|
Любопытно, что до сих пор нет общей точки зрения на то, что на самом деле делал Основатель айкидо Морихей Уесиба, когда участвовал в публичных демонстрациях айкидо. В многочисленных стилях айкидо и среди еще большего количества отдельных учителей, многие из которых тренировались непосредственно у Основателя, нет общего представления о том, как происходит переход от базовой техники, у каждого учителя имеющей некоторые особенности, к «продвинутому» уровню.
Для некоторых учителей «продвинутое» айкидо очень похоже на свою базу, просто выполняется более гладко, с меньшими видимыми усилиями и как поток перетекает от одной технике к другой. В этом случае «продвинутый» означает только определенный уровень не требующего приложения физических усилий расслабления, который достигает айкидоист, когда имеет дело с атакой со стороны своего партнера/оппонента. Однако эти учителя, по-видимому, считают, что форма техник должна быть сохранена в том виде, в каком она была у Основателя. Другие учителя полагают, что квинтэссенция айкидо – это айкидо, которое Морихей Уесиба показывал в восьмидесятилетнем возрасте. Эти учителя предприняли попытки воспроизвести ту «бесформенность», которую Основатель демонстрировал в конце своей карьеры. Для этих учителей гораздо важнее чувствовать каждый нюанс изменения физической или психической энергии, чем добиваться хорошей техники на физическом уровне. Некоторые из них фактически порочат интенсивные физические тренировки – в противоположность тому, что всегда предлагал Основатель.
Проблема обеих этих подходов заключается в том, что для Основателя айкидо было непрерывным процессом, который продолжался до самой его смерти. Те, кто пытается вычленить из жизни Основателя время, когда он занимался «ортодоксальным» айкидо, определенно не понимают фундамента, на котором основывалось айкидо в тот конкретный период времени. Они предпочитают игнорировать все, чего достиг Основатель позже и что часто стоило ему десятилетий беспрестанных тренировок. Те, кто это делает, по-видимому, руководствуются своими личными пристрастиями, а не конкретными фактами и обстоятельствами.
Те, кто хочет перескочить сразу к концу карьеры Основателя и сделать его продвинутую и лишенную жесткой формы технику образцом для своей собственной практики, пытаются понять искусство, не понимая основ, на которых стоит все здание. Некоторые учителя продолжают настаивать на том, что мы не должны снова изобретать колесо, поскольку Основатель уже сделал за нас большую часть этой работы, и нам не нужно этим снова заниматься. Такие аргументы имели бы смысл, если бы в реальности существовали примеры такого рода. Но я еще не видел ни одного случая, когда кто-то достиг в своей технике неземного уровня без тяжелых физических тренировок. Попытки передать своим ученикам такое понимание, не дав им возможности пройти через весь процесс, в моем собственном опыте провалились полностью. Причина является совершенно очевидной – любое прозрение, любое просветление, которое приводит к качественному скачку в уровне тренировок, основывается на твердом фундаменте того понимания, которое было достигнуто ранее. Мне самому приходилось видеть, как некоторые перескакивали через ступени и прямо стремились к высочайшему уровню, не пройдя через необходимые шаги механических и чисто физических тренировок, которые ему предшествуют. Те попытки, которые я видел, всегда приводили к тому, что движения у таких учеников были пустыми, лишенными необходимого намерения, без которого выполнить технику на этом уровне нельзя.
|