самураи и кистенями — тигирики, и железными дубинками — дзиттэ, и некоторыми другими видами оружия. Особняком в этом ряду стоят ружья, появившиеся впервые в середине ХVI в.

Наибольшей ценностью для самурая был меч - и как вооружение профессионального воина, разящее врага и защищающее одновременно жизнь его обладателя, и как символ сословия воинов, эмблема доблести, чести, могущества и храбрости, неоднократно воспетый в легендах, рассказах, песнях и стихах.

С глубокой древности меч рассматривался японцами как священное оружие - подарок "солнечной богини" своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места; приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы.

В литературных источниках упоминается, что в VIII в. священники синто сами принимали участие в производстве мечей - занимались их чисткой и полировкой.
почему у айкидистов проблемы с самокритикой? | Травмы и лечение.
0 # 26 февраля 2012 в 17:56 0
Древний японский меч (цуруги, или кэн), находимый часто при археологических раскопках в дольменах и гробницах среди другого сопроводительного похоронного инвентаря, напоминал старинные китайские обоюдоострые мечи. Для него была характерна прямая форма лезвия и двусторонняя заточка. Такой меч воины носили на спине (наискось), а когда его нужно было пустить в ход, брались за рукоять обеими руками. Впоследствии клинок стали затачивать с одной стороны. Приблизительно к VII в. была создана новая форма меча с легким изгибом на спинке лезвия. Мечи такого вида позднее получила название "нихонто" - "японский меч" и дошли до нашего времени, не изменив формы, которая считалась идеальной и характерной только для мечей Японии.

Японский меч изготовлялся всегда людьми, принадлежавшими к господствующему классу, и был в феодальное время выражением во всех отношениях привилегией этого класса. Ковали мечи обычно родственники самураев или придворных.

С началом междоусобиц спрос на мечи резко возрос; могущественные феодалы начали покровительствовать знаменитым оружейникам.

Ковке мечей придали вид богослужебной церемонии, при которой производился ряд сложных действий религиозного характера. Они должны были оградить меч и соответственно его будущего владельца от сил зла.

Прежде чем японский кузнец (катана-кадзи) приступал к делу, он совершал ритуальный акт очищения своего тела. Перед алтарём, который в каждой кузнице имел своё постоянное место, кузнец морально готовил себя к предстоящей работе, чтобы гарантировать успех предприятия. В соответственные моменты изготовления меча он облачался в парадную одежду - кугэ, а сама мастерская после тщательной уборки обвешивалась симэ - ритуальными украшениями, сплетёнными из рисовой соломы. Пучки симэ являлись атрибутом синтоистских храмов и символизировали собой чистоту и безопасность.

Сложна была технология производства мечей. Оружейную сталь для них получали путём выплавки металла из магнитного железняка и железистых песков. Собственно клинок формировался из многих слоёв железных полос с разным содержанием углерода, сваренных между собой в процессе плавления и ковки.

В результате проковки, вытягивания, многократного складывания и новой проковки полос металла образовывался тонкий брус, состоящий из огромного числа прочно соединённых тончайших слоёв разноуглеродной стали. Некоторые мастера самурайских мечей средневековья тратили на изготовление одного меча по нескольку лет, накладывая один слой на другой.

Низкоуглеродистый металл, соединённый с высокоуглеродистым, приобретал значительную твёрдость и в то же время вязкость. В дальнейшем клинок шлифовался на нескольких грубых и тонких шлифовальных камнях и подвергался закалке.

Подобные клинки не уступали по прочности дамасским и считались лучшими на всём Дальнем Востоке.

0 # 1 марта 2012 в 22:17 0
С конца XVII в. для изготовления мечей кузнецы стали употреблять металл, привозимый в Японию из Европы. Этот материал японцы называли "намбантэцу", т.е. "привозной металл" или "металл южных варваров" (так как корабли португальцев приходили в Японию с юга).

Режущие качества клинка и твёрдость руки самурая проверяли обычно на трупах убитых в бою противников или трупах преступников. Хорошим мечом самурай мог перерубить три положенных один на другой трупа. В поединках и на войне буси старались ударить мечом так, чтобы разрубить тело врага от плеча до пояса или от плеча до сердца.

На многие мечи мастера ковки наносили символические рисунки, имевшие смысл магических формул. Назначением этих рисунков было отгонять всё злое и призывать благо, поставить хозяина меча под влияние благих сил и избавить его от воздействия дурных. Первостепенную роль играли изображения небесных светил, способных оказать в соответствии с воззрениями китайской мифологии влияние на земную жизнь людей.

В период господства Сёгунов Асикага утвердилась традиция ношения воинами двух мечей, которые стали общей привилегией самурайства. К этому времени мечи стали принадлежностью не только военного костюма и снаряжения, но и гражданского платья буси и носились всем сословием самураев, начиная от рядового дружинника и кончая сёгуном.

У каждого из этих предметов было свое специальное предназначение. Дайто или катана были основным боевым оружием, вакидзаси был удобен для отрезания головы поверженного противника или — при противоположном исходе дела — для сэппуку. Кодзука (когатана), который, как и когай, вставлялся в ножны дайто или эфес, использовался в походной жизни как обычный хозяйственный нож или, в крайнем случае, как метательное оружие. Когай применялся при еде, а также для выцарапывания иероглифов, подтягивания конской упряжи и был полезен даже как шпилька для волос. Его же втыкали в голову убитого врага, чтобы после боя можно было определить, от чьей руки он пал, или укрепляли им эту голову на поясе победителя.

Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Кроме них никто не имел права на ношение дайсё, и этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Соответственным было и отношение воинов к дайсё. Самураи самым тщательнейшим образом следили за состоянием своего оружия и никогда не разлучались с ним.

Первоначально второй меч считался запасным, но потом это положение утвердилось как обычай двумечия. Оба меча назывались "дайсё-но косимоно", т.е. "большой и малый мечи", носимые (заткнутыми) за поясом (сокр. - дайсё) Дайсё имела две разновидности: для доспехов и для повседневной одежды.Большим мечом (катана, или дайто) считался тот, который был длиннее двух сяку (длиной 1,0–1,5 м), он носился в специальных ножнах на левом боку, малым (вакидзаси, или сёто) - короче двух сяку (длиной до 60 см), он просто затыкался за пояс. Длинный меч предназначался для ведения боевых действий, короткий - для отрезания голов убитых и харакири. Кроме двух мечей, самураи носили иногда и третий – танто - короткий кинжал, по форме повторяющий катана или вакидзаси. Воин, готовясь к боевым действиям, запасался обычно еще ножами кодзука (или когатана) и когай. Если ношение большого меча катана, разрешалось только войнам самураям и аристократам, то вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.
0 # 7 марта 2012 в 02:11 0
Боевые мечи самураев времён феодальных войн (XII - XVII вв.) были просты в исполнении, их носили обычно в деревянных ножнах (сая). Оба меча, как правило, делались в паре одним мастером-оружейником. К вспомогательным инструментам, вставляемым в ножны мечей, относились: маленький нож - кодзука (такое название этот нож получил по названию украшенной части грифа - художественного произведения, искусно выполняемого мастером), или когатана и когай. Кодзука употреблялся самураями в походной жизни для подсобных целей. Иногда его использовали как метательный нож. Применение когая было более широким. Он мог служить как хаси при еде, как принадлежность письма в старину (для выцарапывания иероглифов), как орудие для подтягивания конской упряжи и т.п., в качестве шпильки для волос или ложечки для чистки уха; на поле сражения когай оставляли воткнутым в тело или голову убитого противника с целью установления затем имени победителя, когай использовался также для того, чтобы укрепить голову убитого врага на поясе.

Существенной деталью военного меча являлась круглая гарда (цуба), защищавшая кисть руки. Со временем цубы и украшения меча (эфесы - цука, головка рукоятки - футигасира, мэнуки и т.д.) стали изготовляться особыми мастерами-оружейниками и превратились в настоящее произведения искусства, собираемые коллекционерами многих стран.

Длина лезвий самурайских мечей не была стандартной, она колебалась довольно значительно (от 63 до 80 см.). Борьба самураев, особенно на начальной стадии феодальной децентрализации, не была ещё единой битвой войска, а становилась чаще схваткой одиночек, поэтому каждый самурай заказывал себе то оружие, которое было для него удобным и отвечало его вкусам, вносил в исполнение меча свои собственные идеи.

В начале XVII в., после прекращения междоусобных войн и объединения страны под властью Токугава, в производстве мечей происходят значительные изменения. Этот вид оружия практически уже не применяется и становится лишь символом сословия воинов. Появляются "новые мечи" (синто) в противоположность "старым мечам", отмеченным под собирательным названием "кото". Самураи стали предъявлять повышенные требования к художественному оформлению мечей этого периода, богатству декора, украшениям из драгоценных металлов, затрачивая на покупку некоторых образцов огромные суммы. Самурай, как бы беден он ни был, мог иметь клинок хорошей стали и в превосходной оправе, считая, что лучше страдать от голода, нежели не иметь эмблемы, подчёркивающей его сословное положение. Ради меча самурай мог пожертвовать и своей собственной жизнью, и жизнью членов своей семьи. Такое отношение привело к тому, что обычное почитание меча переросло в его культ. В своём "завещании" (своде законов по управлению страной 1615 г.) Токугава Иэясу приказал (ст. 35): "Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он должен отделиться от него лишь тогда, когда он расстанется с жизнью. Если он забудет о своём мече, то он должен быть наказан".

Культ меча породил этику меча и относящиеся к нему строгие законы, нарушение которых смывалось только кровью. Своеобразный язык меча позволял объясняться без слов с предельной откровенностью, подчас дерзостью. В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (т.е. даймё) или буси, стоящий рангом выше хозяина, причём оружие вошедшего клали на подставку для меча невдалеке от гостя. Во всех других случаях меч следовало оставлять в прихожей, иначе это могло быть расценено как оскорбление. Большой меч вынимали из-за пояса и клали, становясь на колени для обычного приветствия, по правую сторону от себя. Тем самым демонстрировалось доверие к хозяину и доброжелательность, ибо меч трудно было вытащить из ножен с необходимой быстротой. Если же хозяин держал свой меч на полу слева, это говорило о его явном недружелюбии к незваному гостю.
0 # 9 марта 2012 в 11:10 0
При дружеском общении с хозяином гость мог оставить свой большой меч в соседней комнате или отдать его слуге, который принимал сокровище с величайшим почтением и на вытянутых руках в шёлковом платке относил к стойке. На горизонтальной стойке для мечей хранился и меч хозяина (иногда несколько мечей). Во время беседы мечи клали так, что рукоятки были обращены на владельца, а клинок в ножнах - на собеседника. Короткий меч чаще всего оставался за поясом. При официальной встрече положить меч рукоятью к собеседнику означало нанести ему страшное оскорбление - усомниться в его способностях фехтовальщика и выказать полное пренебрежение к его "молниеносному удару". Ещё большим оскорблением была попытка притронуться к мечу без разрешения хозяина, а тем более - наступить на меч или отбросить его ногой.

