Всем привет, спасибо, было интересно почитать. ))
По правилам Фонда Айкикай на 1-й дан сдают знание техник, на 3-й - понимание и использование принципов айкидо. Это значит, что ученик к первому дану ознакомлен с линиями техник и ищет "идеальную линию", а к 3-му дану уже знает, что неизменными остаются только принципы (направления неустойчивого равновесия, формы входов, вертикальность вращения и т.п.). Геометрия (радиусы спиралей, глубина загрузки и т.п.) и скорость исполнения техники в каждом конкретном случае новая.
Мастерство айкидо на уровне скажем 4 дана оценивается по способности мастера быстро понять ситуацию и реализовать адекватную ей, новую и уникальную траекторию, строго сохраняя принципы айкидо. На этом экзамене не просят показать конкретные техники, только называют атаку. Атакуют одинаково, 3-4 укэ, требуется дзию: ваза ("самостоятельно выбираемые" техники), наиболее адекватные складывающимся ситуациям. Затем атакуют все вместе и как хотят. И это последний экзамен, сдающийся на татами.
Ольга С. и Дима, в вашем обсуждении есть тонкий момент. С одной стороны, техника и придумана для того чтобы не бороться, чтобы облегчить себе жизнь. Она помогает знать и атаковать слабые места противника, то есть поступать "как легче". По-жизни это хороший навык, помогает не ввязываться в борьбу, а "побеждать с подавляющим преимуществом" (с) О-Сенсей. Однако этот же подход в айкидо, без соревнований или должного волевого самоконтроля, может привить и воспитать лень. С другой стороны, закалка тела (волевое развитие силы и координации) помогает атаковать точно, сильно и бескомпромисно. Но ... без знания техник это почти бесполезно, можно лоб разбить при молитве. К тому же достижения в этой области очень ограничивают исходные физические данные (телосложение, пол, возраст и т.п.). Обе эти стороны обучения важны, умножаются друг на друга, и дают результат. Этот результат можно сравнивать, он ощущается на татами в форме "я на нём могу сделать, а он на мне нет", "в 2 раза более умелый (дольше занимающийся) может победить в 2 раза более сильного" и т.п.
Я абсолютно уверен что понимание тренировочного процесса многократно увеличивает результат. Учился и языку и айкидо к счастью не только в школах с тупым японским повторением и копированием сенсея ("сделаешь 1000 раз - поймёшь, вопросов не задавать"), но и в европейских (с ответами на вопрос: "А зачем мне это делать?"). Опыт мирового каратэ-до, дзю-до, и в особенности айкидо, показывает что японский подход устарел. Завершило его существование появление видео, и затем интернета, где каждый может не отходя от компьютера сравнить подходы к решению одних и тех же задач в разных методиках.
|