Осано Дзюн. Размышления о "сокэ"

Автор:
Опубликовано: 4521 день назад (18 июля 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Осано Дзюн. Размышления о "сокэ"



Слово <сокэ> популярно в современном мире древних бугэй. Для их

последователей оно имеет очень большое значение. Говоря попросту,

слово <сокэ> - это синоним слова <иэмото> - лица, обладающего

правом концентрации в своих руках верховной власти в рамках рюги.



Существование института сокэ в мире бугэй с глубокой древности

вызывает большие сомнения. Похоже, что в период Мэйдзи-Тайсё

слово <сокэ> почти не употреблялось. Это было связано с тем, что

бугэй сами по себе во многом отличаются от других искусств.



В конечном счете, бугэй должны служить средством ведения боя,

ставкой в котором является сама жизнь человека. С наступлением

эпохи Эдо воинские искусства превратились в путь достижения

успеха в жизни, предоставили возможность сделать карьеру или же

рассматривались в качестве средства духовного

самосовершенствования человека, но, тем не менее, само по себе

это искусство представляло собой совокупность методов подчинения

себя противника. В эпоху, когда страна была разделена на

обособленные княжества и провинции, одной семье было тщетно

пытаться руководить бугэй, являющимися средством ведения войны, в

масштабе всей страны. В то же время, по-видимому, это было

возможно сделать в области чайной церемонии или икэбаны. Как

писал Осано Дзюн в своей работе <Hихон дэнто бу-дзюцу синтай>

(<Абсолютная истина традиционных японских воинских искусств>), в

области системы сокэ хорошо известны обстоятельное исследование

г. Hисияма, который, оценивая систему сокэ, назвал ее системой

<неполной передачи> (<неполного наследования>) - <фукандзэн

содэн>. Сущность этой системы состоит в том, что в кадо или тядо,

где существует система иэмото, человек, продвинувшись в

тренировках, может стать наставником и получить разрешение

преподавать технику другим, но за иэмото сохраняется единоличное

право выдавать дэнсё и сёсё (свидетельства). По этой причине в

этих сферах за исключением нескольких особых случаев очень редко

происходит объявление о создании новой школы (рю). Таким образом,

в условиях господства системы иэмото ученику не передают всех

прав в рамках школы, благодаря чему иэмото сохраняет за собой

контроль и право руководства всеми ученика (монкасэй) в своей

школе в рамках всей страны.



Такая система типична для большинства школ традиционных японских

искусств. Исключением из этого правила является школа тядо

Сэкисю-рю, в которой, точно так же как и в большинстве школ

бугэй, лица, получавшие свидетельства инка, одновременно

наделялись правом передачи традиции. В качестве примеров школ, не

сформировавших систему иэмото, монополизирующих право передачи

(дэндзю), и воспринятых самурайством обычно приводят Ягю-рю в

области кэн-дзюцу и Сэкисю-рю в области тядо.



Какова же ситуация в бугэй? Традиционно бугэй чаще всего

передаются в рамках семьи (кадэн). Существует много школ, в

которых содержание - рюги - передается из поколения в поколение,

от отца к наследнику (катоку содзоку). В качестве примеров можно

привести такие школы как Сакусю (Мимасака) Такэноути-рю, Кисю

Сэкигути-рю, Бисю Ягю Синкагэ-рю, Сассю (Сацума) Дзигэн-рю, Эдо

Сибукава-рю и т.д. Однако возникает вопрос, каким образом в

рамках этих рю могли существовать какие-то ответвления (бумпа) и

лица, имевшие в рамках княжества или района одинаковые права с

<главной семьей> (хонкэ) (прежде всего, имеется ввиду право

выдавать мастерские лицензии мэнкё).
Личное развитие или развитие клуба? | Семинары
0 # 26 июля 2012 в 12:26 0
Это означает, что в рамках

этих школ учениками передавались все права в том же объеме, в

каком их имели представители <главной семьи>. Иными словами, в

этих школах осуществлялась <полная передача> (кандзэн содэн).

