Спорт и традиция

Автор:
Опубликовано: 4143 дня назад (6 мая 2013)
Блог: Ушу
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Друзья! Немало копий сломано в спорах между приверженцами спортивного и традиционного ушу.Вот и у нас периодически возникают разногласия по этому поводу, например, под размещенным Василием роликом. Думаю, есть смысл обсудить, в чем же, собственно, разница между спортивным и традиционным ушу, и надо ли их противопоставлять. Жду ваших комментариев.
The 10th HongKong Wushu International Championship | Выездной летний лагерь
0 # 6 мая 2013 в 19:27 0
В Китае, даже традиционные мастера, ничего не имеют против спортивного ушу, но отмечают чётко разницу и людей прошедших через спортивную подготовку в ученики не берут, хотя общаются достаточно миролюбиво. Не берут в ученики спортсменов, это не протест и не принцип... они считают, что фундамент в этого человека уже заложен и он неверен, с точки зрения механики, физики и рефлексов. Попробую объяснить в чём отличие спорта от традиции.
Во-первых, традиционное ушу сформировалось окончательно уже к XV-XVI вв., хотя окончательное формирование всей известной нам ныне теории завершилось только к концу XIXв. О различных перепетиях в истории стилей ушу было записано в различных хрониках, а также в архивных документах различных школ. Многие стили были сформированы под влиянием древних тотемических танцев, дыхательных и психо-медитативных методик, натурфилософских, неоконфуцианских и даосских теорий, в методику различных стилей традиционного ушу введены такие значимые вещи, как учитывание природных наклонностей человека, ритмология, диетология, гигиена и мн.др. В различных стилях традиционного ушу используются особые методы самонастройки, способы концентрации и смены ритмов дыхания. В спортивных направлениях, которые, кстати образовали, как элемент "борьбы с буржуазными пережитками" (цитата из одной китайской книжки), исключены все эти элементы, не учитываются индивидуальные особенности и тем более исключается то, что каким бы то ни было образом связано с буддизмом, даосизмом или конфуцианством и не дай бог с натурфилософией (некоторые натурфилософские концепции были исключены так из медицины). В традиционном ушу для усиления некоторых процессов в организме используются лекарственные травы и медитации, тогда как это совершенно исключено в спорте. Спортивное ушу нарушает некоторые базовые концепции традиции, такие как, например, необходимость изменения способов практики исходя из сезонов, использование психофизических техник, кроме того, очень жёстко отсоединено так называемое ушу-таолу (сродни нашей художественной или спортивной гимнастике, кстати и работа судейства на соревнованиях анналогична) и саньда, - что собственно бой. Сейчас саньда больше напоминает кикбоксинг или что-то подобное, но на китайский манер. В связи с безопасностью спортсмена введены меры предосторожности - жилет, шлем, перчатки и т.п. вещи, которые кардинально меняют изначальные задачи ушу.
0 # 6 мая 2013 в 19:27 0
Традиционные мастера, зачастую сами выбирают учеников, в связи с этим очень немногие способны похвастаться тем, что учаться, как "ученики внутренних врат", т.е. получают все элементы методики и теории. Спортивное ушу - это массовый и безопасный вид, никаким образом не связанный с так называемой "внутренней" работой (цигун, нэйгун). Спортсмены у них и спортсмены у нас мало чем отличаются, тогда как мастера - это фолклор, это до сих пор живая традиция, подтверждённая цепью ученической преемственности и памятью, передающейся через поколения. В этой памяти передаётся то, как тренировались и достигали высоких результатов древних легендарные мастера, что они учитывали при практике, что использовали и как жили. Всё это в совокупности, т.е. наследие, являлось основным тормозом в развитии китайского общества середины XX века, посему, вместе с могилами предков и старыми мастерами ушу, уничтожались бесценные рукописи семейных школ по медицине, теории практики ушу, целебным травам, пульсологии, ритмологии и так далее. Такие могучие люди, как Ши Дэцянь, У Тунань и многие другие из наследников старых школ, в том числе и учителя моего учителя, очень трепетно относились к этим старым книгам, написанными ещё в раннем средневековье. Они изучали и передавали это наследие и научали своих учеников прежде всего "внутренней практике", тогда как в противовес им и используя политическое превосходство, борцы с буржуазными пережитками создали направление, исключившее все внутреннее, оставив лишь оболочку и та со временем видоизменилась до состояния элементарной гимнастики с внешним обликом ушу.
0 # 7 мая 2013 в 18:49 0
А вот у меня после последней олимпиады сложилось ощущение, что китайцы не только в ушу, но и во всех остальных видах спорта начали использовать все эти "древние" наработки:травы, цигун, пульсологию, ритмологию и медитацию. По крайней мере, без психофизических техник там не обошлось. Может быть, сейчас как раз наступает момент возвращения спортивного ушу к истокам?
0 # 10 мая 2013 в 15:40 0
Спортивное ушу к истокам не может вернуться, потому что оно там никогда не было, а что касается китайцев, то да, некоторые элементы своей традиции они использовать активно в спорте начали!
0 # 11 мая 2013 в 03:34 0
Зачем же спорить? Может кто-то найдет себя в спортивном ушу и будет счастлив, и наоборот.
0 # 13 мая 2013 в 02:26 0
Я не являюсь противником спортивного ушу. Просто то, что мне сказал Учитель то и передал! Мне трудно всё рассказать обо всём, что слышал от дедов в Китае!
0 # 14 мая 2013 в 14:58 0
Лирическое отступление.
