Коаны

Автор:
Опубликовано: 4601 день назад (30 апреля 2012)
Блог: Ушу
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Коан — короткое повествование, вопрос, диалог обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию. Цель коана — придать определённый психологический импульс ученику для достижения просветления или понимания сути учения. Европейским аналогом может служить христианская притча, но коан ни в коем случае не следует переводить или понимать так, поскольку ни мораль, ни религия почти никогда не имеют отношения к сути любого отдельно взятого коана. Истоки коанов восходят к рассказам о древних учителях чань-буддизма, начиная с Бодхидхармы; обычно в них повествуется о случаях достижения просветления этими людьми. Попытка понять коан логически неизбежно ведет к противоречию. Это противоречие играет важную роль в постижении своей истинной природы (природы Будды). Ученик, получивший коан от мастера, пытается решить коан всеми возможными способами и «подключает» все больше и больше сил для решения логически неразрешимой проблемы. В результате, когда «отключаются» все пять чувств, ученик находится на стадии, которую в йоге именуют дхарана. Это действительно замечательное состояние, т. к. коан и ученик остаются один на один (плюс некоторое блуждание ума). Если ум ученика достаточно «зрелый», то однажды блуждания ума затихают и остается лишь коан. В этот момент коан и ученик - целое, ученик испытывает проблеск реальности, известный как просветление.
(по материалам рассылки ФШБИ)
Новичкам | Для чего ты занимаешься контактным единоборством?
0 # 4 мая 2012 в 19:31 0
Коан №1
Давно отпустил её.



Как-то во время странствий наставник Таньшан и его спутник молодой монах подошли к реке. Совсем недавно прошёл дождь, воды реки оказались довольно глубокими. В тот момент, когда монахи уже приготовились пересечь реку, на берегу показалась одетая в шёлковые одежды молодая девушка. Она не решалась перейти через речку и оказалась в затруднительном положении, явно из - за того, что вода оказалась довольно глубока.

Девушка, идите сюда, - сказал Таньшан. Он взял её на руки и перенёс через речку.

Собрат-монах, увидев такую картину, всё шёл мрачный и расстроенный до самой остановки на ночлег. Наконец он, не выдержав, сказал Таньшаню:

- Мы, монахи, вообще не должны приближаться к женщинам. А подходить к такой молодой и красивой девушке ещё опаснее. Так зачем же ты нарушаешь уложения?

– А, ты о той девушке, что переходила через реку? – спокойно ответил Таньшань, – Я её давно уже отпустил, почему же ты всё ещё несёшь её?

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 16 мая 2012 в 03:32 0
Коан №2
Изначально это - твоё.

Чаньский наставник Даоу – «Прозревший Путь» жил в монастыре Тяньхуансы – «Небесного божества» в Цзинчжоу по соседству с бедняком, торгующим лепёшками.

Каждый день торговец жертвовал наставнику Даоу десять лепёшек. Всякий раз, приняв их и съев, наставник затем всегда оставлял последнюю, говоря сам себе: «Я жертвую это тебе, чтобы ты распространил добро на грядущие поколения!»

После чего просил прислугу отнести лепёшку обратно торговцу.

Шло время, и однажды торговец лепёшками призадумался: «Зачем, всё-таки, монаху возвращать каждый день одну из тех лепёшек, что я отношу? Неужели в этом есть какой-то глубокий смысл?». С этими мыслями он отправился к наставнику Даоу, чтобы узнать истинный смысл всего этого. Даоу ответил: «То, что изначально твоё, потом тебе же и возвращается, какая же здесь ошибка?»

Торговец лепёшками, услышав это, прозрел. Он стал почитать Даоу как своего наставника, принял постриг и стал монахом.

Наставник Даоу дал ему и монашеское имя: «Ты в прошлом благоговейно следовал добру, а сейчас – сумел с искренностью вслушаться в мои наставления. Именуйся ты Чунсинем - «Следующий искренности».

То был в будущем известный монах Лунтань Чунсинь.

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 21 июня 2012 в 23:21 0
Коан №3
Упрёк вора

Как-то раз, когда чаньский наставник Усян лежал и то ли спал, то ли нет, в зал для медитаций пробрался воришка. Он всё перерыл, но так и не нашёл никаких ценных вещей. Вор тяжело вздохнул и только приготовился уходить, как монах Усян произнёс: «Дружок, пожалуйста, закрой заодно мою дверь как следует!»