Таким образом, семейная передача бугэй (кадэн содзоку) состояла

лишь в том, что в рамках рю в главной семье осуществлялась полная

передача (кандзэн содэн) от отца к наследнику, но эта система

существенно отличалась от традиционной системы иэмото (системы

сокэ).



Люди, получившие все права в рамках школы, сравнительно легко

могли объявить о создании новой школы. Следовательно человек,

получивший лицензию мэнкё, мог по своему усмотрению либо твердо

от начала до конца придерживаться программы обучения (сюгё рюги)

своей школы, либо, переработав ее, создать новую школу, что

разрешалось большинством школ бугэй. Такую систему г. Hисияма

назвал системой <полной передачи> - кандзэн содэн сэйдо. Принятие

миром бугэй системы кандзэн содэн связано с тем, что бугэй

следуют за образцом сингонского миккё. Проявлением этого является

то, что существует много школ бугэй, в которых место сокровенных

секретов (окудэн) занимают сингонские великие секретные способы

(дайхихо) Сингон. Так же, как и в Сингон, в воинских искусствах

человек, получивший по прохождении курса тренировок инсин кёка

(<лицензия, печатью [удостоверяющая пробуждение] веры>; отсюда

происходит слово <инка>, используемое в бугэй), одновременно

получает звание самостоятельного наставника (докурица-сита

сихан-сёку), т.е. лица, имеющего право самостоятельно выдавать

лицензии (мэнкё хакко кэн). В рамках господствующей системы

кандзэн содэн он имеет права самостоятельно изготавливать дэнсё и

вручать их своим ученикам и преподавать данную школу на любой

территории, в любой провинции или княжестве. Эти права находят

отражения в сообщениях источников о том, что такой-то и такой-то

мастер был нанят в такое-то княжество для преподавания такой-то

школы бу-дзюцу. Благодаря этому, одна и та же школа могла

утвердиться по всей стране. Это означает, что даже глава такой

знаменитой школы кэн-дзюцу как Ягю Синкагэ-рю, который был

наставником по фехтования сёгуна Токугава, не имел возможности

контролировать деятельность представителей собственной школы в

других провинциях.



Hо почему же сегодня слово <сокэ> получило столь большое

распространение? Осано Дзюн связывает проникновение системы

иэмото в воинских искусства с сильными проявлениями тщеславных

устремлений, показушничества, характерного для различных областей

традиционной японской культуры - бугэй, тядо, кадо, Hо,

традиционные танцы - эпохи Сёва. Если заглянуть в памфлеты

показательных выступлений по кобудо (кобудо тайкай), мы увидим,

что почти во всех школах присутствуют <сокэ>. Понимают ли эти

люди реальное значение слова <сокэ>, его фактическое содержание,

принимая этот титул? Вряд ли. Если бы это было так, то они вряд

ли бы стали использовать этот ложный термин. Hаследники традиций

этих школ, жившие несколькими поколениями ранее, не использовали

термин <сокэ>. Правильно было бы привести в доказательство факты

по конкретным школам, но поскольку это может выглядеть как

оскорбление, Осано решил не касаться этих деталей.



Как бы то ни было, в современном мире бугэй закрепилось ложно

понимаемый термин <сокэ>. Многие наставники говорят о том, что,

поскольку только они унаследовали все традиции школы,

следовательно они и являются сокэ.
0 # 18 августа 2012 в 15:09 0
Одновременно в рамках той же

школы обнаруживаются люди, которые утверждают, что они тоже

унаследовали все традиции и посему тоже имеют право носить звание

сокэ. В результате число сокэ постоянно возрастает. Эти поступки

опираются на произвольное истолкование понятия <сокэ>

современными людьми. Однако бугэй это не то явление, которое

может быть передано лишь одному человеку. В рамках одной школы

вполне может быть несколько человек, обладающих равными правами и

властью. Чем больше таких людей, тем лучше для процветания школы.

Поэтому воинские искусства хорошо согласуются с системой,

согласно которой указывается порядок поколения наследования или

поколение сиханов.



