|
" Что же касается проблем, которые могут возникнуть при неправильном выполнении медитации, (я имею в виду энергетические нарушения, о которых вы упоминали в своей статье), то могу сказать следующее: в книге Красулина «Жесткий цигун» описаны методики самых разных школ. Есть методики, где подробно описывает-ся, куда и как направлять энергию Ци, где она может застрять и пр. А есть школы, где просто говорится: сиди, дыши животом, сосредоточившись на даньтяне, и все – больше ничего делать не надо. При постоянной практи-ке энергия сама пойдет куда надо и тебя при этом не спросит. А что касается возможного неправильного те-чения энергии, то это всего лишь следствие неправильной позы (чаще всего – откинутой назад головы). Если практикующий не совсем дурак, то он либо изменит позу и избавится от головной боли, либо вообще прекратит этим заниматься, что для него даже лучше – если он до такой простой вещи не додумался, то ему действитель-но лучше этим не заниматься. Что же касается возможной опасности того, что Ци уйдет в ноги, то могу сказать, что есть огромное количество школ, где столбовое стояние совмещается с малой микроциркуляцией и ничего у них там никуда не сливается и не уходит. От себя лично могу сказать следующее. Я в свое время практиковал и тот, и другой способ медитации. В случае, когда энергия Ци ведется по телу сознательно, во-первых, ее ток чувствуется довольно слабо и на первых порах является всего лишь игрой воображения, а во-вторых, она дей-ствительно постоянно где-то застревает. Застревает именно потому, что так в книжке написано. Если же все это из головы выбросить и просто глубоко дышать животом, сосредоточившись на даньтяне и при этом делать это регулярно и подолгу, то довольно долго никаких особенных ощущений нет. Но когда они появляют-ся, то, во-первых, сразу понимаешь, что это действительно Ци, а во-вторых, становится ясно, что этой энергии твое сознательное вмешательство нужно, как зайцу стоп-сигнал. Она сама сначала наполняет область живота, затем при последующей практике сам начинает двигаться по заднесрединному меридиану, а потом и по перед-несрединному обратно в даньтянь. При этом она может двигаться и в руки и в ноги, вызывая тепло в опреде-ленных точках и ничего плохого из этого не выходит. Почему же такая разница в подходах? Мне кажется, что такое подробное описание того, куда и как надо направлять энергию во время медитации – более позднее на-слоение и является следствием того, что, во-первых, цигун в самом Китае начали использовать миряне для оз-доровительных целей, а во-вторых, эта методика пошла на экспорт - на Запад и к нам с вами. И в том и в другом случаях цигун стал товаром, а любому товару нужна соответствующая упаковка. Вот вся эта псевдоэзотериче-ская хрень этой упаковкой и стала. Не понаслышке зная характер азиатов, поскольку сам таковым являюсь, мо-гу сказать, что японцы и китайцы народ сурово прагматичный и обожают делать просто то, что мы предпочита-ем делать сложно и преодолевая трудности. И уж кто-кто, а они никогда не стали бы делать того, что не прино-сило бы реальный эффект и не было бы по своей сути простым до невозможности. Западному сознанию сложно понять как можно просто сидя и дыша животом можно добиться каких-то результатов. Ему нужна трехчасовая лекция с подробным описанием энергии Ци, конкретных маршрутов ее движения и прочей дребеденью. Про-стой неграмотный китаец, попавший в школу, этой роскоши был лишен. Хочешь - сиди и дыши, не хочешь – получишь палкой по хара (или по харе) и все равно будешь сидеть и дышать. А в перерывах сэнсэй тебя этой самой Ки или Ци по всем мягким и твердым местам огреет и скажет, что так и надо. И вот так этот неграмот-ный китаец без всяких лекций эту самую Ки или Ци освоит и будет ею других лупить, в то время как богатый европеец или американец будет лекции слушать и на семинары ходить. (Кстати, насчет европейцев и американ-цев это я для красного словца больше – пусть не обижаются.) Султан Садвакасов – мой сэнсей по Дайто-рю говорил, что сейчас вторые после Японии школы Дайто-рю находятся в Америке, а если все будет идти, так как идет,
|