Вор, остолбенев, произнёс: «А ты, оказывается, настолько ленив, что даже двери должен закрывать кто-то другой. Неудивительно, что у тебя в монастыре нет ничего ценного!»

Монах Усян ответил: «Ну, это уж ты, мой друг, слишком! Неужели я должен в поте лица зарабатывать на вещи для того, чтобы ты их крал?»

Столкнувшись с таким «ленивым» монахом, воришке и в самом деле, не оставалось ничего иного, кроме как в сердцах захлопнуть дверь монаха и с задумчивым видом уйти.

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 2 сентября 2012 в 21:40 0
Коан №4
— У человека, что довольствуется малым, есть спокойствие и непринуждённость, которых нет даже у небольшой части обычных людей.

— Даже если твоё сердце слишком сильно привязано ко всякого рода вещам, не мешай себе тоже иногда немного полениться, расслабиться.

— Когда восходишь в чертоги чистого и свободного духа, то никакая вещь уже не загрязнит их.

— Каждый из нас, по сути – титан, взваливший на спину множество людей и вещей. И с рождения до смерти никогда даже не мечтавший о передышке, не представляя о возможности сбросить груз и отдохнуть немного. Слишком длительная и привычная нагрузка уже заставила нас забыть, каково это – жить расслабленно.

— Для того, чтобы заниматься мирскими делами, тоже требуется немалая мудрость! Не случайно говориться: «Благородный муж (цзюньцзы) искушен к хитрости, а низкий человек – строптив». Сталкиваясь с благородством и низостью, сложной и запутанной логикой человеческих чувств, и не обладая при этом мудростью и проницательностью, разве можно выявить, что здесь самое главное?
(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 9 октября 2012 в 10:39 0
Коан№5
Твой завтрак остыл.

Один последователь только-только пришел в чаньскую школу. На следующий день прямо во время завтрака он сразу же, не переводя дух, принялся задавать своему наставнику вопросы:

Первый: «Нетленны ли наши души?»

Второй: «Обязательно ли наше тело должно обратиться в Ничто?»

Третий: «Действительно ли наши души могут переселяться постоянно, по кругу?»

Четвёртый: «Если наши души постоянно переселяются, то остаются ли воспоминания о предыдущих перерождениях?»

Пятый: «Может ли чаньское созерцание избавить нас от созерцания бесконечной череды жизней и смертей?…»

Этот человек задал старому монаху сразу десяток вопросов и после хотел спросить еще, но наставник остановил его всего лишь одной фразой

- Твой завтрак уже остыл.

______________________________________________
Путы спадают

О чём все эти вопросы, что постоянно возникают перед тобой? О завтраке или о бессмертии души?

Вот тут кто-то сидит и рассуждает о Пути – не лучше ли постигать чань на практике?! А то, что ты вечно возвращаешься в этот мир – эту истину знает уже тот, кто едва вступил на путь Чань.

Проживай каждый миг с пользой. Не увлекайся нереальными вещами, не уносись в несбыточные мечты. Нужно лишь научиться пользоваться нынешним существованием.

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 14 ноября 2012 в 10:42 0
Коан №6
Оставь это!

Один представитель иного учения – вайдао преподнёс Миром Почитаемому две вазы с цветами.
Миром Почитаемый сказал:
- Оставь это!
Вайдао поставил одну из тех двух ваз, что были у него в руках.
Миром Почитаемый снова сказал:
- Оставь это!

Вайдао поставил другую вазу.
Однако Миром Почитаемый вновь сказал:

- Оставь это!
Вайдао, разжав ладони, промолвил:
- Обе мои руки уже пусты, что же ты еще просишь оставить?
Миром Почитаемый изрёк:
- Я прошу тебя оставить не эти вазы, а оставить все страсти и заботы, что несешь ты в себе. Когда ты оставишь все это, то во все последующие времена ты будешь освобожден от оков жизни и смерти.
_______________________________________________________
Путы спадают

Оставить все – отнюдь не значит, что-то отбросить во внешнем мире, а избавить сердце от оков, полностью освободить душу.

Хорошенько подумай о том, что лучше всего отбросить, а что, как раз, отбрасывать и не стоит.

Примечания:

Миром Почитаемый (Шицзунь): одно из десяти имён Будды, означающее его мудрость и благодеяния, почитаемые во всём мире.

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 17 ноября 2012 в 07:48 0
Коан№7
Путь в один конец.