Этим летом мне довелось побывать в Петербурге на всероссийских соревнованиях как раз по спортивному ушу. Причем были мы там в отборочный день, когда очень много работы у жюри. Многие, наверное, знают, что на таких соревнованиях судьи обязаны быть в белых рубашках и белых брюках. А белые брюки, скажу я вам, вещь коварная, особенно когда они из тонкой ткани да еще и не самого свободного покроя. Тем более лето, жара. Так вот, была там в судьях пара дам, уже несколько поизносивших свой земной облик, особенно в задней нижней части. У жюри же есть такая традиция - как первый человек в категории отвыступает, они (судьи) выходят на ковер, собираются в кружок и обсуждают оценки. Причем каждый раз хотя бы одна из этих дам оказывалась к зрителям спиной. В общем, замечательные выступления спортсменов оттенялись крайне малоэстетичным зрелищем судейских обсуждений. Вот такие остались воспоминания..
0 # 17 мая 2013 в 14:22 0
я не люблю спортивное ушу
0 # 17 мая 2013 в 20:32 0
На мой взгляд спортивное ушу это прежде всего спорт очень красивый и зрелищный но
во первых этот спорт почти не имеет отношения к истокам и традиции
во вторых они могут красиво махать руками и ногами а в бою применить не могут
Но противником не являюсь просто не люблю
0 # 17 мая 2013 в 22:31 0
Каждому своё, все люди разные. кому-то нужны достижения, реализация чувства превосходства, кому то важно ощущать связь с чем-то древним, таинственным и т.д. Всем не угодищь, и всех под одну гребёнку не поставишь. Должно быть и то и то, и возникновение спортивного ушу было неизбежно. И Если уж нам выпала честь соприкоснуться и со спортивным ушу и с Традицией, то почему-бы этим не воспользоваться. Лично мне, спортивное прошлое очень хорошо помогает в развитии и в тренировках. Еслизадуматься, то находиться много общего, казалось бы даже между совершенно несопоставимыми вещами. Поэтому смотрите, творите, ищите себя)
0 # 20 мая 2013 в 07:21 0
Есть такая детская шалость: фантики заворачивать без конфет, а потом выдавать их за конфеты. Спортивное ушу, подобну крачивой обёртке без содержимого внутри. Конечно, каждому своё. Кто-то просто приходит в зал с большим желанием получить миф и обман, а не то, что на самом деле. Таким людям самое место в залах, где "изучают" (заметьте, в кавычках, ибо изучать там нечего) спортивное ушу. Удачи им!
0 # 20 мая 2013 в 08:20 0
Уважаемые, вам не кажется, что наш разговор несколько беспредметен, поскольку ничего не сказано о том, что именно представляют собой традиционное и спортивное ушу, и именно в России?
Давайте начнем с того, что (в России) как в спортивном, так и в традиционном ушу существует разделение на ушу-саньда, и ушу-таолу. Вряд ли кто-то будет говорить, что спортсмены, занимающиеся саньда, не смогут применить свои навыки в реальном бою. И вообще, если вы сможете разъяснить фундаментальную разницу между спортивным ушу-саньда, и традиционным, это будет весьма кстати.
Теперь к ушу-таолу. Начнем с начала. Допустим, есть человек, который решил заниматься ушу. Если это студент, или человек среднего возраста, понятно, что в спортсмены его скорее всего просто не возьмут, и пойдет он в традиционщики. А если это ребенок? Вот тут и возникает первая проблема: в нашей стране ситуация такова, что с детьми традиционным ушу занимается очень мало народу. А почему? А потому, что методики преподавания традиционного ушу для детей нет. Хоть и говорит уважаемый Евгений, что спортивное ушу не имеет никакого отношения к традиции, базовая техника и там, и там - одна и та же. И у спортсменов есть учебники, методические материалы, наработки по организации занятий именно для детей и именно в условиях нашей системы образования. А у традиционщиков все это находится в самой начальной стадии.
Далее: некоторые приверженцы традиции любят называть то, что делают спортсмены, балетом: типа, в реальной ситуации спортсмен ничего сделать не сможет. Любят у нас держать других за идиотов. А вы подумайте, если человек с детства по пять раз в неделю отрабатывает формы, состоящие из ударов ногами и руками, пусть даже он и не тренирует их применение с партнером, что, он самые простые вещи не сможет в реальном бою применить? Вы видели, в какой обще-физической форме эти ребята? Так что я бы не стала горячиться и обзывать это обманом..
0 # 20 мая 2013 в 08:50 0
Мы живем в мире, где время течет не так, как хотя бы сто лет назад. И очень немногие могут себе позволить с головой уйти в ушу и заниматься этим большую часть времени, как это предписывает традиция, и как делают деды в Китае. И возникает вопрос - как заниматься максимально эффективно в наших условиях, как оптимально распределять время. И этому как раз и посвящены последние исследования в области спорта. Я лично считаю, что важно не только знать, что именно ты делаешь, и зачем, но и как этому максимально эффективно учиться - вот где знания спортсменов незаменимы. Поэтому, мне кажется, нельзя огульно охаивать чуждое тебе направление, а наоборот, надо разобраться, что именно из их наработок можно использовать.
0 # 20 мая 2013 в 11:32 0
Вот эти два последних комментраия, очень дополняют и раскрывают мою мысль, благодарю)
И вообще на данный момент у многих получается так, что Традиция становится точно такой же "обёрткой от конфеты". В качестве примера возьмите тот же Ицзинцзин. А сколько других "истинных школ"; в одном ВКонтакте, если поискать можно найти десяток истинных последователей того или иного мастера, и все изучают Традицию! а половина из них шаолиньскую)" ОМГ, так может дело не в названии, а в прикладных "свойствах ума", если человек размышляет над тем, что изучает, наверняка рано или поздно он придёт к мысли, что ЭТО надо куда-то применить. И найдя, то или иное применение изученному, уже будет неважно что он там изучал, традиционное ушу или спортивное ушу. Главное, что ЭТО будет работать.
0 # 23 мая 2013 в 08:43 0
Хоть я и не являюсь фанатом спортивного ушу, хотелось бы все таки развеять несколько мифов, которые приняты за истину у большинства поклонников традиционных боевых искусств.

