Мифы, легенды, притчи, сказки и афоризмы древнего Китая!!!!!!!!!!!

Автор:
Опубликовано: 4533 дня назад (9 июня 2012)
Блог: Ушу
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Китайская мифология - сложная, во многом противоречивая система представлений, образов и сюжетов, формировавшаяся тисячелетиями. Божества и духи, великие герои, жытели удевительных стран и простые смертные, чьих судеб коснулось чудо, в образах магов и прорицателей, бесов и оборотней, и фантастических жывотных - все вместе они составляют единый, но весьма разнообразный, таинственный и причудливый мир!
Где воспитывают настоящих мужчин? | Вопросы-Ответы
0 # 14 августа 2012 в 10:23 0
Китайские пословицы Произношение По-русски Yi1 yan2 wei2 ding4 договорились, по рукам, решено.
shu1 yi1 bu4 er4 сказанно-сделано, держать свое слово.
yi1 jian4 zhong1 qing2 любовь с первого взгляда
yi1 ju3 liang3 de2 одним выстрелом убить двух зайцев
zi4 zuo4 zi4 shou4 что посеешь, то и пожнешь (сам натворил, сам и получай по заслугам)
zhi1 nan2 er2 jin4 смело идти вперед вопреки всем трудностям
mian4 hong2 er3 chi4 покраснеть до корней волос, краснеть от смущения
peng4 ding1zi натыкаться (напарываться) на неприятность, попасть впросак
ci2 bu4 da2 yi4 не находить нужных слов, чтобы выразить истинный смысл
zhao1 san1 mu4 si4 семь пятниц на неделе
luan4 qi1 ba1 zao1 беспорядок, вверх дном, черт ногу сломит
dui4 niu2 tan2 qin2 играть на лютне перед буйволом, метать бисер перед свиньями, напрасная трата слов (времени, сил)
qing2 tian1 pi1 li4 qing1 tian1 pi1 li4 как гром среди ясного неба, как обухом по голове wan4 shi4 qi3 tou2 nan2 самое трудное - это начать, лиха беда начало, первый блин комом da4 shou3 da4 jiao3 легкомысленно тратить деньги, не жалеть средств, бросаться деньгами, транжирить деньги
bao3 jing1 feng1 shuang1 пережить многое в жизни, пройти огонь, воду и медные трубы
an1 fen4 shou3 ji3 не позволять себе лишнего; знать свое место; всяк сверчок знай свой шесток kai1 men2 yi1 dao4 самому пускать вора в дом; пускать козла в огород; пускать волка в овчарню sui2 xin1 suo3 yu4 делать всё, что заблагорассудится (что хочется, что душе угодно); по прихоти; по своему собственному желанию; как бог на душу положит
po4 fu3 chen2 zhou1 отрезать себе путь к отступлению; решить сражаться до конца; сжигать свои корабли; сжигать мосты
bie2 ju4 yu1 ge2 иметь свой особый стиль; отличаться своеобразием; своеобразный; оригинальный; самобытный
yi3 du2 gong1 du2 применять яд в качестве противоядия; клин клином вышибать
you2 zui3 hua2 she2 беспредметная болтовня; язык без костей; чесать (трепать, молоть) языком shui3 di1 shi2 chuan1 di1shui3 chuan1 shi2 капля за каплей и камень точит; терпение и труд все перетрут
zhi3 lu4 wei2 ma3 называть оленя лошадью; выдавать черное за белое; извращать истину; называть белое черным
ban4 jin1 ba1 liang3 один другого стоит; одно и тоже; два сапога пара; что в лоб, что по лбу
bai3 wen2 bu4 ru2 yi1 jian4 лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; свой глаз - алмаз
hu3 tou2 she2 wei3 браться с жаром и бросать на полпути; начинать и не доводить дело конца; начать за здравие, а кончить за упокой
ai4 wu1 ji2 wu1 любя человека, любить и ворону на крыше его дома; когда меня любишь, и мою собачку полюби
zuo4 jing3 guan1 tian1 смотреть не небо, сидя в колодце; судить о небе, глядя со дна колодца; смотреть со своей колокольни; не видеть дальше своего собственного носа
ba2 miao2 zhu4 zhang3 ya4 miao2 zhu4 zhang3 вытягивать всходы (ростки), чтобы они быстрее росли; оказывать медвежью услугу
ya1 que4 wu2 sheng1 не слышно ни ворон ни воробьев; не слышно ни звука; мёртвая тишина; слышно, как муха пролетит
chu1 er3 fan3 er3 как поступишь с другим, так и он с тобой; как аукнется, так и откликнется
tu1 ru2 qi2 lai2 неожиданно нагрянуть; нежданно-негаданно; как будто с неба свалился; как снег наголову
du2 yi1 wu2 er4 только один; единственный в своем роде; уникальный
bei1 shui3 che1 xin1 чашкой воды тушить загоревшийся воз хвороста; искрами избы не натопишь; шилом моря не нагреешь; тщетная попытка
ruo4 rou4 qiang2 shi2 сильный пожирает слабого; закон джунглей; у сильного всегда бессильный виноват
ru4 xiang1 sui2 su2 вступая в чужую страну, соблюдай ее обычаи; уважать обычаи тех мест, где приходится бывать; с волками жить - по-волчьи выть
he4 li4 ji1 qun2 журавль (аист) в курятнике; выделяться среди других своими способностями; белая ворона; на голову выше
na2 shou3 hao3 xi4 коронный номер; собаку съел
ban4 tu2 er2 fei4 останавливать(ся) на
0 # 16 августа 2012 в 08:34 0
АФОРИЗМЫ СТАРОГО КИТАЯ

