|
Принимая прибежище в Дхарме, мы устанавливаем компас на своем корабле и в любую бурю можем точно видеть, куда нам направляться. Сангха: в узком смысле Сангха - это общество практикующих буддистов, объединенное общими практиками и целями; это могут быть и монахи, и люди семейные. Члены сангхи поддерживают друг друга, делятся опытом; часто они объединены под руководством одного учителя; кроме того, на примере других легче выявить собственные недостатки, и здесь сангха выступает в роли зеркала. Сплоченная, со здоровыми взаимоотношениями, имеющая крепкие традиции сангха - большая ценность. Это легко понять в такой стране, как Россия, где очаги буддизма, мягко говоря, не распространены, а уровень духовной культуры "широких масс" оставляет желать лучшего. В конце концов сангха - это люди, с которыми вы разговариваете на одном языке; это чистое в моральном отношении место, где царит здравый смысл и спокойствие: ведь сангха опирается на заветы просветленных личностей, она далека от политики, моды, бизнеса и других вечно меняющихся ценностей общества. Это не значит, что буддист отвергает общество или уходит в некий особый ирреальный мир, где ходят люди в чётках и отовсюду звучит звук "ОМ" - скорее наоборот, буддист - это тот , кто вглядывается в окружающий мир очень внимательно и не обманывается преходящими феноменами .
В широком смысле Сангха - все живые существа мира нашего сознания. Классически буддисты выделяют шесть миров живых существ: дэвы (боги, пребывающие в вечном блаженстве), асуры (высшие создания, любимое занятие которых - война), люди, прета (бестелесные духи, мучимые неудовлетворенными потребностями), животные, жители ада (особый вид существ, которые не только непрерывно страдают, но и не привыкают к страданиям) . Знать об этом полезно, чтобы оценить всю ценность человеческого существования, которое, как считается, дает наилучшие шансы для духовного прогресса: высшие существа слишком упиваются своей властью и блаженством, чтобы развиваться, а низшие погружены в пучину неведения и не в силах найти дорогу наверх; мир людей находится посередине - люди обладают живым, восприимчивым сознанием, и сердцем, умеющим любить и сострадать, и в то же время они так часто сталкиваются с несчастьями и болью, что обычно считают состояние божественной эйфории частью своей мифологии.
Принимая прибежище в Сангхе, мы обретаем семью, которая не только кормит и одевает нас, но и требует любви и заботы.
Внутренние свойства трех сокровищ.
Три драгоценности - суть символы нашего сознания, это качества, присущие любому человеку, вне зависимости от пола, профессии или вероисповедания. Действительно, мы все во что-то верим (Будда), чем-то руководствуемся (Дхарма), пребываем в симбиозе с другими жителями этой планеты (Сангха). Человек, у которого ослаблена или разрушена хотя бы одна из этих трех опор, не может быть полноценно счастлив, он всегда будет жить в конфликте с самим собой. Такой человек может сменить место жительства, разбогатеть, обрести всемирную известность... но пока он не наведет порядок внутри своего сознания, ему не решить всех проблем. Ведь когда люди говорят, что у них все хорошо, они обычно немного лукавят - это относительная правда, имеется ввиду - "хорошо" здесь, сейчас, ну и не считая списка досадных мелочей из десяти пунктов. Поройтесь в душе у преуспевающих людей - какие ады вы рискуете там обнаружить ? Захочется ли вам верить в то, во что верят они, жить по их законам, иметь столько врагов, сколько у них ?
Поэтому важнейшее свойство Трех Драгоценностей - их первоначальная чистота. Это значит, что путь почитания трех сокровищ прямо ведет от несчастья к счастью, от неведения к пониманию, от тьмы к свету. Это также означает, что качество чистоты - внутреннее свойство нашего сознания, оно не приобретается извне и не передается каким-то учителем (как часто считают многие). Недаром буддисты считают буддистами всех людей на Земле, включая неверующих, и стараются никогда не критиковать иные конфессии.
|