Тэцутака Сугавара "Как пользоваться каждой частью вашего тела и разумом"

Автор:
Опубликовано: 4465 дней назад (18 июня 2012)
Блог: Айкидо
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
«Айки» и как пользоваться глазами

Мастер решил, что «айки является сущностью будо», основании этого изобрел айкидо. Айкидо, таким образом, представляет собой синоним будо. Этот термин относится не к техникам айки, а к ментальным аспектам. Традиционные японские и китайские боевые искусства обладают техниками, схожими с техниками айкидо. Поэтому наиболее важной является способность мысленного «производства айки». Какое состояние можно назвать «айки-мтеиру» или «айки-ситернаи»? Я попытаюсь объяснить эти понятия, как сам их понимаю.

Сначала поговорим о восприятии.

«Ки» является проявлением разума. Например, когда вы смотрите на человека справа, сначала ваш разум отдает команду глазам посмотреть направо. После этого возникает «ки» посмотреть направо и образуется осознанное восприятие находящегося справа предмета.
«Ки», таким образом, можно приравнять к «осознанию». Смотреть на человека и сохранять его образ в разуме означает «воспринимать» его, после чего начинается мыслительный процесс об этом человеке. Это состояние, в котором вы обращаете «ки» на человека. В данном случае ваш разум начинает «айки». Даже если человек не смотрит на вас, вы производите «айки» по отношению к нему. Другими словами, восприятие является «айки». В этом заключается значение «айки», вы не делаете «айки» после того, как партнер начал против вас атаку. Мастер Уэсиба говорил: «Как только я вхожу в додзё, я сразу делаю айки».

Если вы будете поворачивать глаза еще дальше вправо, человек исчезает из вашего поля зрения, но, продолжая думать о нем, вы будете «мысленно» видеть его. В данном случае под словом «видеть» подразумевается способность видеть человека как глазами, так и разумом. ]
Когда вы мысленно посмотрите налево, ваши глаза, продолжающие смотреть направо, могут ничего не воспринять. Однако после тренировок вы научитесь одновременно воспринимать предмет справа и человека слева. Мне говорили, что чем больше предметов, занимающих различное положение, вы можете воспринимать одновременно, тем выше ваше мастерство. В этом случае ваши глаза не будут сфокусированы в каком-либо одном направлении.

Порядок действий следующий: разум — ки — осознание — восприятие — невосприятие.
Такэда Сокаку | Разновидности айкидо
0 # 15 августа 2012 в 23:49 0
Ваш разум направлен на человека в «плоскости восприятия», однако фактически он находится вне вашего поля зрения. В момент невосприятия, как это ни странно, вы можете видеть всего человека. Таким образом, в будо чрезвычайно важным является умение пользоваться глазами именно таким образом. Это состояние глаз называется «тохяма-но-метсуке» (взгляд на далекую гору поверх плеча вашего партнера) или «хокуто-но-метсуке» {взгляд одновременно в глаза и на руки вашего партнера), в разных школах оно может именоваться по-разному.

Человек, использующий «тохяма-но-метсуке», создавая впечатление, что смотрит в глаза партнеру, на самом деле смотрит на его руки.

Когда вы обращены к партнеру лицом, вы должны научиться входить в состояние «айки».

Айки особенно необходимо для восприятия сразу нескольких человек, как, например, анинзу гаке (многочисленных противников). Чем больше вы можете одновременно воспринимать, тем качественнее айки вы совершаете. Поэтому вы должны тренировать в себе способность при повороте головы воспринимать предметы как справа, так и слева.

Чем же является айки, когда ваш партнер (противник) нацелен на вас?

Я поступаю следующим образом.

1. Наблюдаю за глазами партнера воспринимающим (или невоспринимающим) взглядом, чтобы понять его намерения (что он определил своей целью).

2. Слежу за дыханием партнера (оно подскажет, когда он начнет проводить атаку).

3. Привожу свои руки и ноги в соответствие с дыханием партнера (чтобы использовать его ритм дыхания). Когда ритм дыхания партнера составляет два удара, атаку можно проводить на третий удар. Когда его ритм составляет три удара, атака проводится на четверти удар. Оборонительные комбинации должны изучаться индивидуально. Я бы хотел, чтобы вы делали это самостоятельно. Главное — заранее предполагать возможные действия партнера (в обороне или контратаке) и планировать следующую атаку. Многие ката пыли созданы специально для развития мастерства в проведении подобных комбинаций. Однако в тренировках с оружием очень немногие мастера отрабатывают длительные комбинации, потому что занятия даже с деревянными мечами могут быть очень опасными.