Так же строго следили за обнажением клинка, который можно было вытащить из ножен только тогда, когда владелец меча или коллекции мечей хотел показать лезвие другу. Похвалить меч, рассматривая наполовину вынутый из ножен клинок, означало пролить бальзам на душу хозяина, доставить ему величайшее удовольствие. Обнажённый меч (сираха или хакудзин) означал враждебность и разрыв дружбы. Если владелец меча всё же хотел показать весь клинок, то он отдавал оружие другу с тем, чтобы тот сам с многократными извинениями и комплиментами по полагающемуся этикету вынул меч из ножен.

В напряжённой обстановке притронувшись к мечу, можно было спровоцировать инцидент. Если самурай видел, что сосед поглаживает или поворачивает рукоять своего меча, он немедленно обнажал клинок. То же самое происходило, если в тесноте сосед невежливо отпихивал мешающие ему ножны, то есть допускал неподобающее обращение со святыней. Прямым вызовом на поединок служило бряцание гардой о ножны, для чего надо было слегка выдвинуть лезвие и затем отпустить. Человек рассеянный, допустивший подобный жест в минуту задумчивости, рисковал быть разрубленным на две половинки без всякого предупреждения.

То же самое было действительно и для другого холодного оружия. Копья, например, положено было держать в футлярах, так как обнажённое на улице оружие (суяри) в глазах японцев являлось смертельным оскорблением.

С мечом была связана масса суеверий, в некоторых случаях слово "меч" не произносилось; на оружие в данном случае накладывалось табу. Например, короткий меч вакидзаси в буквальном переводе означает "на боку воткнутое".

Самурай никогда не расставался со своими мечами, они всегда занимали самые видные места в его доме: в специальной нише (токонома) в главном углу комнаты на подставке для мечей, называемой "татикакэ", или "катанакакэ", Ночью мечи клались в изголовье на таком расстоянии, чтобы их можно было легко достать рукой.

Во время переправ через реки и небольшие озёра самураи обращались со своим оружием крайне бережно: старались по возможности не погружать его в воду, надевали на рукояти мечей специальные чехлы, чтобы предохранить их от влаги. Такое отношение к мечу сохранилось и в императорской армии после буржуазной революции Мэйдзи вплоть до разгрома империалистической Японии во второй мировой войне.

Токугавские власти ревностно следили за исполнением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн). Только придворной аристократии Киото, военному и гражданскому чиновничеству сёгуната и самураям разрешалось носить два меча. Учёным, ремесленникам и крестьянам позволялось носить лишь короткий меч и то только по особому разрешению во время больших праздников или путешествий. Мелким лавочникам, нищим и париям (эта) было категорически запрещено ношение любого меча.
0 # 2 апреля 2012 в 17:26 0
Несмотря на то, что меч представлялся самураями как символ чистоты, добра и справедливости, карающей зло, несмотря на осуждение кодексом бусидо беспорядочного применения оружия, правила которого считали бесчестьем обижать невинного и слабого, меч на протяжении всей его истории служил инструментом насилия, несправедливости и жестокости.

Ярким примером несправедливого и бесчестного употребления меча, помимо применения его в захватнических войнах, является зверский обряд пробы нового меча - тамэси-гири, или цудзи-гири (букв. "убийство на перекрёстке дорог"). Сущность обряда заключалась в том, что новый, не бывший в употреблении меч обязательно надо было испытать на человеке. Нередко нищие, беспомощно лежавшие на обочине дороги, крестьяне, поздно возвращавшиеся с полей, становились жертвами тэмаси-гири, погибая от руки негодяев, выходивших в сумерках на своё ужасное дело.

Местные власти, пытаясь предупредить беззаконие, выставляли на улицах ночные посты и устраивали караульные помещения на перекрёстках дорог. Однако охрана относилась к своим обязанностям небрежно, а потому число убитых самураями прохожих и путников исчислялось тысячами. Самураи, не желавшие испытывать меч на невинных людях, практиковали другой способ тэмаси-гири. Они отдавали свой меч палачу для того, чтобы тот опробовал их оружие (за определённую плату) на осуждённом преступнике.

Не менее важным, чем меч, в вооружении самурая был большой лук, сохранивший свои размеры и форму с древних времён. Наиболее характерными для больших японских луков было расположение места стрельбы, которое помещалось не в середине, а немного ниже центра лука. Уже у древнейших луков верхняя их часть имела 36 обмотанных тростником участков, помещавшихся ниже места, за которое брались рукой.

В отличие от лука колчаны для стрел были весьма разнообразны. Их изготовляли из дерева с матерчатой обивкой, плели из ивовых прутьев или бамбука. На войне самураи носили два колчана: на боку - маленький, сплетённый из ивы, и на спине - большой. Спинной колчан прикреплялся сзади с таким расчётом, чтобы стрелы возвышались над плечом и их можно было легко выхватить. Больше других был распространен колчан, обшитый снаружи мехом - эбира.