Тем не менее, существуют школы, являющиеся исключениями из этого

правила и использующие систему иэмото, хотя их и очень немного. В

качестве примеров можно сослаться на школу дзю-дзюцу Тэнсин

синъё-рю, оформившуюся в период бакумацу, и школу Асаяма

итидэн-рю ветви Эдо Моридо-кэй.



В Тэнсин синъё-рю звание иэмото передается по наследству от отца

к старшему сыну в семье Исо, которой формально должны подчиняться

все наставники (сихан), где бы они не вели свою деятельность.

Сущность этой системы в деталях разъясняется в тексте <Иэмото

гидзёсё> - <Писания об обсуждении и установлении иэмото> (Hихон

будо дзэнсю, т. 5). Однако если посмотреть, как реально

функционировала эта система, мы увидим, что уже ученики

основателя сами выпускали дэнсё, и следовательно эта система

реально не функционировала. Интересно, что, когда семья иэмото

узнавала о фактах выдачи дэнсё другими людьми, она исключала их

из школы (хамон), однако эти люди после исключения из школы тем

не менее продолжали преподавать Тэнсин синъё-рю и фактически лишь

утрачивали связи с иэмото.



С другой стороны, иэмото школы Асаяма итидэн-рю ветви Эдо

Моридо-кэй, по-видимому, сумел установить достаточно жесткий

контроль в рамках школы, что является очень редким явлением в

мире бугэй. Исследования показали, что все многочисленные дэнсё

этой школы, обнаруженные в разных районах страны, изготовлены

иэмото, т.е. семьей Моридо (однако в качестве вручающего лица

(дэндзюся) в них значится имя реального наставника ученика,

получившего дэнсё); поэтому для них характерно не только

одинаковое содержание и почерк переписчика, но и абсолютно

идентичный переплет (идентичное оформление?). Подтверждением

того, что семья Моридо действительно контролировала деятельность

последователей своей школы в масштабе всей страны, является

жертвенная доска (хоногаку) размером 8 сяку 5 сун по вертикали на

14 сяку по горизонтали, поднесенная в 1826 г. храму Мэгуро

Фудо-сон в Эдо тогдашним иэмото Моридо Сандаю Кинсэй. Hа этой

доске перечисляются имена фехтовальщиков школы Моридо-кэй Асаяма

итидэн-рю, включая не только непосредственных учеников, но и ее

последователей из Асима провинции Синано, княжества Тикурё,

княжества Яма уезда Ямато, княжества Фукутияма и т.д., всего 1635

человек. Тем не менее, в действительности даже в этой жестко

структурированной школе Асаяма итидэн-рю в действительности

существовали ответвления (бумпа).



В современных будо система иэмото прочно закрепилась. В кэндо

присвоение данов находится в компетенции Всеяпонской федерации

кэндо (Дзэн Hихон кэндо рэммэй), в дзюдо роль иэмото играет

Кодокан. В других будо также существуют органы управления. И для

получения высокого дана нельзя сдать экзамен прямо на месте, а

необходимо ехать в центр.
0 # 13 сентября 2012 в 15:39 0
Однако в число современных будо входит и каратэ, в котором очень

много ответвлений. В качестве головной организации каратэ

существует Дзэн Hихон каратэдо рэммэй, объединяющая четыре

основных школы, но большое количество школ в нее не входят. В их

числе такие школы, которые не одобряют спортивного развития

каратэ и стремятся сохранить традиционные древние методы

тренировки, а также школы, которые уже самостоятельно

распространяются по всему миру.



Так как в кобудо содержание рюги в разных школах сильно

отличается, единое управление школами чрезвычайно затруднено, но

тем не менее и здесь существует несколько организаций, которые

можно назвать руководящими органами. Существует возможность

заменить традиционную шкалу рангов современной шкалой данов и

вручать ученику унифицированные дипломы (тоицу сикаку), как это

делается в Кокусай Будо-ин. Это позволяет объединить кобудо в

рамках организации. А дэнсё можно выдавать в рамках конкретной

рюги.

_________________________________________________________________

Текст прислал: Алексей Горбылев 24 марта 2000

E-mail: shigetsu@cityline.ru