4. Прищуриваю глаза, чтобы партнер не смог догадаться о моих намерениях. Если вижу, что противник утратил бдительность, атакую. Если партнер проводит контратаку на второй удар, атакую на третий удар.

5. Старайтесь выполнять все движения естественно и свободно. Атакующего нервирует такая манера поведения. Поэтому он будет делать ложные выпады и наблюдать за вашей реакцией.
0 # 2 октября 2012 в 11:39 0
Например, атакующий может сделать вид, что атакует, но не проводит атаку, а затем, когда вы расслабитесь, подумав, что он не будет атаковать, немедленно последует атака. Когда ваш партнер сделает вид, что начинает атаку, вы сделаете невольное движение глазами или телом, давая ему понять, в каком направлении будете двигаться. Удар партнера последует именно в этом направлении. То есть, в каком бы направлении вы ни двинулись, удар все равно настигнет вас. Поэтому очень важно не растеряться до настоящей атаки партнера и правильно оценивать его намерения. Регулярные занятия помогут вам развить в себе такую способность. Она называется «фудошин». (В буддизме «фудошин» означает сердце фудо; существует множество воплощений Будды, но «разум его всегда останется одним и тем же.) Ваш разум всегда должен оставаться спокойным и непоколебимым, наблюдающим за духом партнера и не поддающимся на провокации.

ДЫХАНИЕ

Дыхание представляет собой повторяющийся процесс вдохов и выдохов. Наш организм получает «ки», когда мы вдыхаем воздух и выдыхаем двуокись углерода. Но поскольку вы почувствуете удушье, если будете задумываться о периодичности собственного дыхания, оно осуществляется бессознательно.

Существует три пути получения «ки».

Во-первых, мы получаем «ки» от своих родителей, это называется «высшим духом»,

во-вторых, мы вдыхаем «ки» из воздуха,

в-третьих, мы воспринимаем «ки» с пищей.

Если организм лишается кислорода, смерть человека наступает в течение нескольких минут. В первую очередь мы нуждаемся в свежем воздухе. Собрать силы организм может, только вдыхая воздух. Человек не может ощутить прилив сил, если он голоден, но также он не чувствует себя сильным, если принял слишком много пищи. Подобным образом вам не удастся собрать силы, вдохнув слишком много воздуха. Максимальная сила наполняет организм только при размеренном дыхании и размеренном питании. Важно научиться вырабатывать в себе такое состояние, когда силы ваши приближаются к максимуму. Такое состояние возникает в том случае, когда вы вдыхаете медленно и глубоко, наполняя легкие на 80 процентов. Во время атаки следует делать резкий выдох.

С другой стороны, сила ваша будет минимальной в момент между полным выдохом и началом следующего вдоха. Таким образом, атаку партнера следует проводить на выдохе, но в тот момент, когда партнер только начинает делать вдох. Если вы будете контролировать нашего партнера при помощи киай, то добьетесь нужной синхронности.

Дыхание становится прерывистым от страха, возбуждения и волнения. Поступление воздуха в легкие становится нерегулярным, что ведет к нехватке кислорода и ощущению удушья.
0 # 7 ноября 2012 в 03:29 0
КИАЙ

Киай представляет собой металлический звук, естественно возникающий при выдохе, когда вы высвобождаете силу, и образуется он не вибрацией голосовых связок, а резким напряжением нижней части живота. Между киай в японских и китайских боевых искусствах существуют определенные различия. В Японии киай звучит как «эй», «йа», «то», «ха» и т.д., тогда как в Китае это глухой звук, похожий на «ха» или «фи». В любом случае, это звуки выдоха и вид дыхательных упражнений.