Если человек не умеет размышлять, то даже если он прочтет гору книг, он заслуживает лишь, чтобы его назвали книжным шкафом. Если человек не очистился душой, то, даже если он заучит весь буддийский канон, он будет подобен деревянному идолу.
Сюй Сюэмо.
***
Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом.
***
Чтобы написать такие стихи, нужно прежде иметь такое сердце. Чтобы нарисовать такой портрет, нужно прежде постичь такой облик.
***
Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где прошел Будда.
***
Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить.
***
Речь - клевета. Молчание - ложь. За пределами речи и молчания есть выход.
***
В гуще белых облоков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей.
***
Слепота - ясность зрения, глухота - чуткость слуха, опасность - это покой, удача - это несчастье.
***
В весенний день, лунную ночь кваканье лягушки оглашает целый мир и объединяет всех в одну семью.
***
Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвие. Оно - господин всех явлений и не подвластно смене времен года.
***
Когда наступит великая смерть, осуществится великая жизнь.
***
Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади.
***
Сверху - ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу - ни вершка земли, чтобы поставить ногу.
***
Стоит устам захотеть рассказать - и речь погибает. Стоит разуму захотеть понять свой исток - и мысль умирает.

***
Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным.
***
Солнце и луна не могут осветить это полностью. Небо и земля не могут покрыть это целиком.
***
Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей.
***
Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим подглядеть, не на что смотреть.
***
Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину.
***
У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны.
***
Он видит только, как петляет река и вьется тропинка, и не знает, что он уже в стране Персикового источника.
***
Вне присутствия дао нельзя говорить, но то, о чем поведать нельзя, - это дао. Вне присутствия дао нельзя размышлять, но то, о чем помыслить нельзя, - это дао.
***
В дао нет ничего от человека. Мудрый не судит: "Это дао, а то - не дао". В дао нет ничего от своего "я". Мудрый не различает между пребыванием в дао и отстранением от нег. В том, что дао нет, - залог того, что дао есть. В том, что мудрый не держится за дао, - залог того, что не потеряет дао.
***
Горшечник может создать десять тысяч горшков, но ни один горшок не может ни создать горшечника, ни уничтожить его. Дао может создать десять тысяч вещей, но ни одна вещь не сможет ни создать дао, ни уничтожить его.
***
Мудрый знает, что сознание едино, вещи едины, дао едино, и все они объединяются в одно. Он не меряет неизменными изменчивое и не ущемляет изменчивым неизменное.
***
Помраченность разума указывает на отсутствующее в наличном. Ее нельзя обнаружить. Ощущения приятные и неприятные являют нечто, возникшее из нечего. Их нельзя сокрыть. От приятных и неприятных ощущений проистекает знание, но оно касается только движений вещей. От помраченности разума проистекает незнание, но благодаря ему постигаешь вездесущность дао.
***
Одна искра может спалить десять тысяч вещей, но когда исчезнут вещи, где пребывать огню? Одно мгновение дао может обратить в небытие десять тысяч вещей, но когда исчезнут вещи, где же пребывать дао?
***
Стрельба из лука, верховая езда, игра на цине или игра в шашки - все эти искусства невозможно постичь в одно мгновение. Только дао не имеет форм, не правил, и его можно постичь в одно мгновение.
0 # 5 сентября 2012 в 19:03 0
Мое дао подобно пребыванию в темном месте. Находя на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая в темноте, увидишь все, что находится на свету.
***
Мое дао подобно мечу. Обращая меч против других, извлечешь выгоды для себя. Хватаясь за меч руками, нанесешь себе рану.
***
Смерть в утробе. Смерть в яйце. Хотя мир велик, надежного знания о нем - все равно что лезвие меча и рука: пока рука не дотрагивается до меча, она себя не поранит.