Миф первый "Спорт- это соревнования, смысл спорта это соревновательность, победа над соперниками в соревновании, самоутверждение через собственное превосходство над противником!"

Сошлемся на классиков теории и методики физической культуры:
Опр: Спорт- вид воспитательной деятельности, направленный на максимальное развитие одаренности индивидуума, реализуемой в избранном виде соревновательной деятельности.

Сущность: воспитание максимально развитых людей.
Идея: (не соревновательность а)- совершенствование!
Афоризм: "Силен тот, кто без меча повергает собственную слабость"
Ничего не напоминает?....
Отсюда - соревнования как инструмент, а не самоцель спортивной деятельности!

Миф второй: «Различие в технике спортивной и традиционной»

Изначально спорт возник именно из прикладных ,чисто традиционных практик. Вспомните первую олимпиаду, виды соревнований,… среди участников - Пифагор и его ученики ( надеюсь все знают что Пифагор известен не только своими штанами)!
Если брать спортивное ушу, то в основу техники современного
спортивного стиля чанцюань вошли элементы шаолиньцюань, фаньцзы, чжацюань, паоцюань и других в основном северных стилей ушу.
Да,многие спортсмены не понимают прикладного значения того что они делают, но есть и те, что понимают и их техника выглядит совершенно иначе, она более наполнена смыслом. А 90 процентов занимающихся тайцзицюань в самом китае копируют лишь внешнюю форму, ссылаясь на то, что если правильно все повторять, то и ци потечет, и здоровье нагрянет, и за себя постоять сможешь, если придется, а ведь внутренний стиль вроде как! И убеждены они- что следуют традиции.

Значит дело не в технике!

