|
(продолжение) Я думаю, что намного лучше было бы осознать, что вы — не О-Сенсей и что наше время — не старые времена. На инструкторе лежит ответственность по защите учеников от невежественных людей, чтобы додзе оставалось местом, где обучают чему-то стоящему и где ученики относятся с уважением друг к другу, в отличие от арены для состязаний неглубоких личностей. Додзе должно быть святым местом, где можно безопасно эксперементировать с разными идеями и техниками, целью которых является совершенно другой результат.
Разница между тренировкой и реальностью (между соревновательным видом спорта и боевым искусством) была хорошо проиллюстрирована айкидоистом, ответившим на вызов, брошенный ему дзюдоистом. Айкидоист вышел на поединок с настоящим мечом на поясе. В наши дни, однако, демонстрация идей посредством меча не очень практична, в тот момент, когда тайдзютсю перестает быть адекватным. Однако другое оружие часто остается недооцененным — слово.
Несмотря на устоявшуюся традицию боевых искусств, где почитают сильных и молчаливых типов, я считаю, что следует начинать беседу тогда, когда вы сталкиваетесь с невоспитанным и неподатливым уке. Это вовсе нелегко сделать, и здесь требуется смелость. Это, возможно, и не искоренит упрямство, но может сделать атмосферу в додзе более терпимой для многих людей, т.е. тех, кто на самом деле хочет изучать айкидо и не заинтересован в соревновании. Если оставить упрямого уке без внимания, он просто станет еще более непотдатливым.
К сожалению системе старшинства свойственно устрашать новичков (именно тех, на ком сильнее всего сказываются блокировки и запугивания), однако я считаю, что молчаливое игнорирование того факта, что кто-то применяет в додзе непропорциональную силу, показывает устарелое и неадекватное отношение к данному вопросу. Кроме того, всегда лучше использовать язык, а не кулаки. Лучше обмозговать действия, прежде чем вправлять мозги другому или оказаться в ситуации, когда это делают вам.
Во время недавнего визита в Японию я обнаружил, что старые отношения быстро не умирают. Однажды, когда я сидел с группой учеников в одном из додзе, где я раньше тренировался, кто-то упомянул про мои статьи в Журнале Айкидо. В этот момент присутствующий сенсей промолвил: «Интересно отметить, что в наши дни почти каждый может писать об айкидо, тогда как в старые времена только инструкторы с высокими рангами осмеливались делать это» (фактически он использовал японское слово «дозволялись», что раскрывает смысл). Было ли это замечание сделано про меня (назвался груздем — полезай в кузов) или было просто обобщением, я не знаю наверняка. Однако я считаю, что любой человек имеет право говорить или писать об айкидо, невзирая на ранг или опыт. Слушатель или читатель должен сам определить, насколько можно доверять словам такого автора. Свобода слова является той частью демократии, с которой, кажется, имеют трудности многие японцы старшего поколения.
Что касается мистического понимания в стиле О-Сенсея и попыток объяснить это словами, я соглашусь, что тот, кто говорит — не знает. Я был бы первым, кто принял божественное наказание, если бы притворился, что имею доступ к такому уровню знаний. Я подозреваю, что наказание не было бы таким драматичным, как удар молнией, а, скорее, приняло бы форму постепенного погружения в еще большее невежество. Это закончилось бы как в пословице, где ищут черного кота в темном угольном подвале, а кота там нет. В этом смысле невежество само по себе является наказанием. Каждый, кто открывает рот насчет чего-либо, берет на себя риск, однако это не должно препятствовать возражениям о явных нарушениях духа айкидо.
Оставляя угольные подвалы в стороне, следует сказать, что в айкидо есть темная сторона, которую символизирует неподатливый уке. И если старшие наставники игнорируют это, то новичкам и всем тем, кто еще может видеть отчетливо, становится важно указать на это явление любыми путями. У них, как и у других, есть право высказать свое мнение.
Опыт не ведет к просвещению автоматически, и некоторые сенсеи несут чушь, в то время как
|