В эпоху Гэмпэй и позже применялись также колчаны уцубо, кувшинообразные цубо янагуи и плоские колчаны хира янагуи. К носящим ремням колчана подвешивался рулон с запасной тетивой (гэн) для лука. Однако чаще её прикрепляли к поясу, на котором носили меч. В комплект входил также кожаный нарукавник томо, предохранявший руку от удара тетивы.

Стрелам в зависимости от их назначения (военные, охотничьи, учебные, сигнальные) придавались самые разнообразные формы. Материалом для наконечников служили железо, медь, рог или кость, бамбук и т.д. Боевые стрелы имели стальные наконечники, тренировочные - роговые (для стрельбы по соломенным мишеням) или деревянные (для упражнения при инуомоно - преследовании собак).

Перед началом битвы в воздух выпускалась свистящая стрела с насадкой из оленьего рога (кабурая - рис. - 5). Ею стреляли для вызова и оповещения неприятеля о начале боя.

Веретено стрелы делалось из ивы или бамбука; оперение состояло из 2 - 4 перьев орла.
0 # 25 апреля 2012 в 11:29 0
Кроме обычных стрел, каждый самурай имел в своём колчане особую "родовую стрелу" с его собственным именем, которая не употреблялась как оружие. По этой стреле узнавали убитого на поле битвы, она забиралась победителем в качестве трофея.

О стрелках из лука были сложены в Японии легенды ещё в древние времена. В них превозносились боевые качества японских луков и искусство стрелков. В феодальное время лук становится основным оружием самурая. Среди 28 видов военных искусств XVII в. искусство стрельбы из лука занимало первое место, а понятия "война" и "лук и стрелы" (юмия) считались равнозначными. Даже с введением огнестрельного оружия лук не утратил своего значения, так как был более скорострельным и надёжным, нежели заряжающиеся со ствола пищали.

Наряду с зоркостью глаза лучник должен был обладать также большой силой и выносливостью. Выдержка, сила и меткость стрелков проверялась обычно во время тренировок, религиозных праздников и состязаний отдельных воинов. В этом плане наиболее показательны стрельбы Дайхати Вада, выпустившего в 1686 г. в течении суток 8133 стрелы, и Масатоки, стрелявшего 19 мая 1852 г. 10050 стрелами, 5383 из которых достигли цели.

В феодальных средневековых войнах всадники и пехотинцы применяли также копья (яри) - короткие у конных самураев и длинные (около 4 - 6 м.) у асикагу - и алебарды. Последние особенно часто употреблялись не только самураями, но и монахами.

В 1543 г. судьба забросила португальцев к берегам Японии на остров Танэгасима. Местный даймё стал свидетелем того, как португальцы стреляют уток, и купил оба имевшихся у них ружья.

Через 10 лет ружья с кремниевыми замками (тэппо) производились по всей Японии, а к 1600 г. в Японии насчитывалось около 100 тысяч огнестрельных стволов. Все частные дружины, каждая самурайская армия имели в своем составе подразделения, вооруженные ружьями.

Также начиная с XVI в. в войсках феодалов распространились пушки. Однако эти оружия за 300 лет существования не претерпело почти никакого изменения и вплоть до 1860 г. оставалось в том же исполнении, что и в XVI веке. При этом лук и особенно меч не были вытеснены огнестрельным оружием и продолжали оставаться основными в вооружении самурая.

Классификация мечей по длине.

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) - 95-120 см, короткий - Сето (Вакадзаси) - 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба".

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке - Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них - Ко-катана (кокатана) - вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта - кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана - это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:
0 # 1 мая 2012 в 20:56 0
Тати - меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.


Танто - малый самурайский меч.
Козука - японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.
Та-чи - однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм

. Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати - "полевой меч" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было - поражение конных войск.
Технология производства катана очень сложна - специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана - самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи - часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.

И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на "блок-удар" почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский - на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука. А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи - клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия - какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три - тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др.

http://www.abitura.com/abstracts/katana1.html
0 # 14 мая 2012 в 00:34 0
Иногда на клинке можно увидеть резьбу – хоримоно. Это выглядит необычно и красиво, но, как правило, используется для того, чтобы скрыть, а точнее – удалить небольшие дефекты, проявившиеся в процессе закалки и полировки клинка

Хотя иногда хоримоно имеет самостоятельное эстетическое и смысловое значение

«Японским мечам часто дают собственные имена. Вот этот, например, зовут «О-цуки-сама-но канэ», в переводе с японского – «Колокола Луны». Это своеобразная загадка-шифр в типичном для культуры дзэн стиле. Речь идёт о кузнецах, которые во всем мире работают в основном ночью, когда восходит Луна, а стук их молотков напоминает звон колоколов», – говорит мне заместитель директора ВНИИТС (твердых сплавов) и идейный руководитель мастерской исторического японского оружия «Tetsuge» Сергей Лунёв. Оформлен меч соответственно названию: на цубе (так называется гарда у японского меча) изображены раскаленные угли и наковальня, а на верхнем кольце рукояти, которое называется кашира, вырезано изображение Луны.

О японских мечах – катанах – ходит огромное количество легенд. И хотя очень немногие из них соответствуют истине, японские мечи представляют собой настоящее произведение металлургического, кузнечного, да и просто искусства. Что же такое настоящая катана?