Миф третий: «Хочешь быть здоровым, не занимайся спортом»

Любой тренер-профессионал, (а не бывший спортсмен, который стал тренером после того как перестал быть спортсменом) и не только в ушу, в своей тренировочной деятельности использует:
а)обязательно - индивидуальный подход,
б)знания анатомии и физиологии (которые даются в физкультурных ВУЗах на уровне медицинских институтов) , а так же биомеханики и биохимии.
в) выстраивает тренировочные циклы в соответствии с индивидуальными годовыми и суточными биоритмами спортсмена,
г) психологии ( как правило любой мало-мальски серьезный спортсмен владеет системой психо и аутотренинга или самогипноза – этому учит тренер, потому как психологов на всю нашу олимпийскую сборную прошлого года было всего 3, у тех же китайцев для сравнения их было по нескольку на команду каждого вида спорта)
Да , а еще бывает и так, когда приезжает президент и говорит: «вот ребята а теперь вам за золото не 100 000 баксов, а 100 000 евро и это перед самыми соревнованиями, вся тренерская работа, вся спортивная психология сразу идет в ж—у (извиняюсь за выражение) и поэтому все начинают рубиться за бабки и тут спорт заканчивается!

А по поводу диетологии и фармакологии: у любого спортивного тренера даже не очень искушенного, есть свои рекомендации по поводу питания, и использования лекарственных и биологически активных препаратов, как естественных, так и медицинских.

Где, вы спросите, в спорте такие тренеры? Их может быть единицы, но они есть, и они должны работать именно так. Что бы не умирали футболисты и хоккеисты на поле, не калечили людей на ринге! Все смерти спортсменов на совести их тренеров!

А ведь еще цигун, скажете вы? В традиции он есть, а в спорте?
В современной медицине энергия человека считается в джоулях или килокалориях. Все аэробные и анаэробные методики базируются именно на реакциях и преобразованиях с выделением и поглощением тепла.
Современная наука изучает и природу ци, и может быть в дальнейшем , для спорта будет оптимизировано и это знание. Пока же спортсмены используют в основном традиционные системы цигун и нэйг
0 # 24 мая 2013 в 15:41 0
ун.

Вот и получается, что остается то только религиозно-философско-мистический аспект! А это уже совсем другая история!
0 # 25 мая 2013 в 02:15 0
Уважаемые! С последними пассажами я с большим удовольствием соглашусь и мало того, однозначно, подтвердить смогу, т.к. мой собственный первый Учитель тайцзицюань, прежде всего, спортивный врач... из тех, кто запускали космонавтов в космос, работали над успехами советских спортсменов, но подготовлены они были на стыке, так называемой, экстремальной медицины (той медицины, которая сейчас называется медициной катастроф, и в которой в исторической перспективе славяне преуспели больше других народов) и спорта, а точнее спортивной концепции Советского Союза.
0 # 25 мая 2013 в 17:10 0
Спортивная концепция Советского Союза, не такая примитивная, как могут подумать некоторые... это достаточно совершенная система, построенная на фундаменте норм ГТО... А что это такое? По словам моего первого Учителя, - это методика доармейской подготовки. В реальности эта система мало отличается от подготовки в спецподразделениях, которыми пользуются по сей день, но для масс существующей в облегчённом режиме. То есть вся страна (я имею ввиду Россию) готовилась к войне.
0 # 27 мая 2013 в 09:24 0
Как сказал мне друг моего Учителя, который всю жизнь работал в рамках деятельности соответсвующих органов: Вся система русского (позже, советского) спорта, никаким образом в реальности, никогда не была связана с общемировыми тенденциями развития спорта, в том числе с олимпийскими "стандартами" ("стандарты" это грубое слово, использованное мной условно) древней Греции... На русские системы спорта, а позже спортивной медицины оказали влияние, прежде всего, древние русские системы воспитания (именно воспитания, но не подготовки) человека, по мере его взросления, с той целью, чтобы чуть что не так, - всех призвать к оружию. В древние времена могли воевать и были достаточно подготовлены были люди с детских лет до глубокой старости. До сих пор проводятся специальными исследования в области остатков знаний таких подразделений, как пластуны и т.п. Даже женщины были способны воевать. Без "правильного" воспитания человека - этого добиться было бы невозможно. Для примера, могу привести тот факт, что сколько войн в России было, ни одна не была проиграна, тогда, как Китай не способен справиться даже с Тайванем. За всю историю своего существования Китай не сумел адекватно и уверенно выиграть ни одной войны. Я так смело утверждаю, потому что имел самые прямые знакомства с теми людьми, которые помнят или помнили станичников Урала и Поволжья. Если вы хорошо знаете историю Китая, то легко вспомнить пример "боксёрского востания" 1900 г. Хотя западные державы по отншению к Китаю были несправедливы и не корректны, но когда грянуло восстание, участниками которого были лучшие матсера боевых искусств, с пластунами справиться они всё таки не смогли управиться.
0 # 30 мая 2013 в 07:46 0
В этих условиях были разработаны уникальные формы воспитания в спорте. А при соединении спорта и медицины, образовалась спортивная медицина. Аналогий нигде в мире нет.