***
Во сне, зеркале, в воде пребывает мир. Чтобы убрать мир, который снится, нужно не спать. Чтобы убрать вещи, которые отражаются в зеркале, нужно не смотреться в него. Чтобы убрать вещи, которые наполняют мир, нужно опорожнить сосуд, вмещающий их. Все, что есть и чего нет там, находится здесь, а не там. Вот почему мудрые не устраняет мир, а устраняет знание о нем.
***
Рыба, которая не хочет быть такой, как все рыбы, выбрасывается на берег и там погибает. Тигр, который не хочет быт таким, как все тигры, спускается с гор в город и там попадает в клетку. Мудрый не отличается от обыкновенных людей, поэтому ему нельзя воздвигнуть препоны.
***
"В самом себе не имей, где пребывать."? Следуй формам вещей вокруг тебя. Будь текуч, как вода, покоен, как зеркало, отзывчив, как эхо, и невозмутим, как тишина. Соединяйся с несогласным, обретай потерянное. Не стремись опередить других, но неотступно следуй за ними.
***
Мудрый не отличается от других тем, что он говорит, действует и мыслит. А тем, что он никогда не говорит, не действует и не размышляет, он отличается от других.
***
Облака плывут и птицы кружат в пустоте небес. Благодаря пустоте превращения могут свершаться без конца. Таково же дао мудрого.
***
Мы сознаем себя словно живущим во сне. По воле воображения мы можем странствовать духом в чертогах Великой Чистоты. Мы видим вещи как будто во сне. Отдаваясь переживаниям, мы можем улететь душой за приделы Восьми пустынь. Умей прозревать семена жизни и жить вечно. Умей забывать семена жизни и оставлять жизнь. Вот что такое дао.
***
Если в сознание закрались мысли об успехе и неудаче, демоны разума завладеют им. Если в сознание закрылась похоть, демоны распутства завладеют им. Если в сознание закрылась тревога, демоны отчаяния завладеют им. Если в сознание закрылась распущенность, демоны одержимости завладевают им. Если в сознание закрались мечты о возвышенной дружбе, демоны гордыни завладевают им. Если в сознание закрались мечты о вкусной еде, демоны чревоугодия завладевают им. Все эти демоны - призраки, созданные из темноты и мрака, ветра и воздуха, земли и красок, дряхлых тел и бренных предметов. Эти признаки и наше сознание друг друга возбуждают, и дух человека откликается их воздействию. Тот, кто подпал под власть демонов, одержим мыслями о выдающихся свершениях. Он не говорит, что служит демонам, но говорит лишь, что служит одному дао. В конце концов в нем все мертвые. Только мудрый может сделать дух одухотворенным, но не искать в духе духовность. Он опирается все десять тысяч вещей и не теряет силы, их рождающей. Он может все собрать, все рассеять, всему противостоять. Каждый день он откликается всему сущему, но его сердце пребывает в покое.
0 # 26 октября 2012 в 05:58 0
То, что плывет, - это лодка. Но то, благодаря чему можно плыть, - это вода, а не лодка. То, что движется, - это повозка. Но то, благодаря чему можно двигаться, - это вол, а не повозка. Размышление - это разум. Но то, благодаря чему можно размышлять, - это воля, а не разум. Нельзя знать то, отчего все есть таким, каково оно есть. Только не зная того, отчего все есть таким, каково оно есть, не идешь на встречу тому, что приходит, и не влечешься за тем, что уходит. Не стремясь на встречу приходящему и не устремляясь вслед уходящим, может жить одной жизнью с изначальным истокам Неба и Земли, в котором нет ни прошлого, ни настоящего.
***
Если знать, что сознание не является вещью, тогда поймешь, что и вещи не являются вещами. Если знать, что вещи не являются вещами, тогда поймешь, что дао не является вещью. Тогда не будешь преклоняться перед великими свершениями и изумляться глубокомысленным речами.
***
Говорить о дао - все равно что говорить о сновидениях. Тот, кто рассказывает об увиденных им во сне драгоценностях, всевозможных предметах или зверях, может только описать их, но не может передать их другому. Слушатели же могут только услышать о них, но не могут ими завладеть. Только тот, кто умеет слушать, ничего не принимает на верху и ничего не оспаривает.
***
Мои мысли меняются с каждым днем, движет же ими не мое "я", а судьба. Когда познаешь природу и судьбу, вовне не будешь видеть себя, внутри не будешь видеть свое сознание.