Три японских секрета

Японская кузнечно-оружейная школа – одна из древнейших. Практически это единственная живая школа в мире: она насчитывает больше тысячи лет и не прерывалась все это время (за исключением периода с 1945 по 1949 годы). Даже сегодня в Японии существуют кузнечные династии, и секреты древних мастеров по-прежнему передаются от отца к сыну. Однако настоящие японские мечи по оригинальной технологии делают не только в Японии. Коллекционеры и мастера в России, на Западе и даже в самой Японии уже успели оценить катаны, изготовленные по японской технологии российской мастерской исторического японского оружия «Tetsuge» (в переводе с японского это означает «Железный клык») . Три главных составляющих японского меча сами по себе не являются секретами. Первая – это конструкция меча. Вторая – специальная зонная закалка клинка. А третья, венчающая весь процесс, – полировка.

Меч быстрой сборки

Катана – настоящее боевое оружие, и главная ее часть – клинок. Но одной из отличительных особенностей именно японского меча является конструкция. Клинок может иметь несколько рукоятей и ножен и легко «переодевается» буквально в течение нескольких минут. Причем если ножны и рукоять делаются под конкретный клинок, то цуба может быть подогнана мастером под любой меч. Значительная часть катан живет в виде широ-сая («белые ножны») – клинка с простой деревянной рукоятью и ножнами без всякой отделки. Купив такой клинок, владелец может в дальнейшем добавить к нему «парадные» рукояти, ножны, цубу. Правда, основную часть стоимости меча все равно составляет именно клинок. Меч японского производства стоит $15–100 тысяч (в зависимости от класса и качества клинка), а российский – несколько дешевле ($3–10 тысяч). Такие высокие цены связаны со сложностью и высокой трудоемкостью – в «Tetsuge», например, изготовление катаны занимает у команды из четырех мастеров около полутора месяцев.
0 # 23 мая 2012 в 01:13 0
Клинок

Изготовление японского клинка – это настоящее действо, сочетающее традиционную, отточенную до мелочей металлургическую технологию и элементы ювелирного искусства. И, возможно, чуть-чуть магии…

Все начинается с подбора руды. В древности в качестве руды использовался сотецу – природный железистый песок. С 1960-х годов это запрещено по экологическим соображениям, и сейчас даже в Японии «руду» готовят искусственно, закисляя электролитическое железо.

Для выплавки хорошей стали, называемой тамахаганэ, используется процесс татара: в длинную узкую печь, продуваемую мехами, послойно чередуя, закладывают руду и уголь. Печь разжигают, и начинается процесс восстановления. Получившуюся пористую стальную губку (кера) разбивают на блины. Их закаляют в воде и ломают на мелкие куски, которые затем подвергают кузнечной сварке.

Из получившейся стали кузнец выковывает заготовку клинка и оттягивает лезвие. Причем пока еще заготовка совершенно прямая! Затем ее шлифуют, придавая клинку грани и нужную геометрию на грубом, оставляющем крупные царапины шлифовальном круге. Царапины нужны для удержания глины в процессе следующего, пожалуй, самого важного и секретного этапа изготовления клинка – закалки.

Если хочешь стать мечом – закаляйся!

Самый большой и важный секрет японского меча – это закалка. Клинок изготовлен из слоистой или волокнистой стали, похожей на дамаск и булат одновременно (см. врезку), но его еще подвергают так называемой зонной закалке: лезвие закаляется, а обух клинка – нет. Каким же образом это достигается?

Мастер обмазывает клинок 6–8-миллиметровым слоем специальной смеси глины, угля и песка. Состав смеси держится в тайне, и это дает пищу для многочисленных легенд. Пальцем или специальным инструментом глину снимают с лезвия, создавая будущий рисунок хамон – линии закалки. На некоторых старинных японских мечах линия закалки имеет настолько сложный рисунок, что даже современные эксперты не понимают, каким образом мастер смог ее создать.

Глина должна высохнуть, не давая трещин. Иногда ее предварительно обжигают. Ну, а затем начинается важное священнодействие – шоковая закалка. Заготовку нагревают до нужной температуры, а затем окунают в закалочную ванну, наполненную водой или слоями воды с маслом. Различные добавки к воде или маслу помогают добиться интересных эффектов. Например, если вместо воды использовать настой зеленого чая с конопляным маслом, можно получить двухуровневый хамон – очень красивый объемный эффект. Используются растительные масла или животный жир, растворенный в горячей воде, современные мастера также часто применяют пережженное минеральное моторное масло.

0 # 18 июня 2012 в 05:55 0
Процесс закалки – очень ответственный этап. Несоблюдение тонкостей способно загубить будущий меч. Кузнец работает практически в полной темноте, внимательно наблюдая за тепловыми волнами, буквально гуляющими по клинку после извлечения его из печи. Сергей Лунёв даже открыл «Популярной механике» небольшой секрет: «Когда мы только начинали экспериментировать с изготовлением клинков, после закалки они все получались искривленными, причем в одну и ту же сторону. После множества экспериментов наконец выяснилось, в чем дело: пока мастер нес раскаленный клинок к ванне одним из боков вперед, набегающий поток воздуха успевал охладить этот бок на несколько градусов, что приводило к деформации. Теперь наши мастера несут клинки к ванне только плашмя – обухом (мунэ) вперед». По этой же причине в помещении не должно быть никаких сквозняков.

