|
Думаю, все видели немало бойцов, которые умеют или бить – или перемещаться, но практически не делают то и другое одновременно. А если и делают, то шаги у них происходят отдельно, а перемещения – отдельно, в итоге рассогласованные действия ногами и клинком вместо того, чтобы помогать, мешают друг другу.
Единственное, чему можно научиться при таком подходе – это крайне формализованные действия. Конечно, вполне естественно, если базовая техника у всех, занимающихся у одного тренера, одна и та же. Но всё-таки, все люди немного разные, и чем раньше начнёт выстраиваться индивидуальный стиль боя – тем лучше. Но для этого людям надо дать хоть какую-то возможность для творчества. Если же мы загоняем людей в жёсткие формальные рамки – ходить нельзя, бить – только так, защищаться – только так и ни на сантиметр в сторону, контратаковать нельзя, то ни о каком творчестве и индивидуальности речь уже не идёт.
И кроме всего прочего, только защищаться или только бить – попросту скучно. Людям довольно быстро надоедает этим заниматься, интерес ослабевает и они начинают формально отбывать повинность по нанесению формальных ударов и такой же формальной защите. При этом, защищающийся не получает важнейшего навыка перехвата инициативы, а нападающий – не менее важного навыка удержания инициативы. Вместо этого они скорее научится играть в «собачку», когда нападающий раз за разом пугает защищающегося, показывая начало удара, а потом, наконец, выгадав удобный момент, неожиданно бьёт. Понятно, что в свободном спарринге ни один мало-мальски опытный боец так издеваться над собой не позволит.
Из-за всего вышеперечисленного этот общепринятый вариант я использую по минимуму, буквально в течении нескольких минут, а то и нескольких ударов.
Как только защищающийся хотя бы в самом первом приближении понял, как именно надо защищаться – пусть даже он делает это очень коряво – мы переходим упражнению «Один стоит – другой нападает».
Для этого упражнения нужно два клинка, один короче другого в полтора, а лучше – в два раза. Если в наличии нет клинков, настолько разных по длине, то можно использовать ранее сломанные, лежащие без дела клинки. Как правило, в любой секции или клубе такие есть. Если место слома с зазубринами и его нечем обработать, или если в занятиях используются спортивные клинки, то место слома обматывается изолентой. Если под рукой коротких клинков совсем нет, то на худой конец можно буквально за несколько минут изготовить простенький деревянный макет кинжала с крестовиной из подручного материала.
Бойцу №1 даётся короткий клинок. При этом этот боец в процессе упражнения не имеет права сходить с места.
Бойцу №2 достаётся длинный клинок. Этот боец имеет право перемещаться.
Бить имеют право ОБА бойца.
Итак, боец с длинным клинком стоит вне досягаемости бойца с коротким клинком. Однако, если он потянется клинком к своему оппоненту, то его вооружённая рука тут же окажется под угрозой. Потому что длинна руки его противника, плюс длина короткого клинка больше, чем длина длинного клинка. (Если только это не двуручный меч, не копьё и не алебарда, но сейчас речь не о них).
Таким образом, безнаказанно пугать защищающегося атакующий не сможет. При попытке приблизиться, не атакуя, он тут же получит удар.
То есть, тут сразу начинает работать «Первое золотое правило фехтования», приведённое в «Едином языке фехтования»: «Если боец находится на таком расстоянии от противника, что противник может его достать, боец должен наносить удар, увеличивать дистанцию или делать то и другое одновременно».
Поэтому атакующему сразу приходится привыкать шагать одновременно с ударом.
Если он сначала ударит – то не достанет до противника. Если сначала шагнет – то сразу подставится под удар.
Если он шагнёт и ударит одновременно, то оппоненту некогда будет бить – ему придётся защищаться.
|