|
Чем выше уровень подготовки, тем надежнее его психическая готовность к действию в экстремальных условиях реального поединка.
Часто бывает так, что в результате длительных тренировок спортсмен отработал точную координацию движений, развил мышцы, отшлифовал технику нанесения ударов. Сердце его превратилось в неутомимый двигатель, способный перекачать те тонны крови, которые пройдут через него во время спортивного соревнования. И вдруг, словно тайная отрава поражает мозг: внезапное предчувствие поражения, беды или страха перед выступлением выводит спортсмена из состояния психического равновесия, которое у неустойчивых душевно людей может перейти в самовнушение.
Достигнутый долгим трудом автоматизм действий, переведенных с помощью упорных тренировок из сознательного в подсознательное, переходит обратно в ведение сознания, уже отравленного случайным внушением. А это означает конец.
Великолепная координация разглаживается, мышцы скованы устрашившимся сознанием, вместо четких ударов следуют неловкие рывки и дерганья, а вместо мгновенных рывков и движений - замедленные, заторможенные усилия. В этом случае можно заранее предсказать, что страх выступления, соревнования надолго, если не навсегда, поселится в душе спортсмена, заставляя некоторых даже расстаться с любимым видом спорта.
Вот почему психическая тренировка спортсмена не менее важна, чем всякая другая, Это, кстати, одна из причин, почему, например, восточные школы самообороны, чтобы создать психологически подготовленных спортсменов, начинают их обучение со школьного возраста. Но у многих спортсменов, неожиданно пришедших к занятиям рукопашного боя, срок тренировки и обучения гораздо короче и тут-то меры психического воспитания чрезвычайно важны.
Одна из морально-этических задач боевого искусства заключается в достижении гармонии духа и тела. Перед схваткой каждый должен привести в равновесие свои физические и душевные силы.
Правила рукопашного боя, гласят, что жажда победы нарушает гармонию действий спортсмена и в итоге, в большинстве случаев, приводит к поражению.
Что же предлагается взамен? Спокойствие, духовную расслабленность и отрешенность. Даже само понятие «самообладание» трактуется в рукопашном бое иначе, чем в традиционной европейской культуре. Оно означает не собранность и силу воли, а напротив, отдых души. «Во время сражения твоя голова должна быть пустой, свободной от всяких мыслей», — требуют тренера от своих учеников.
Эти требования тесно связаны с учением психотерапии. Состояние полной отрешенности помогало спортсменам рукопашного боя достичь максимального раскрытия резервов физических сил и преодолевать страх смерти.
Учение психологической подготовки бойца требует от его последователей практических ежедневных медитаций — сидение на полу, особым образом скрестив ноги, без движения, без мыслей, без чувств. Считается, что в этом состоянии человек приближается к непостижимой сущности бытия.
По мнению современной медицины, медитация благотворно влияет на нервную систему. Когда врачи с помощью электронных устройств сняли энцефалограмму у буддийских монахов, погруженных в медитацию, то она оказалась удивительно схожей с той, что бывает у людей во время глубокого сна. Таким образом, с медицинской точки зрения, духовное расслабление АТ представляет собой отдых мозга без сна.
Поначалу сидение в позе «лотоса» оказывается тяжелым занятием, руки, ноги и все тело ноют, тяготятся неподвижностью, в голову то и дело лезут разные мысли, потому, что человек привык постоянно думать. Умение полностью расслабиться приходит после долгих тренировок.
Воспитав в себе умение духовно расслабиться, самураи в преддверии боя забывали обо всем и это делало их действия в бою раскованными и гармоничными.
Психологическая готовность спортсмена к бою определялась так. Если руки выставленные вперед, слегка вибрировали, то спортсмен считался не готовым к схватке.
|