Заготовку опускают в ванну несколько раз. Клинок при этом испытывает огромные внутренние нагрузки, достигающие десятков тонн. Эти нагрузки изгибают клинок сначала в одну, а потом в другую сторону, в итоге придавая ему знаменитую изогнутую форму – за счет различной закалки лезвия и обуха.

Затем клинку дают отдохнуть – оставляют его в теплом помещении без сквозняков на пару суток. Все это время клинок «дышит», меняя свою кривизну. Потом клинок успокаивается, его подвергают первому испытанию – бьют плашмя по воде или дереву. Если в клинке есть микротрещины, он раскалывается. Если же меч гнется, но не трескается – он правится и отправляется на конечную операцию – полировку.

Смотрюсь в тебя как в зеркало

Полировка – еще одна отличительная особенность японских мечей. Она занимает столько же времени, сколько все остальные операции вместе взятые. «Финишная шлифовка, она же полировка, она же и заточка, выполняется шестью камнями различной зернистости. Японские мастера делают полировку неделю, мы – две», – говорит Сергей Лунёв. Иногда используются еще две самые тонкие стадии – хадзуи и джизуи. Это тончайшие камни, полировщик кладет их на рисовую бумагу, ломает на мелкие осколки и, прижимая осколки кончиками пальцев, отточенными движениями полирует клинок. Это действие настолько завораживало непосвященных, что даже породило легенду о японских мастерах, полирующих лезвие меча подушечками пальцев.

Полировка японского меча выполняется настолько тщательно, что все геометрические поверхности сопрягаются в единую структуру. В поверхность клинка можно смотреться, как в зеркало, и видеть свои глаза без каких-либо искажений! «Кроме того, в философии дзэн ничто не делается просто так, – смеется Сергей Лунёв, – отполированная поверхность не просто эстетична, но и более прочная и стойкая к коррозии».

После полировки мастера изготавливают под клинок рукоять (цука), ножны (сая), прибор (цуба и остальные металлические части, называемые кошираэ).
0 # 13 июля 2012 в 03:59 0
Проверка боем

Как же тестируются японские мечи? До XVII века в Японии бушевали междоусобные войны, и проблемы тестирования не существовало: меч, утром полученный владельцем от кузнеца, к вечеру, как правило, уже успевал пару раз побывать в бою. Но эпоха междоусобиц ушла в прошлое, и возникла необходимость проверять мечи каким-нибудь мирным способом. Существует миф, что самураи для тестирования меча зарубали пару-тройку бродяг. Это не имеет ни малейшего отношения к действительности: убийство в Японии было преступлением, которое жестоко каралось (не говоря уже о том, что бродяга мог оказаться странствующим самураем и дать достойный отпор). Тогда и появились первые официальные «тестеры» – кланы Ямано и Ямада – общепризнанные специалисты по тестированию, выполнявшие тамэшигири («пробное разрубание»). Мечи проверялись на преступниках, приговоренных к смерти (причем только на простолюдинах и отверженных), а поскольку мечей было много, а преступников мало, – и на их трупах. Самым легким испытанием было перерубание кисти руки, а самым тяжелым – тазобедренных суставов. О проведении испытания и результатах на хвостовике клинка делалась официальная запись.

В наше время тестирование проводится на специальных рисовых матах, которые в течение суток вымачивают в морской воде, – так они становятся похожими по сопротивлению на человеческую плоть. Маты сворачивают в рулон диаметром 18 см и устанавливают на подставки, а затем перерубают наискосок. «Тут важно не только то, удалось ли перерубить мат, но и то, как ведет себя меч, – рассказал «Популярной механике» Федор Алексеевский, главный редактор журнала о японской культуре «Фумото» и мастер тамэшигири. – Вибрация при разрубании отчетливо ощущается в рукоятке, а в некоторых случаях способна даже разрушить клинок. Более тяжелые испытания – перерубание матов прямым ударом. Мне приходилось перерубать одним из мечей «Tetsuge» 40-мм сосновый брус, и меч с успехом выдержал это испытание». Самым же тяжелым испытанием для меча считается прорубание стального шлема. Хотя бывают и более экзотические случаи: в одном из японских пропагандистских фильмов времен Второй мировой самурай перерубает катаной ствол армейского пулемета!

Мечи на пенсии

Если в кино японский воин, лихо расправившись с врагами, вкладывает меч в ножны, – знайте, что это не настоящий самурай. После боя настоящий самурай тщательно протирал клинок тряпочкой, смоченной гвоздичным маслом. И дело даже не в эстетике: кровь – чрезвычайно коррозионно-активная жидкость и способна буквально «разъесть» стальной клинок (по этой же причине не стоит трогать клинок руками – пот тоже быстро разъедает сталь). После тестирования, как и после боя, клинок протирается и осматривается кузнецом и мастером-полировщиком.

Но, несмотря на все меры ухода, ржавчина понемногу съедает старые мечи. В Японии не принято дожидаться, пока лучшие катаны работы старых мастеров источатся до конца . Их тщательно полируют и с почетом отправляют «на пенсию», делая официальную запись на хвостовике: «Этот меч славно повоевал, а теперь находится на вечном отдыхе». И это для любого мастера-кузнеца, пожалуй, лучший комплимент его работе. Будут ли с таким же почетом провожать «на пенсию» мечи российской мастерской «Tetsuge»? Лет через триста «Популярная механика» обязательно напишет об этом.