***
Сознание рождается от взаимного воздействия нашего "я" и вещей подобно тому, как огонь возникает от трения двух палочек. Нельзя сказать, что оно находится во мне или в других. Нельзя сказать, что оно не находится во мне, и нельзя сказать, что оно не находится в других. Живи им, и тогда "другие" и "я" перестанут быть соблазном.
***
Мирские истины ограниченны и противоречат друг другу. Они ведут к истинам всеобщим, но всеобщие не подчиняются порядку и ведут к тому, что не может быть упорядочено. Поэтому тот, кто может подчинить порядку одно чувство, может обрести естественную силу бытия. Тот, кто может забыть одно чувство, может соединиться с дао.
***
Глиняные куклы бывают мужчинами и женщинами, дорогими и дешевыми. Они сделаны из земли и, когда они разобьются, снова уйдут в землю. Таков человек.
***
Глаз, всматривающийся в себя, ничего не видит. Ухо, вслушивающееся в себя, ничего не слышит. Язык, пробующий себя на вкус, ничего не ощущает. Сознание, внимающее себе, ничего не сознает. Обыкновенные люди привязаны к тому, что находится вовне. Достойные люди привержены тому, что находится внутри. Мудрый знает, что то, и другое - неправда.
***
Ногти отрастают, волосы становится длиннее. Естественный рост вещей нельзя остановить ни на миг. Обыкновенные люди то, что проявилось, и не могут заметить скрытого. Достойные люди видят скрытое, но не могут довериться переменам. Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном.
***
Твари, обитающие в морской пучине, претерпевают бесчисл6еные превращения, но вода одна для всех. Мое "я" и вещи вокруг непрестанно меняются великом превращения мира, но природа одна на всех. Зная, что природа одна на всех, поймешь, что нет ни других, ни моего "я", ни смерти, ни жизни.
***
Все в мире - одна вещь. Обыкновенные люди не знают ее истинного имени. Они видят вещи и не видят дао. Достойные люди определяют принципы вещей. Они видят дао и не видят вещи. Мудрый соединяется с небесным в себе. Он не доискивается до дао и не перевязан к вещам. Во всех путях - один и тот же путь. Не следовать дао - вот дао. Следовать ему - значит покоряться вещами.
0 # 20 декабря 2012 в 00:05 0
Зная соблазны вещей, нет нужды вещи отвергать. Положим, мы видим перед собой землю или быка, дерево или лошадь: в нашем сознание есть их имена, а реальность их забыта.
***
Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что мудрость никогда не охватит собой весь мир. Поэтому он предпочитает простодушие. Тот, кто достиг вершины красноречия, знает, что красноречие никогда не раскроет сути всех вещей. Поэтому он говорит без прикраса. Тот, кто достиг вершины храбрости, знает, что храбростью никогда не одолеешь всех людей. Поэтому он скромен.
***
Среди всех вещей мира нет ни одной принадлежащей мне. Поскольку вещи не принадлежат мне, я не могу не следовать им. Поскольку я не принадлежу сам себе, я не могу не давать себе расти. Хотя я следую вещам, я не обладаю им. Хотя я даю себе расти, я не обладаю собой. Нельзя говорить о "внешних вещах", если нет "внешнего я". Нельзя говорить о "внешних формах", если нет "внешнего сознания". Дао - это одно. Его нельзя его определить и в него нельзя войти.
***
Тот, кто вглядывается в кончик волоска, не заметит, как грохочет гром. Тот, кто видит большое, не увидит малого. Тот, кто ищет близкое, не заметит далекого. Тот, кто слушает гром, не услышит тишины. Тот, кто внимает близкому, не постигнет отдаленного. Мудрый не на что не смотрит и потому все видит. Он ничего не слушает и потому все слышит.
***
Суть событий в самих событиях, и слова о них имеют смысл. Суть дао не в дао, и слова о нем бессмысленны. Если знать, что слова бессмысленны, то всякое слово будет приобщать к дао. Если не знать, что слова бессмысленны, то даже утонченнейшие слова будут все равно что бельмо на глазу.

