Коан № 11
Мотыга, которую нельзя унести.
Однажды монах Линьцзи и отец-наставник Хуанбо занимались общественными работами в поле. Хуанбо шел по полю впереди, а Линьцзи тянулся за ним. В какой-то момент Хуанбо обернулся и увидел, что руки его ученика пусты. Он спросил:
- Где твоя мотыга? - Какой-то человек унёс ее, - ответил Линьцзи. - Подойди-ка поближе, - подозвал его к себе Хуанбо, - я хотел бы с тобой кое-что обсудить.
Линьцзи тут же подбежал и встал перед Хуанбо. Наставник Хуанбо воткнул свою мотыгу в землю и сказал:
- Во всей Поднебесной не найдется человека, который смог бы ее поднять.
Едва услышав эти слова, Линьцзи тут же схватил мотыгу и спросил:
- Так почему же она оказалась у меня в руках? - Вижу, сегодня здесь есть тот, кто может повести общину на работы. Так что в моём участии необходимости нет.
Сказав это, наставник развернулся и направился обратно в монастырь. _________________________________________________ Путы спадают
Можно ли точно сказать, сколько весит мотыга? Не важно, но если она в руках чаньского наставника, мотыга может стать и мерой для оценки людей в Поднебесной.
Наставники больших мудрецов говорили своим ученикам такой стих
В руках мотыгу сжав, бредет за буйволом монах Едва сошел с моста он и вот - Поток воды под мостом уж больше не течет
В мире чистого сознания уносятся все суетные мысли. Но найдется ли хотя бы один человек, что обнаружит начало этого?
И вправду говориться: «Стоит священному свету лишь блеснуть лучиком, как тут же исчезает мирская пыль». Это и есть чертоги внемыслия.
Наверное, чаньские наставники трудятся не только ради того, чтобы работать и работать, как большинство современных людей.
Примечания
1. Линьцзи – знаменитый буддийский проповедник Линьцзи Исюань (800?–866), основатель чаньской школы Линьцзи, которая стала наиболее активной из пяти крупнейших школ Чань. Выходец из уезда Цаочжоу (ныне Хэцзэ) в провинции Шаньдун, в 851 г. перебрался в провинцию Хэбэй, где и основал свою монашескую общину. Прославился своими парадоксальными диалогами и проповедями, а также использованием шоковых факторов для достижения просветления учеников (хлопки, удары, выкрики и т.д.). требовал от учеников избавиться от слепого почитания наставников, сутры или ритуалов, стимулировал к внутреннему освобождению сознания. Долгое время обучался у наставника Хуанбо, но не мог достичь просветления. Отправившись к наставнику Даюю, получил у него просветление, а затем вернулся к Хуанбо. Его диалоги и методы обучения были зафиксированы в трактате «Линьцзи лу» - «Записи Линьцзи».
2. Хуанбо Сиюнь (?-850) – учитель Линьцзи, уроженец южной провинции Фуцзянь. Был учеником знаменитого мастера Байчжана Хуайхая, создателя чаньских монастырских уложений.
(по материалам рассылки ФШБИ)
|