Глубокое значение первой части в следующем: “Вечное Дао () невыразимо, и так как оно не имеет ни формы, ни очертания, то его нельзя назвать каким-либо именем. Если будет произвольно дано имя Великому Дао (), то оно будет ложным, ибо Вечность неописуема. Это субстанция нематериального Дао (). Хотя это Великое Дао () нематериально, но Небо и Земля, то есть материальная Вселенная, возникают из него посредством преобразования (плавки), с созданием всех явлений с различными именами. Это функция нематериального Дао ()”. Итак, Лаоцзы () имеет дело и с Субстанцией и с Функцией Великого Дао (). Затем он называет практический метод для реализации этого Дао (), говоря: “На практике я всегда смотрел в нематериальный аспект Дао (), чтобы созерцать его границы или проявления. Другими словами, я смотрел и в Субстанцию, и в Функцию Великого Дао (). Поскольку нематериальная Субстанция Дао () создает все явления, которые материальны и могут быть названы именами, то они содержаться в его Субстанции”. Следовательно, тот, кто смотрит в их активности, может проследить их до самого источника, то есть до Субстанции. Поэтому Дао () охватывает все и пребывает повсюду. Вследствие этого Чжуанцзы говорит: “Дао есть в траве; оно есть в испражнениях и моче”. Если созерцание () выполняется таким образом, то будет воспринято чудесное Дао (). Лаоцзы () сознает, что его Учение может привязать практикующего к двум крайностям – материальному и нематериальному – и предупреждает: “И нематериальное и материальное являются одним и тем же”. Под этим он подразумевает: “Когда я смотрю в нематериальное, я не созерцаю только его невоспринимаемую Субстанцию, но также и все явления, созданные им и содержащиеся в нем. Когда же я смотрю в материальное, я не созерцаю только воспринимаемые формы, но также и нематериальное, из которого все явления возникают”. Другими словами, это – одновременное созерцание () нематериального и материального, имеющих одну Субстанцию. Понимая также, что практикующие могут спросить, почему имена изобретены, если нематериальное и материальное являются одним и тем же, он объясняет, что явления, возникающие из Дао (), имеют различные формы и поэтому названы различными именами, чтобы различать их. Можно думать, что реально существуют нематериальное и материальное, которые показывают существование относительностей и противоположностей, но никогда не может быть единства и тождественности; если так, то как Дао () может быть чудесным?
|