|
По моим наблюдениям, в употребительную практику дзюдоистов он входит, начиная с уровня КМС, я даже в свое время использовал его как критерий оценки борцов во время общей разминки перед соревнованиями. Если на первенстве вузов увидеть отработку ути-мата можно редко, то перед мастерским турниром все покрытое разминающимися борцами татами просто сверкает им. В исследовательских работах по дзюдо приводится и сравнительный анализ подсчетов разных авторов, и собственные исследования – разные исследователи приводят слегка отличающуюся статистику проведения приемов на международных соревнованиях, но подхват и бросок через спину (наверняка с колен) попеременно делят лидерство, далее идут зацеп изнутри, задняя подножка и т.п. По мере освоения броска появилась возможность оценить его эффективность в схватках. Но только теоретическая схема дзюдо показывает, в чем великолепное изящество и эффективность ути-мата. Этот бросок – единственный из всех подхватов, при котором подбив опоры после фиксации оси плеч проводится не под опорную, а под без опорную ногу, как в подсечках. В результате сопротивляться броску после правильного вхождения в подворот не возможно – противодействие требует приложения силы к атакуемой конечности, но силу можно вложить только в опорную ногу. Усилие бесполезно – используя без опорную конечность как рычаг, перевернуть противника гораздо легче, чем при классическом подхвате. Поэтому хорошо проведенный бросок проходит ошеломительно легко. Виртуозней только подсечка, но если подсечку нужно «ловить», то ути-мата – «создаваемый», атакующий бросок. В общем, прошу прощения за длинноту, но для меня этот бросок – квинтэссенция современного дзюдо, его суть и высшая точка. Тогда почему его не делают самбисты? Причина не распространенности подхвата изнутри в самбо, на мой взгляд, в ином принципе выведения из равновесия. Для хорошего ути-мата захват за отворот надо брать на уровне шеи, и локоть этой руки выводить вверх. При классическом самбистском варианте, с выведением локтя под мышку, бросающий слишком сильно разворачивается спиной к противнику и получается обычный силовой подхват вроде хане-госи. Поэтому в самбо «конек» любят больше. Кинематика та же, а в выполнении проще. А теперь замечание по поводу популярности ути-мата в дзюдо. Кроме того, что этот бросок ошеломительно хорош, есть и второй фактор – помимо него в арсенале классического дзюдо надежных амплитудных бросков для современной манеры борьбы почти нет.
Из 40 приемов канонического дзюдо: 7– броски через бедро в разных вариантах захвата и выведения из равновесия (по горизонтальному кругу, по вертикальному, со вскидыванием на бедро), включая два варианта, применяемых в качестве контрприема (уки-госи, о-госи, цури-госи, цукури-госи, цурикоми–госи, коси-гурума и уширо-госи); 8 – подсечки, как отдельные броски рассматриваются передняя при движении уке вперед и передняя при движении уке назад, боковая при шаге уке вперед и боковая при шаге уке вбок (харай-цурикоми-госи, сасае-цурикоми-госи, деаси-барай, окури-аси-барай, коучи-гари, косото-гари. Плюс хидза-гуруми и уки-вадза (опорная в падении); 6 – инерционные, рассматривались выше (о-гурума, о-сото-гурума, аси-гурума, уки-отоси, суми-отоси, йоко- вакаре; 3- зацепы (косото-гари, оучи-барай, йоко-гаке); 5 – подсады – группа включает такие разнообразные приемы, как мельница, «пистолет», бросок через грудь, через спину (сото-макикоми, сеой-наге, ката-гурума, ура-наге, томое-наге); 4 – подхваты, включая два варианта «конька» (харай-госи, хане-госи, хане-макикоми, ути-мата); 2 – посадки вперед и вбок (тани-отоси и йоко-отоси);
|