В 1890 году архивариус Оренбургского казачьего войска Н.К.Бухарин со слов старых казаков записал следующую историю. В посёлке Хабарном жил силач, отличный стрелок из лука Архип Дмитриевич Лямзин (Лябзин), который дожил до 125 лет. Он был среднего роста, коренаст, зимой ходил без шапки, с одного маху разрубал шашкой войлочный потник, брошенный в воду, и никакие пули его не брали. Он носил почту на лыжах из Таналыка в Верхнеозёрную крепость (120 верст), а во время Пугачёвского восстания примкнул к восставшим. Его прозволи тогда «Тумановым атаманом». Был он в большом почёте у «Пугача», лично от него получил массивное золотое кольцо с печаткой, а за заслуги в боях с царскими войсками «Пугач» разрешил возить жену Лямзина в карете на пятёрке лошадей… В 1890 году в Хабарном жил 78-летний внук героя легенды Фёдор Михаилович Лямзин, хорошо помнивший деда; помнили его и другие престарелые казаки. Моя прабабушка никогда не использовала слова “сила”, но вместо него говорила “тяга”. “Тяга, как в печи - говорила она. – Есть тяга и пламя есть, нет тяги, не будет. Если в человеке тяга есть, то человек жив, нет тяги, - помрёт. Прежде, чем узнать – помочь человеку или не помочь, должно узнать, есть ли смысл, т.е. есть ли тяга в нём… Ежли нет, то уж ничем не помочь. Кроме того, мольфа всяка от тяги”. Ну, вот, чуть ознакомившись с таким понятием основным, как сила, можем и понять, что методика ратного дела на Руси и у славян всех, не методика вовсе, а лишь прямая передача определённой силы, коию до смерти никому никогда не передавали… лишь только потомкам… и то не всем, либо по смерти человеку случайному. Конечно же эта тема, требует большого исследования, часть которого рядом автора уже проведены… Поверхностно же можно сказать, что лишь не у многих народов сохранились знания и умения наращивать эту силу, тогда как у славян он передавалась по случаю, либо кралась… но чаще по наследству.
|