|
6. Шаолинь - не "только для китайцев". Здесь ежедневно бывают сотни иностранных туристов, немало иностранцев учится в местных школах ушу (например, в школе Главного тренера монастыря Ши Янь Лу). Правда, в монахи иностранцев пока не принимают. Нельзя также сказать, что шаолиньское кунфу создано только для китайцев и что заниматься им могут только люди с восточным телосложением. Кунфу, как и любое искусство, не может иметь только лишь национальный характер, оно является общечеловеческим феноменом. Безусловно, есть особенности и в тренировочном процессе и применении техники - например, китаец более организован с детства (как у нас считают - заорганизован), поэтому дисциплина и способность подчинять себя работе у него значительно выше. К тому же, начиная тренироваться, ему не приходиться преодолевать культурного барьера и размышлять о бессмысленности или бесполезности занятий, на что уходит много энергии у иностранных учеников. Занятия ушу, цигун и т.п. в Китае - массовый вид активности, они привычны, традиционны и целесообразность их почти не вызывает сомнения. Китаец привык доверять учителям (если он уж таковых выбрал) и уважительно относиться к традиции. Учитель (шифу) для него - отец, а родственные отношения, особенно вертикальные, являются в Китае незыблемой святостью, на них издревле держится китайское общество. Далее стоит отметить, что жизнь простого человека в Китае достаточно трудна и для того, чтобы выжить и тем более добиться чего-либо, нужно с детства привыкнуть много работать. Например, в школе ушу Такоу учится около 15 тысяч студентов, а получают профессиональную работу - единицы. С точки зрения работоспособности можно сказать, что "каждый человек кузнец своего счастья", а страна рождения не должна служить оправданием безделья или лености в тренировках. Есть также особенности, связанные с питанием: у китайских тренирующихся оно, в основном, вегетарианское, что дает легкость тела, подвижность суставов, способность к хорошей растяжке, малую утомляемость. (Здесь наибольшая трудность, конечно в том, что подобный стиль питания китайцев таков уже во многих поколениях, т.е. китаец уже рождается более подготовленным.) К особенностям тела можно также добавить более короткие ноги, что означает занижение центра тяжести тела, и более скошенный таз - это дает хорошую подвижность суставов ноги, способность к акробатике и к устойчивым низким стойкам. Но ведь всякое древнее искусство - это обширный арсенал способов и методов тренировок для различного типа и конституции тела, для любого возраста, пола и состояния здоровья. Кунфу - это и есть метод самоисправления, самовоспитания и саморазвития человека, во всяком случае, создано оно было для этих целей. 7. Шаолинь - это не единая и строго определенная система с одним учителем или штатом учителей, которые проводят тренировки по строго определенным методикам. За 1500 лет в монастыре, как и в шаолиньском движении, созданы сотни (если не тысячи) методик, стилей и направлений. К тому же, монашеское направление широко разрослось в народе, так что теперь не представляется возможным говорить о какой либо кодификации этой системы, в которую внесли свой вклад тысячи учителей, по большей части неизвестных. Можно сказать, что шаолиньский стиль есть некая "энциклопедия" движений тела и энергии. Конечно, в настоящее время, есть и шаолиньское начальство, и общепризнанные авторитеты кунфу, и традиция передачи буддийских линий преемственности от учителя к ученику, но процесс самого обучения, способы и трактовки приемов - личное дело каждого учителя. Монахи вообще всегда предпочитали тренироваться в одиночестве, максимум - в обществе ближайших соучеников. Единая массовая тренировка - это военно-коммерческий способ обучения, никогда не практиковавшийся в буддийских храмах.
|