Благодарим за помощь в подготовке статьи сотрудников мастерской исторического японского оружия «Tetsuge» Василия Иванова и Сергея Лунёва.
0 # 7 августа 2012 в 13:34 0
Учим японский: анатомия катаны

Конструкция японского меча такова, что он легко разбирается буквально за 1–2 минуты. Все части тщательнейшим образом подогнаны друг к другу и сидят без каких-либо люфтов.

1. Клинок – Тосин. 2. Лезвие – Ками. 3. Хвостовик – Накага. 4. Ножны – Сая. 5. Рукоять – Цука. 6. Гарда – Цуба. 7. Верхнее кольцо рукояти – Кашира. 8. Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку – Фуши. 9. Прокладка между гардой и кольцом – Сеппа. 10. Клин для фиксации клинка в рукояти – Мекуги. 11. Украшение на рукояти под (или над) оплеткой для улучшения хвата – Менуки. 12. Оплетка – Цукамаки. 13. Нож для ремонта лат – Когатана. 14. Петля для крепления к поясу – Котиката. 15. Молоточек для разборки меча – Тецу. 16. Клин для фиксации меча в ножнах – Хабаки.
Булат и дамаск

Характерный внешний признак дамаска и булата – волнистый узор на поверхности. Характер узора дает знатоку информацию о качествах клинка и является его неотъемлемой эстетической составляющей.

http://www.abitura.com/not_only/hystorical_physics/ka..
0 # 14 августа 2012 в 16:55 0
Что такое самурайский меч?

Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Древнеяпонский меч - цуруги - имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. Начиная с III в.н.э. цуруги становится заточенным только с одной стороны, и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти. Изогнутый клинок в Японии начинают делать в эпоху Хэйан (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в., с ростом власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся табельным оружием самурая, полностью вытесняет в Японии прямой.

И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что самурай носил два меча - длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. "больший и меньший") и состояла из дайто ("большего меча"), бывшего основным оружием самурая, и сето ("меньшего меча"), служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал кусунгобу. Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только к XVI в. Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий - от одного до двух сяку (то есть 33-66 см). Длинный меч - наиболее известный в Европе, обычно называют "катаной". Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз. Такой метод ношения меча появился в XIV-XV вв. и стал основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой) До этого времени словом "катана" обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название "тати". Тати носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, верхом, но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV-XV вв., когда такие мечи стали носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо богаче, ибо были парадными. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана или танто, когда его носили в паре с тати. А когда его носили в паре с длинной катаной, его называли вакидзаси. Так что наименование самурайских мечей отражает, в основном, способ их ношения, а извлеченные из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.
0 # 20 сентября 2012 в 16:48 0
Длина дайто - 95-120 см, сето - 50-70 см. Рукоять длинного меча рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого - на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес длинного меча около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она "цуба". Цуба малого меча могла иметь дополнительные прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей - метательной кодзуки и хозяйственного когая. Производство цуб превратилось буквально в художественный промысел. Они могли иметь сложную ажурную форму, украшаться резьбой или рельефными изображениями.

Помимо дайсе самурай мог носить еще и нодати - "полевой меча" с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной подобно цуруги или на плече, придерживая рукой. За исключением длины, нодати конструктивно ничем не отличался от дайто, который дальше мы будем называть катаной.

Всадник мог держать катану и одной рукой, но в бою на земле этот меч из-за его веса предпочитали держать двумя руками. Ранние техники работы катаной включают в себя широкие круговые рубяще-режущие движения, но позднее они стали гораздо более развитыми. Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.

И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара "с проносом". В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека. Там удар наносится тоже силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед (больший, чем при развороте корпуса). При этом удар наносится "фиксированно" на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер, а сила удара при этом не гасится. И когда мастер меча рубит в мелкие ломтики кочан капусты или арбуз, лежащий на животе у его ученика, или отрезает половинку лимона, зажатого у него в зубах (часто еще и вслепую, с завязанными глазами), то при этом, в первую очередь демонстрируется именно его способность фиксировать удар. И если такой удар не пришелся в цель, то он уже не тянет за собой владельца, как в случае с европейским мечом, а дает ему возможность сменить направление или нанести следующий, тем более что короткий приставной шаг позволяет наносить мощные удары на каждом шагу - сегодняшний кэндока, имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на "блок-удар" почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар. Отступают при бое на катанах вперед. Уход с линии атаки с одновременным нанесением удара - одна из наиболее часто употребляющихся комбинаций. Ведь надо иметь в виду, что прямой удар катаной может разрубить практически все, и японский доспех просто не рассчитан на то, чтобы "держать" прямые удары. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании этого слова, ибо он построен на принципе "одним ударом наповал". В кэндзюцу же есть "поединок сердец", когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проиграл тот, кто первым дернулся к оружию...
0 # 23 сентября 2012 в 17:39 0
Школ кэндзюцу, как называется в Японии искусство боя на мечах, существовало и существует немало. Одни обращают особое внимание на мгновенный уход с линии атаки, сопровождающийся вертикальным ударом ("Синкагэ-рю"), другие уделяют большое внимание подставке левой руки под лезвие меча и боевым приемам, проводимым при помощи этой техники ("Синто-рю"), третьи практикуют работу двумя мечами одновременно - большой в правой руке, малый в левой ("Нито-рю") - таких бойцов называют "рето дзукай". Кто-то предпочитает подрезающие удары в горизонтальной плоскости с обходом вокруг противника - между техникой кэндзюцу и айкидо много общего. Можно бить рукояткой, можно перехватывать меч на обратный хват, можно использовать в ближнем бою подножки и подсечки. Особенности самурайского меча позволяют использовать практически все техники работы с длинным клинковым оружием.

