Кстате, Вадим, по поводу вытягивания макушки и вертикальности: Интересная объяснялка по теории багуачжан.
"Требование «тянуть макушку».
… Скелет головы подразделяют на череп (мозговой череп) , состоящий из 8 частей, и кости лица ( лицевой череп), состоящий из 15 костей. Череп образует полость, в которой помещается головной мозг. Задняя часть мозга называется Варолиев мост (), за ним следуют семь шейных позвонков и весь позвоночный столб, заканчивающийся копчиком.
Эффективность физического усилия (фа ли)зависит от строго вертикального расслабленного (фансун) повисания-опускания (гуа) частей этой цепочки. Требование «тянуть макушку» в кулачных трактатах указывает на то, что надо постоянно помнить о вертикальном (прямом) усилии для растягивания цепочки: шея-позвоночник-копчик. При таком вытягивании позвонки все время будут находиться и в тонусе, и в подвижности (линхо), а тело обретет свойства мягкости (жоу) и твердости (ган). Если «макушку не тянуть», то постепенно формируется наклон корпуса вперед или назад. Если корпус наклонен вперед, то центр тяжести постепенно переносится вперед (поддержка равновесия). Если корпус наклонен назад, то вместе с переносом центра тяжести назад, подбородок задирается вверх. Оба этих положения опасны в бою и не позволяют телу полностью проводить силы-цзинь. Постоянное подтягивание этой цепочки позволяет, затратив маленькое усилие, получить большой результат.
Однако, еще более важным является то, что только вертикальное натяжение данной цепочки устанавливает прямое направление для взгляда. Прямой взгляд обеспечивается поднятие вверх ци мозга для питания духа-шэнь. Если взгляд вовне направлен прямо вперед, то взгляд внутрь «вскармливает» (ян) внутренний свет, который распространяется по всему телу. Тогда дыхание-ци переполняет каналы и меридианы тела, приводя все вокруг в движение, как воды реки, вышедшей из берегов…»
|