Однажды чаньский наставник Дуншань навестил своего ученика Дэчжао. Дэчжао в ту пору тяжело занемог и попросил помочь ему понять перед смертью буддийские истины. Он не мог даже и представить, что может уйти из этого мира, так и не встав на путь просветления!

- Ты последователь какой школы? – спросил Дуншань.

- Я последователь школы Отсутствия природы Будды, – отвечал Дэчжао.

Монах Дуншань ничего не сказал и лишь пристально взглянул на ученика.

- В то время как меня со всех сторон окружили высокие горы, отчего же мне может стать легче? – взволнованно продолжал спрашивать Дэчжао

- Так я же и сам сошел сюда из мира людей,– произнес наставник Дуншань.

- А если бы я и Вы, учитель, вновь сошли бы в этот мир, не разминулись ли бы мы с Вами? – спросил Дэчжао.

- Конечно, не разминулись бы! – ответил наставник Дуншань.

- Если бы мы не разминулись, то куда бы Вы, учитель, направили бы меня? – продолжал спрашивать Дэчжао.

- Туда, где начинается дорога, несомненно! И если ты не можешь успокоить свой дух, то пойди к распаханным полям благодати и посей зерно истины! – указал монах Дуншань.

- Тогда прощайте! Счастливо оставаться, – произнёс Дэчжао и испустил дух.

Монах Дуншань взмахнул перед ним посохом три раза и, горестно вздохнув, сказал:

- Да, ты воистину смог уйти, но вот так же вернуться уже не сможешь.
______________________________________________________
Путы спадают
Да, стоит прийти туда, где начинается много дорог - но какая из них правильная? Ученик-монах Дэчжао смог воистину уйти, но уже не сможет так же вернуться. И отсюда видно, что даже по правильной дороге надо правильно следовать.

А ведь даже верная дорога может заставить странника заплутать и не позволить ему достичь внутреннего озарения.

Примечания:

Дуншань – известный чаньский наставник Дуншань Шоучу («Сберегающий изначалие») (?-900 г.), последователь знаменитого учителя Юньмэнь Вэньяня – основателя одной из пяти основных чаньских школ Юньмэнь. Дуншань стал героем многочисленным японских коанов и его учение уже после его смерти широко распространилось на японских островах.

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 19 ноября 2012 в 21:49 0
Коан№8

Тигры, что живут здесь

Чаньский наставник Хуалинь Шаньцзюэ из Таньчжоу часто, взяв в руки монашеский посох, поздним вечером гулял в горном лесу. Пройдя семь шагов, он обычно пристукивал посохом и нараспев повторял имя Боддиставы Гуанъинь

Однажды к нему пришел цензор-проверяющий, совершив все необходимые ритуалы. Он спросил:

- Скажите, наставник, здесь кроме Вас еще живет кто-нибудь?

- Живут тут двое, ответил Шанцзюэ, - но сейчас их не увидеть.

- Ну и где же они, - спросил удивленный цензор.

- Великая пустота! Малая пустота! – громко закричал Шанцзюэ.

При звуках его голоса, на поляну из своего убежища выскочили два тигра! При видя тигров цензор остолбенел от страха. А чаньский наставник, обращаясь к тиграм, сказал:

- Здесь сегодня гость. Так что пока уходите!

Оба тигра послушно развернулись и отправились к себе в логово.

Пораженный цензор спросил:

-Какие добрые дела совершали Вы, наставник, коль скоро тигры так слушаются Вас?

- А Вы разве не знаете? - мгновение помолчав, спросил наставник.

- Нет, не знаю.

- Так я часто повторяю имя Гуанъинь! – сказал наставник.
_________________________________________________
Путы спадают

Чаньское сердце не подобно сердцу обычных людей. Думается, что чаньский наставник, практикуя чань и сидя в медитации, немало забавлял животных, в том числе и двух тигров. Но только достигнув такой чаньской души, можно оказаться в такой ситуации. Это пример того, как чань используется в повседневной жизни, и одновременно уточненный смысл созерцания.

Доброта и естественность – вот что является основой мирного сосуществования людей и животных. Ну, а людей между собой?

Примечание:

Боддисатва Гуанъинь (Авалокетшвара) – божество милосердия, часто изображаемое в женском обличии, иногда в виде многорукого существа. Молитва, обращенная к Гуанъинь, обычно содержит просьбу спасения всех живых существ на земле.
0 # 23 декабря 2012 в 09:57 0
Коан № 9
Стоит ли гневаться из-за орхидей?