Киай несет в себе несколько значении: во-первых, это дыхательное упражнение, во-вторых, это способ встряхнуться в состоянии усталости, а в-третьих, это выражающий угрозу клич. Однако не следует пользоваться киай слишком часто — это быстро утомит вас.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АЙКИ И СУКИ

Считается, что когда вы делаете айки, то постоянно находитесь настороже. Что же представляет собой состояние постоянной бдительности? Я объясню это на примере.
Во-первых, вы должны избавиться от любых страхов и волнений, которые вы чувствуете по отношению к своему партнеру, вызвать в себе безразличное отношение к тому, что партнер может первым нанести вам удар, и сохранять это отношение даже тогда, когда партнер начнет осыпать вас ударами (это значит, что ваш партнер не делает айки). Такое состояние спокойствия вырабатывается в том случае, если ваше тело благодаря тренировкам способно мгновенно перемешаться в любом направлении и вы полностью уверены в собственных силах. Состояние, в котором вы поглощаете разумом своего партнера и проводите атаку, несмотря на то, что в этот момент атакуют вас, и является сущностью постоянной бдительности. Ваши техники должны быть подкреплены таким состоянием.

Мастер Уэсиба говорил:
«Когда партнер атакует вас, вы должны заглянуть в его разум и почувствовать, что вы обволакиваете своим разумом разум партнера» (Морихей Уэсиба. «Тренировки будо в айкидо», с. 7, издательство Института боевых искусств Сугавара). Что же касается развития в себе такого состояния, то, как я уже говорил, хорошим способом является мысленное представление о безграничном расширении вашего тела.

РАБОТА НОГ

От работы ног зависят такие важные элементы боя, как перенос веса тела, дистанция, сила ударов ногами и т. д. Работа ног, по сравнению с другими частями тела, особенно сложна.
Теперь я расскажу о работе ног «кошачьего стиля». Когда вы просто идете, пола сначала касаются пятки, но в кошачьей походке первое касание осуществляется передней частью стопы. Такая походка называется «цуги-аши», она бесшумная и дает возможность передвигаться быстро. Во время походки кошачьего стиля бедра опушены, а колени чуть согнуты.

Если вы будете долго тренировать такую походку, то сможете научиться ходить мягко и бесшумно, как кошка. Однако когда вы прыгаете в воздух, тело ваше должно падать вниз со скоростью железной болванки. Как говорится в китайской пословице: «Взлетать как перо, падать, как железо».
0 # 8 января 2013 в 15:40 0
Важный момент работы ног состоит в том, что, когда вы переносите вес тела с одной ноги на другую, вы не должны делать «нидоаши» или «ниноаши» (двойного шага). Это означает, например, что при атаке правой ногой вы должны, во-первых, правильно поставить ее, но обычно левая нога сначала немного отступает назад при быстром переносе веса тела. Движение сначала левой ногой назад, а затем правой ногой вперед означает — 1 + 1 = 0, но 0 + 1 = 1, поэтому двойной шаг очень вреден. Не делайте двойной шаг во время атаки, потому что он замедлит ваше движение и уменьшит дистанцию, и вы не сможете донести кончик вашего меча до тела партнера.

При «иссоку итто» (один шаг для одного взмаха мечом) очень важно синхронизировать работу ног с движениями рук. Нужно тренировать в себе способность перемещаться в любом выбранном вами направлении. Работой ног также можно менять дистанцию.

МЕТОД ТРЕУГОЛЬНИКА

Когда вы наступаете на противника с фронта или фланга, вы должны учитывать углы атаки. Мне принадлежит изобретение метода «санкаку-хо» (метод треугольника).

Если вы продолжите движение санкаку-хо, то опишете вокруг противника круг. Отработкой этого метода вы добьетесь умения успешно атаковать противника справа или слева.

ГОЛОВА

Для того чтобы правильно схватить партнера, вы должны держать голову неподвижно. Важно прижать подбородок и держать голову прямо. Именно от положения головы зависит ваша поза. Если партнер пытается нанести удар вам в голову, вы должны в первую очередь убрать голову с линии удара.

Кисти (ЛАДОНИ)

Когда вы наносите удар партнеру кистью руки (шуто), очень важно вкладывать в него силу дыхания. Не следует слишком напрягать ладонь. Лучше не сжимать кулак, чтобы чувствовать «ки», истекающее из ладони.

