В настоящее время очень часто можно услышать мнение, что работа с оружием в айкидо — это пустая трата времени. Действительно, вероятность встретить на улице человека с мечом за поясом исчезающе мала (хотя шанс получить по голове дубинкой, арматурой или, на худой конец, бутылкой до сих пор присутствует), а различные субури и техники против человека с оружием очень давно не входят в официальную программу большинства стилей айкидо. Многие мастера айкидо уделяли особое внимание тренировкам с оружием. Учитель Морихэя Уэсибы — Сокаку Такеда был признанным мастером фехтования, и работа с боккеном была неотъемлимой частью обучения его дзю–дзюцу в годы, когда ношение меча в Японии было запрещено. Морихэй Уэсиба в своем додзё в Ивама также много времени уделял практике "айкикен" и "айкидзё", то есть работе с мечом и шестом. Это привело к тому, что айкидо очень многое переняло от кендзюцу, начиная от многих базовых принципов и заканчивая терминологией. Такие термины, как шомен учи, ёкомен учи, тэгатана — отражают основополагающие принципы работы с мечом. Основа "кихон доса" — камаэ, или правильная стойка, практически в точности соответствует стойке в кендо, а положение рук при ней иммитирует держание меча. Одна из важнейших идей айкидо — "ирими", также полностью заимстовована из фехтования.
|