Один чаньский наставник очень любил орхидеи. И однажды, перед тем как отправиться в странствия, он повелел своим ученикам как следует ухаживать за монастырскими орхидеями.

Ученики всё делали в соответствии с наказом наставника, но как-то раз задели подставку с цветами и горшки с орхидеями полетели на пол, разбившись в дребезги. Ученики страшно перепугались, в их головах уже рисовались картины того, как разгневается наставник и сколь суровое наказание их ждёт.

Наставник же, узнав обо всём по возвращении, созвал всех учеников и сказал: «Я посадил эти орхидеи лишь для того, чтобы поднести их в дар Будде, а еще – для того, чтобы воспитать в себе трудолюбие. И уж, конечно, я посадил орхидеи не для того, чтобы на кого-то гневаться!»
____________________________________________________
Путы спадают
Вообще-то, из-за орхидей гневаться глупо. Так почему же порою наше сердце приходит в такое негодование?

И если в своей повседневной жизни мы научимся думать «Я ведь работаю не для того, чтобы гневаться», «Я общаюсь с друзьями не для того, чтобы гневаться», «Я завел себе семью не для того, чтобы гневаться», то в наших неспокойных сердцах, наконец, воцарится гармония

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 5 февраля 2013 в 15:55 0
Коан № 10

Нет времени стареть.

Чаньский наставник Дачжи пребывал в странствиях и учении более 20 лет и, наконец, вернулся к своему Учителю Фогуану.

- Прошло 20 лет, а ваше тело по прежнему здорово и крепко! – обратился Дачжи, поклонившись учителю.

- Действительно, в полном порядке! Я проповедовал и разъяснял Учение, переписывал каноны и так проводил каждый день. Будучи постоянно занятым, я чувствовал себя вполне счастливым, - ответил Фогуан.

- Вы всё это время были столь заняты! Учитель, как же Вы совсем не постарели? – спросил Дачжи.

- Не было времени стареть! – ответил Фогуан.
__________________________________________
Путы спадают
Старость и дряхлость влекут за собой безрадостное существование и полное одиночество – омут, который поглощает энергию, на дне которого постепенно угасает жизнь и приближается смерть.

Но может быть и по-другому! Хоть тело и стареет, на душе может быть всё также легко и свободно. Если мы будем смело отдаваться всему тому, что больше всего на свете любим, откуда же у нас найдется время стареть? Да и что вообще тогда позволит нам постареть

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 26 февраля 2013 в 09:14 0
Коан № 11

Мотыга, которую нельзя унести.

Однажды монах Линьцзи и отец-наставник Хуанбо занимались общественными работами в поле. Хуанбо шел по полю впереди, а Линьцзи тянулся за ним. В какой-то момент Хуанбо обернулся и увидел, что руки его ученика пусты. Он спросил:

- Где твоя мотыга?
- Какой-то человек унёс ее, - ответил Линьцзи.
- Подойди-ка поближе, - подозвал его к себе Хуанбо, - я хотел бы с тобой кое-что обсудить.

Линьцзи тут же подбежал и встал перед Хуанбо.
Наставник Хуанбо воткнул свою мотыгу в землю и сказал:

- Во всей Поднебесной не найдется человека, который смог бы ее поднять.

Едва услышав эти слова, Линьцзи тут же схватил мотыгу и спросил:

- Так почему же она оказалась у меня в руках?
- Вижу, сегодня здесь есть тот, кто может повести общину на работы. Так что в моём участии необходимости нет.

Сказав это, наставник развернулся и направился обратно в монастырь.
_________________________________________________
Путы спадают

Можно ли точно сказать, сколько весит мотыга? Не важно, но если она в руках чаньского наставника, мотыга может стать и мерой для оценки людей в Поднебесной.

Наставники больших мудрецов говорили своим ученикам такой стих

В руках мотыгу сжав, бредет за буйволом монах
Едва сошел с моста он и вот -
Поток воды под мостом уж больше не течет

В мире чистого сознания уносятся все суетные мысли. Но найдется ли хотя бы один человек, что обнаружит начало этого?

И вправду говориться: «Стоит священному свету лишь блеснуть лучиком, как тут же исчезает мирская пыль». Это и есть чертоги внемыслия.

Наверное, чаньские наставники трудятся не только ради того, чтобы работать и работать, как большинство современных людей.