В XVII в., после объединения страны под властью дома Токугава, началась тенденция превращения кэндзюцу в кэндо - способа боя на мечах в Путь меча. Кэндо уделяло много внимания нравственному самоусовершенствованию личности, а сейчас является одним из самых популярных в Японии видов спорта, в котором используется уже не настоящее боевое оружие, а его спортивные эквиваленты из дерева или бамбука. Впервые деревянный меч, повторяющий очертания настоящего (боккэн, или бокуто), ввел легендарный мастер XVII в. Миямото Мусаси. Правда, такой деревянный меч все равно был грозным оружием, которым запросто можно было расколоть череп. Самураи часто хранили боккэн дома, у изголовья. В случае внезапного нападения можно было с его помощью обезоружить и взять противника без пролития крови, просто, к примеру, перебив ему руки или сломав ключицу...

По сравнению с техникой боя длинным японским мечом, техника боя коротким известна меньше. Здесь встречаются и хлещущие удары кистью, построенные на том же принципе фиксированного удара, и подвешенное положение меча, которым так любят щеголять любители славяно-горицкой борьбы, и частые удары рукояткой в солнечное сплетение. Естественно, по сравнению с длинным мечом, тычковых ударов больше, поскольку это оружие все-таки предназначено для боя на близкой дистанции.

О месте меча в японском обществе и японской культуре написано очень много. Меч был и остается одним из символов императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания национального духа. Перед тем, как приступить к изготовлению настоящего традиционного японского меча, японский кузнец совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи церкви или к созданию важной для него иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы, облачение в чистые, церемониальные одежды, целибат.
0 # 12 ноября 2012 в 20:12 0
Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча. Как и в других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч было труднее привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение, можно было только рукоятью к себе - поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и, тем более, бряцание оружием было равносильно вызову, за которым мог последовать удар без всякого предупреждения. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие японские оружейники часто специально не клеймили свои мечи, считая, что оружие само рассказывает о то, кто его создал, а человеку, который не способен этого понять, и знать незачем, кем меч создан. Слово "меч" часто табуировалось, и, например, "вакидзаси" буквально означает "на боку воткнутое"...

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский - на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

(К.В. Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад)
0 # 7 декабря 2012 в 20:22 0
Не знаю, насколько здесь уместно говорить о терминологии айкидо, но слово "омоте", которое часто переводят на европейские языки как "передний" или "впереди" , на самом деле гораздо интереснее :) Омоте - это лицевая (видимая) часть клинка, когда он лежит в доме своего хозяина (дело в том, что в гостях у друга было допустимо снять с себя дайто и положить его на специальную подставку для мечей; при этом " в гостях" меч лежал рукоятью влево, а "дома" - рукоятью вправо, если это не был шомен и наследственный меч, который лежит, как символ поклонения предкам и богам - тогда там есть свои нюансы). Таким образом, омоте можно перевести как видимая, явная или сильная сторона приёма (техники), приём в его очевидной мощи.
0 # 10 декабря 2012 в 15:28 0
В этой статье упоминался термин "син то" как "новый меч". Существует одна из современных классификаций мечей по степени их "древности", при этом различают "то" - современные мечи", "син то" - "относительно старые мечи" и "син син то" - "древние мечи".

Хочется также упомянуть о двух японских организациях - «Общество по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK) и "Общество по охране японского меча" (NTHK). Первая оценивает японские мечи по степени их исторического и художественного значения, вторая занимается экспертной оценкой механических характеристик самих мечей. На русском языке о деятельности, классификации и методах работы этих организаций можно почитать в книгах А. Г. Баженова "История японского меча" и "Экспертиза японского меча".

Ну и в дополнение к тому материалу, который выложил здесь Владимир (большое ему спасибо :)), можно посмотреть статью в Wikipedia http://ru.wikipedia.org/wiki/Японский_меч, где что-то перекликается с предложенным материалом, а в чем-то его дополняет..
0 # 28 декабря 2012 в 17:30 0
Ну и последнее дополнение (о мечах можно говорить очень долго :)) - откуда пошел термин вакидзаси (сёто из пары дайсё). Дело в том, что к малому мечу было особое, почти суеверное отношение из-за того, как его приходилось использовать (это и отрезание голов важных противников, и ритуальное самоубийство, и "удар милосердия", misericordia, как его называли в средние века в Европе). Большие ("настоящие") мечи зачастую имели свои собственные имена, ими гордились, а вот малые оставались безымянными, словно носящие их боялись призвать беду, назвав их по имени, упомянув их по имени. Поэтому о малых мечах было принято говорить иносказательно, обиняком, используя некие эфимизмы для их обозначения в речи. "Вакидзаси" - один из таких эфемизмов и дословно означает "повреждающий сбоку" (в одном написании) или даже (в другом) "ничего не делающий, находящийся сбоку" :)
0 # 30 марта 2013 в 19:32 0
Спасибо Дмитрию статья в Wikipedia действительно сила !!!