Существует устное учение о том, как правильно держать предметы. Например, когда вы держите меч, вы должны располагать на ладони головку его рукоятки. Поскольку вы держите его так, как держали бы яйцо, этот метод захвата называется «нигири-тамаго-но-тено-учи» (форма ладони, держащей яйцо). Держите вы его всеми пятью пальцами, удостоверившись, что и указательные пальцы согнуты. Место захвата является точкой, соединяющей оружие с вашим телом. Важно направлять силу из нижней части живота к кончику меча и держать его так, чтобы пульсация крови достигла конца оружия. Секрет правильного захвата меча состоит в том, чтобы «кие проникало до самого кончика, делая его не слишком жестким, но и не слишком мягким. Я часто вижу, как люди, занимающиеся айкидо, отставляют в сторону указательный и большой пальцы, когда держат кен или джо, а этого следует избегать.
0 # 10 января 2013 в 12:32 0
Далее, когда вы хватаете партнера за запястье или руку, вы должны держать его всеми пятью пальцами. В особенности напрягайте большой палец и мизинец и не забывайте о кончиках пальцев.

ЗАПЯСТЬЯ

Запястья должны быть гибкими. Если партнер хватает вас за запястье, вы даже из этого положения можете схватить его простым вращением своего запястья. Вращение запястья можно осуществлять как внутрь, так и наружу по отношению к запястью партнера.

РУКИ

При броске партнера нужно использовать всю руку, а не какую-то одну ее часть. Верхняя и нижняя части руки соединяются в локтевом суставе. Когда вы вращаете рукой или наносите партнеру удар, выпрямляйте руку, а не сгибайте ее в локте. Применяя техники тела, всегда держите руку несколько согнутой в локте, чтобы по форме она напоминала дугу. Излишне напряженную или прямую руку легко сломать. Поэтому, принимая какую-либо позу, старайтесь не выпрямлять руку больше необходимого.

ПЛЕЧИ

Важно не напрягать плечи и не сутулиться. Если у вас плечи напряжены, вы легко потеряете равновесие и не сможете быстро передвигаться. Установив дистанцию, выставите одно плечо с рукой вперед в положение «шин» (вытягивание) и примите косую стойку. В положении «шин» также должны находиться ноги, колени и ступни.

ЛОКТИ

Всегда держите локти несколько согнутыми, придавая рукам дугообразную форму. Нанося партнеру удар, выпрямляйте локоть, но не вытягивайте чрезмерно руку. Когда вы поднимаете локоть, под рукой возникает незащищенная область, уязвимая для атаки вашего партнера.
0 # 14 февраля 2013 в 17:51 0
КОЛЕНИ

Устойчивость ваших бедер зависит от колен. В момент удара направьте «ки» в колени и слегка напрягите их. Колени должны быть согнуты. Колени влияют на дистанцию. Подвижность в коленных суставах вырабатывается попеременным переносом веса тела вперед и назад. Дистанция, устанавливаемая только шагами, свидетельствует о низком уровне подготовки.

Коши (БЕДРА ИЛИ ПОЯСНИЦА)

«Коши-о-киру» означает быстрое вращение в талии. Пользуйтесь этим методом, когда вам необходимо совершить быстрое движение, например, повернуться, отразить атаку, провести собственную атаку и так далее. (Значение «коши» в Японии и Китае различное)

Занимаясь айкидо и китайскими боевыми искусствами, вы должны держать бедра опущенными, но не опускать их слишком низко. Следующая информация может быть для вас очень важной:

Кусшин

Опустите бедра и уравновесьте тело, затем из этого положения выпрямите ноги, используя силу ступней.

Маай (дистанция)

Уровень бедер и подвижность коленей могут влиять на длину вашего шага и определять границы вашей досягаемости.

Расен ундо (спиральное движение)

Это движение строится на знании физиологии мышц, располагающихся вокруг костей по спирали. Спиральные движения порождают мощную силу. Спиральные движения можно совершать головой, плечами, руками, бедрами и всем телом. В тай-цзы-цюнь, прикоснувшись рукой к партнеру, вы можете почувствовать его слабые места, делая легкие и плавные толчки. В айкидо, если вы слегка прикоснетесь к руке партнера, то почувствуете его дух (ки).

"Айкидо и китайские боевые искусства " – Тетсутака Сугавара, Лю Чжиан Син. "Феникс" 2000г. 512л.