Примечания

1. Линьцзи – знаменитый буддийский проповедник Линьцзи Исюань (800?–866), основатель чаньской школы Линьцзи, которая стала наиболее активной из пяти крупнейших школ Чань. Выходец из уезда Цаочжоу (ныне Хэцзэ) в провинции Шаньдун, в 851 г. перебрался в провинцию Хэбэй, где и основал свою монашескую общину. Прославился своими парадоксальными диалогами и проповедями, а также использованием шоковых факторов для достижения просветления учеников (хлопки, удары, выкрики и т.д.). требовал от учеников избавиться от слепого почитания наставников, сутры или ритуалов, стимулировал к внутреннему освобождению сознания. Долгое время обучался у наставника Хуанбо, но не мог достичь просветления. Отправившись к наставнику Даюю, получил у него просветление, а затем вернулся к Хуанбо. Его диалоги и методы обучения были зафиксированы в трактате «Линьцзи лу» - «Записи Линьцзи».

2. Хуанбо Сиюнь (?-850) – учитель Линьцзи, уроженец южной провинции Фуцзянь. Был учеником знаменитого мастера Байчжана Хуайхая, создателя чаньских монастырских уложений.

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 11 марта 2013 в 16:37 0
Коан № 12

Неторопливое созерцание.

Один чаньский последователь круглые дни напролет сидел в созерцании, но, увы, эффект этих долгих сеансов был очень незначителен. Наконец, отчаявшись, он обратился к наставнику с просьбой, как постичь истину.

Учитель же, будто и не услышав вопроса, протянул ученику тыкву-горлянку и кухонную соль, сказал: «Наполни тыкву водой, затем всыпь соль и всё хорошенько перемешай».

Ученик взялся за дело. Прошло немало времени, пока он весь в поту не прибежал к наставнику с тыквой в руках

- Воды так много, что тыкву не взболтать; а горлышко тыквы настолько узкое, что даже палочками соль никак нельзя размешать.

- Слей немного воды, затем снова взболтай, – посоветовал наставник.

Ученик отлил воду, и только немного покачал тыкву из стороны в сторону, как соль тут же растворилась.

- В созерцании усердие немаловажно, однако здесь не следует слишком спешить, иначе, уподобишься этой тыкве, наполненной водой с солью, которые уже нельзя перемешать. Как же ты тогда сможешь освободиться от всего лишнего? – изрёк учитель.

Путы спадают

Когда струны цитры натянуты слишком сильно, они рвутся, лишь только тронешь их. Если натянуты слишком слабо, то инструмент не будет играть. А когда струны натянуты как раз в меру, игра музыканта наполниться вдохновением играет музыкант, и все вокруг будет пронизано чарующими звуками цитры.

Входи в созерцание неторопливо.

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 10 апреля 2013 в 21:26 0
Коан № 13
Вкус горькой тыквы

Как-то ученики собирались в паломничество по святым местам. Наставник принёс им горькую тыкву и сказал: «Носите её везде с собой. По пути не забывайте окунать эту тыкву в каждую святую реку, вносить её во все храмы, кладите ее на алтарь, когда будут произносить молитвы».

Ученики во время паломничества пересекли множество священных рек и святилищ и всё делали согласно наставлениям учителя. Вернувшись, они отдали горькую тыкву наставнику, и он приказал им сварить её на ужин.

Во время трапезы учитель, едва откушав кусочек дыни, многозначительно произнёс:

- Удивительно! В скольких реках ее омывали, в скольких храмах освящали, а горькая тыква так и не стала сладкой!

И тогда у учеников наступило внезапное просветление.

Путы спадают
Вкус горькой тыквы останется горьким независимо от того, сколько раз её омывали, сколько раз её освящали. Природа ее не изменится. И с нашим сердцем всё тоже самое. Независимо от того, святую или мирскую жизнь мы ведём, независимо от того, в каких землях мы пребываем, ясную и чистую сущность не изменить.

Разве не слышали вы такой поговорки: «Горы и воды легче изменить, чем изначальную сущность»? Так как же они собирались изменить изначальную природу вещей?

(по материалам рассылки ФШБИ)
0 # 5 мая 2013 в 16:04 0
"Во время трапезы учитель, едва откушав кусочек дыни, многозначительно произнёс" - вот-вот, учитель лопал дыни, а учеников заставлял есть горькие тыквы..