***
Говорить о дао - все равно что говорить о сновидениях. Тот, кто рассказывает об увиденных им во сне драгоценностях, всевозможных предметах или зверях, может только описать их, но не может передать их другому. Слушатели же могут только услышать о них, но не могут ими завладеть. Только тот, кто умеет слушать, ничего не принимает на верху и ничего не оспаривает.
***
Афоризмы Вкус Корней Хун Цзычен
***
Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.
0 # 20 февраля 2013 в 14:19 0
Війна фігня! Головне маньоври))))
...Вибачте...за не китайскість. Хоча....Сунь Цзи напевно це мав наувазі в своєму бессмертному трактаті "Мистецтво війни"
0 # 25 апреля 2013 в 04:29 0
Афоризмы старого Китая.


ХУН ЦЗЫЧЭН. ВКУС КОРНЕЙ

Для того, кто в себе хранит правду, жизнь сжимается в мгновение. Для того, кто жаждет власти над другими, жизнь тянется вечно. Постигший истину человек взыскует вещи, коих нет в мире вещей, и думает о том, кем он будет, когда его не будет. Он примет бег мгновения и отвергнет оцепенение вечности.
Если не привязываться прочно к миру, то и мирская грязь не пристанет к тебе. Если глубоко вникать в дела мира, то механический ум глубоко войдет в тебя. Поэтому благородный муж в своих устремлениях более всего привержен безыскусному, а в деяниях своих превыше всего ценит непосредственное.
Помыслы благородного мужа - как голубизна небес и блеск солнца: не заметить их невозможно. Талант благородного мужа - как яшма в скале и жемчужина в морской пучине: разглядеть его непросто.
Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.
В жизни часто приходится слышать неугодные нам речи и заниматься делами, которые доставляют неудовольствие. Но только так мы найдем оселок, на котором отточится наша добродетель. А если слушать лишь то, что угодно слышать, и думать лишь о том, о чем приятно думать, то всю жизнь проживешь, словно одурманенный ядовитым зельем.

Когда дует свирепый ветер и льет проливной дождь, зверью и птицам неуютно. Когда ярко светит солнце и веет ласковый ветерок, деревья и травы дышат бодростью. Но надо понять: не бывает дня, чтобы в жизни природы не было согласия; не бывает дня, чтобы сердце человека не наполнялось радостью.
Ни в кислом, ни в соленом, ни в горьком, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим. Ни незаурядный ум, ни поразительный талант не есть достоинства настоящего человека. Достоинства настоящего человека неприметны.
Небо и Земля вовек недвижимы, а эфир меж ними ни на миг не приходит к покою. Солнце и луна днем и ночью бегут друг за другом, а в бездне времен ничего не меняется. Поэтому благородный муж в час досуга должен думать о том, что не терпит промедления, а в минуту решительных действий должен быть празден.
Когда глубокой ночью покойно сидишь в одиночестве и внимаешь своему сердцу, постигаешь тщету всех мнений и тебе открывается твоя подлинная природа. В такие моменты прозреваешь в себе великую силу бытия и вдруг понимаешь, что, даже обретя в себе правду, трудно избавиться от суетных мыслей. И тогда тебя охватывает великий стыд.
Добротой часто можно причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай. Из неудачи нередко можно извлечь полезный урок, поэтому промахи - лучшее подспорье делу.
Среди тех, кто питается отрубями, много людей чистых, как лед, и благородных, как яшма. Среди тех, кто носит платье, расшитое драконами, и ест из яшмовой посуды, много таких, которые готовы рабски гнуть спину и угождать другим. Тот, кто хранит чистоту помыслов, должен уметь отказываться от сладкого куска.

Если поля перед нашим взором расстилаются широко, вид их не забудется. Если добро, которое мы оставляем после себя, распространится далеко, память о нем не оскудеет.
На узкой тропе придержи шаг и дай пройти путнику, идущему навстречу. За едой возьми себе третью часть, а остальное отдай ближнему. Вот секрет того, как всегда быть счастливым в этом мире.
Каким бы великим делом ты ни был занят, если ты прогнал суетные мысли, - значит, ты достиг совершенства. Как бы ни преуспевал ты в учении, если ты освободился от власти вещей, - значит, ты познал, что такое мудрость.
Друзьям оставь втрое больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца.
В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.