Мнение почти со стороны. 1. Существует разделение на внешние и внутренние будо. Айкидо внутреннее будо, потому что без развивития ки и кокю заниматься нет смысла. Механические углы (дзю-дзютсу) в айкидо не используются, а линии айки, без ки и кокю не работают.
Для достижения результатов в айкидо требуется затратить значительное количество времени. При этом никаких гарантий достижения результата позволяющего выжить в случае уличного столкновения нет.
У внешних стилей и прежде всего контактных такие гарантии есть. Поэтому при прочих равных, преимущество за внешними стилями.
2. Значительную часть айкидо занимают духовные практики. Таким образом для неяпонцев возникает мировоззренческий конфликт. Верующй православный человек соблюдающий канон православия не станет практиковать айкидо, потому что его ритуалы противречат канону: - поклон шомену - поклоны сенсею - правила поведения в додзё
3. Методическая база айкидо в большей части залов отсутсвует. Многие инструкторы с высокими (от 3 го дана) иногда показывают такие вещи, что возникает вопрос психической вменяемости.
Не так давно видел как инструктор 3-го!!! дана показывал защиту от шомен-учи с переходом на иккё омоте, отклонением своего корпуса назад. Кисть тори пролетала мимо головы . Потом её ловили с наружной стороны локтя и через хиджи роняли тори на пол. Что произойдёт если в кисти будет зажат нож, дубинка или холодняк - не секрет. Дистанции уклона не хватит. Инструктор будет убит. Его ученик - тоже. Следовательно, методики, а зачастую и простого понимания принципов айкидо, во многих додзё нет.
Фактически - отсутвует единое методическое руководство развитием айкидо в СПб. Практикующий у одного инструктора, приходя в другой зал вынужден переучиваться, потому что этот инструктор понимает!!! техники и принципы по другому. Чаще всего вопрос о принципах айкидо и попытка пришедшего объяснить то что он делает заканчивается фразой инструктора: я старше по уровню, делай как я сказал, или уходи.
Это говорит о том что в современном айкидо в России, да и в мире, наверное мало кто понимает базовые принципы, на которых строятся все техники. Поэтому нет единой системы взглядов и оценок.
4. Большую озабоченность у практикующих вызывают разборки между инструкторами назных направлений. Тамуровцы не очень контачат с фудзитовцами, тохеевцами, берешевцами. Налицо - нарушение принципа единения. Отсутсвие единой политики в области развития айкидо. Простой пример: Фестиваль Белые ночи. Назовите 10 отличий от обычного семинара приезжающего сенсея. Их нет. Обычный семинар Тамуры, Ямады, Сугано или ещё кого-нибудь.
Каждое направление крутится в своём соку и мало интересуется тем что происходит у других. Почему? Потому что много абстракции и умозрительных критериев. У контактинков всё проще. Всё проверяется контактом. : ) Любые особенности теники других направлений подмечаются и берутся в арсенал при условии эффективности.
Мне очень понравилось, что сказал Андрей Никоаевич Кочергин - очень умный и очень прагматичный человек (в 8!!! даном по контактному карате.) "Айкидо - это высшее образование в области боевых искусств. Но прежде чем идти в институт, люди учат алфавит, учатся читать и писать."
Разговор был на семинаре по ножу. Поэтому фраза "алфавит, читать и писать" немножко шире. Нужно понимать, что занимаясь айкидо, человек изучает сложные формы защиты от простых атак. В то время как о простых защитах имеет очень пространное представление. И не имеет навыка этих защит. За долгие годы в разных залах я только от двух инструкторов слышал: Идите в другие залы и пробуте работать с другими людьми. Эти же двое рекомендовали ходить к контактникам, для получения опыта. О-Сенсей в своё время прошел очень жестокую школу контакта. После этого возникло айкидо.
|