|
УЧИТЕЛЬ - Учитель, почему в жизни так много несправедливости? - Мир создан, чтобы мешать нам жить, и поэтому он несовершенен. - А что же тогда делать? - Помогай людям; помогая другим, совершенствуешься сам.
* * * Уже с детства Учитель столкнулся с несправедливостью, когда остался без родителей. У его сверстников были родители, а у него нет. Не всегда было что поесть, и старшие мальчишки порой обижали. Воспитывал его дед, у которого у самого-то сил уже не осталось. Чем мог шестилетка помочь старику? Вот и решил дед отдать внука на воспитание в монастырь. Суровая жизнь за монастырскими стенами закалила мальчика. Учителя многому научили его: читать, писать, дали знания в медицине, да и за себя постоять научили. А главное, мальчик понял, что его основное предназначение - это помогать людям. Когда в стране настали тяжелые времена, монастыри разоряли, живших в них монахов отправляли в ссылки, Учителя, тогда молодого монаха, отправили в далекий северный район. Нелегко ему пришлось в изгнании. Ни пищи, ни крова. Со всех сторон настороженные озлобленные взгляды, холодная зима с пронизывающим колючим ветром. Только горячий огонь доброты, который горел в его сердце, согревал его и открывал двери домов тех, кому нужна была помощь. Чем он только ни занимался: учил грамоте, лечил людей и животных, помогал строить жилища, собирал в горах травы и готовил снадобья. Слух о нем быстро распространился далеко за пределы района, где он жил. За Учителем приезжали издалека с просьбами о помощи. И никогда и никому он не отказал. Так проходили годы. И как-то дошел до этих дальних мест слух о том, что в стране все стало меняться к лучшему. И решил тогда Учитель вернуться в родной монастырь. Жалко местным жителям было расставаться с ним. Долго потом ходили рассказы в здешних краях о добром человеке по прозвищу «Горный орел». Вернувшись в монастырь, Учитель нашел его не в лучшем состоянии. Возвращались и старые монахи. Закипела работа по восстановлению построек, знаний, традиции. Крупица за крупицей, год за годом восстанавливались, казалось бы, утраченные знания. За это время ушли из жизни старые учителя. Из пришедшей молодежи мало кого интересовали древние знания и тайны традиции, современная жизнь имела для них другие ценности. К Учителю стало приезжать много людей, которые за короткое время, не приложив каких-либо усилий, хотели стать Великими Учителями. Конечно, они получали отказ в наставлениях. И поползли по миру слухи, распускаемые злыми и алчными сердцами о том, что Учитель - не настоящий хранитель знаний, ничего он не знает и вообще, он никто и ничто. Что бы сделал обыкновенный человек в данной ситуации? Конечно же, стал бы всем доказывать, кто он есть на самом деле. Но Учитель-то не был обыкновенным, и его учителя тоже таковыми не были. «Нам так мало отпущено времени, а надо так много сделать», - отвечал Учитель, когда ему говорили, что надо дать отпор завистникам. «Пусть они толкут воду в ступе, а у нас есть дела поважнее», - улыбался Учитель. В последние годы одна мысль все время волновала Учителя. Он знал, что он тяжело болен. Никому об этом не говорил. И знал, что времени осталось у него немного. Много он сделал доброго, и люди уважали его за это. Но осталось самое главное. Он должен оставить после себя учеников, тех, кому он передаст то, что по крупицам восстанавливал, то, что он приобрел бессонными ночам и голодными днями в далеких краях, то, чему учили его старые учителя. Все это не могло уйти вместе с ним. Не мог он потратить оставшееся время на то, чтобы попытаться спасти себя, оттянуть тот час. Это время ему уже не принадлежало. * * * - Учитель, ты же умер. Как я могу тебя видеть и разговаривать с тобой? - Умер я для всех. А для своих учеников я всегда буду жить. Я всегда в ваших сердцах.
2009, апрель
|